Найти в Дзене
NIGMA

«Додо Пицца» vs Telegram — справедливость, хайп или попытка отжима?

Оглавление

Telegram — символ успеха, драйва и дерзкой бизнес-стратегии. Поэтому просто постоять рядом с ним в топ-заголовках — уже большая удача. Ради этого можно и в суд на Telegram подать.) Команде Дурова не впервой отбиваться от претензий, но обычно это были иски от заокеанских «друзей». Теперь в суд подала «Додо Пицца» — российская компания, и обвинила Telegram … в утрате никнейма ТГ-канала. Заседание назначено на 16 декабря 2024 года. Мы решили осветить эту тему с разных сторон, отделить «мух от котлет» и узнать, что говорят юристы.

Чего хочет «Додо Пицца»?

С чего началась эта «криминальная» история? Никнейм @dodopizza начали продавать в сентябре 2023 года, причем владелец запросил «круглую» сумму в $575 тысяч. Также можно было взять название в годовую аренду за $57,5 тысяч. Владелец юзернейма @dodopizza купил его в ноябре 2022 года на платформе Fragment за 1865 TON, что тогда равнялось примерно $12,2 тысячам.

После вывески объявления внезапно просыпается полная тезка никнейма. Если говорить официально, то ООО "Додо Франчайзинг" обратилась в суд с иском к Telegram Free Zone Company, которая зарегистрирована в ОАЭ. «Мега-пиццерия» выкатила нехилые пункты:

  • признать, что Telegram проводит недобросовестную конкуренцию;
  • изменить условия использования на сайте https://fragment.com/terms (Fragment) — запретить покупать никнеймы в Telegram, которые похожи на товарные знаки компаний;
  • отдать ТГ-канал или юзернейм @dodopizza истцу, то есть «Додо Пицце».

В общем, наехали по полной, предъявили «скромные» требования. Хочется порадоваться за аппетиты компании, и невольно возникает вопрос: «Ничего нигде не жмет, не давит?» Но не получается — начинают душить слезы от жалоб адвоката «додошников». Старший юрист IP и Privacy «Додо Пицца» Александра Акимова рассказала о «бездушии» Telegram. По ее словам, мессенджер «совсем не уважает» бренды и позволяет торговать их «святыми» никнеймами.

Иск в суд был отправлен еще 11 апреля в Арбитражный суд Коми. Правда судья не сразу проникся страданиями пиццерии и сначала вообще сомневался: а есть ли состав «преступления»? Но истец «дожал» суд, и так как «Додо Пицца» зарегистрирована в Коми, то и рассматриваться спор с Telegram будет в этом регионе.

Но за все надо платить — после появления публикации об иске «Додо Пиццы», стоимость никнейма взлетела до $1 млн, а сейчас его можно «легко» купить за $2 млн. Вот такая вишенка на торте.

-2

Итак, мы услышали обиженную сторону, теперь попробуем оценить требования «Додо Пиццы» и расскажем, что думают об этом юристы.

Требования против фактов

Давай рассмотрим требования с нейтральных позиций и сопоставим их с фактами. Узнаем, что думают о деле юристы, как они оценивают реальность наказания Telegram. Итак, разберем все пункты «обвинения».

Недобросовестная конкуренция

Сразу возникает вопрос: кто и с кем конкурирует? Telegram с «Додо Пиццей»? Честно говоря, мы еще не пробовали пиццу от Telegram. Не совсем понятно о каком рынке идет речь, где Telegram «подсиживает» «Додо Пиццу»?

Но и это еще не все. Оказывается, никнейм @dodopizza бесплатно был подарен в 2018 году … «Додо Пицце»! За это юзер получил промокод от компании на большую пиццу (правда, чел утверждает, что он не сработал)). Никнейм не использовался, поэтому был утрачен, а уже потом куплен предприимчивым «злодеем». Те, кто знаком с такими нюансами в деле, убеждены, что пиццерия решила поймать хайп и оценивают дело, как нестандартный маркетинг.

Изменение условий продажи на Fragment

Здесь вообще пальцем в небо. Сайт Fragment принадлежит компании с Сейшельских островов Fragment Corp., поэтому и требования об изменении условий нужно предъявлять ей. Почему поддержка Telegram должна отвечать за Fragment? Реклама, ничего личного?)

Кроме того, почему-то требования выдвигаются Telegram Free Zone Company, хотя к мессенджеру имеет отношение компания Telegram Messenger Inc., зарегистрированная на Британских Виргинских островах. Telegram Free Zone Company фигурирует только в Google Play, поэтому непонятно почему юристы «Додо Пиццы» сделали ее главным врагом.

Передача никнейма

Проблема с названиями ТГ-каналов действительно существует. Так утверждает руководитель направления разрешения IT & IP споров юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. По его словам, любой пользователь может купить название канала, похожее на бренд известной компании и потом требовать за него выкуп.

Его поддерживает коллега — эксперт Moscow Digital School Игорь Чувствинов. Как утверждает юрист, за рубежом уже придумали название для этого явления — username squatting, и иностранные суды запрещают использовать никнеймы брендов, которые сильно похожи на названия компаний. Также «Додо Пицца» может рассчитывать на схожесть названий каналов в Telegram с доменными именами. Cybersquatting или киберсквоттинг — захват доменных имен известных брендов уже запрещен в России, поэтому есть шанс для пиццерии.

Но в России еще не было таких дел, и даже за рубежом все неоднозначно. Например, иностранные юридические компании советуют заранее подсуетиться и выкупать (занимать) «горячие» никнеймы в соцсетях. Кроме «Додо Пиццы» с такими «сюрпризами» столкнулись и другие бизнес-проекты и все решали «по-партнерски». Например, 27 апреля 2024 года Т-банк (Тинькофф) купил никнейм https://t.me/tbank за более чем $100 тысяч.

Поэтому юристы сомневаются, что «Додо Пицца» может победить в этом споре. Как утверждает Ярослав Шицле у пиццерии слабые доказательства, которые не устроят суд. Например, в иске указывается о «поле для мошенничества» из-за позиции Telegram. Но мессенджер — это платформа, где есть миллионы пользователей, и она не несет ответственность за их «выкрутасы» (Рафик не виноват)).

Кроме того, если канал @dodopizza не торгует пиццей, не порочит «светлое» имя «старшего брата», то какие претензии? Тогда нужно закрыть все палатки на рынке, которые торгуют яблоками под соответствующими вывесками, из-за названия Apple.

И, наконец, даже если Telegram признают виновным, как выполнить решение суда? Кто же его «посадит», это же памятник Telegram!) У компании нет юрлица в России, а блокировка из-за этого ей вряд ли грозит. Но плюсом от разбирательства может быть привлечение внимания к проблеме, а также (все возможно) внесение каких-то изменений в правила регистрации каналов.

Неочевидные нюансы

Есть еще один маленький, но такой большой нюанс, который могут не заметить юристы, — цифровизация всего и вся. Telegram активно разрабатывает и внедряет собственный блокчейн, где никнеймы могут быть записаны в форме NFT. Сразу скажем, что владелец канала @dodopizza уже это сделал. А отобрать NFT принудительно практически невозможно. Это напоминает ситуацию с криптовалютой — приказать можно, но как изъять ее без желания хозяина и приватных ключей?)

-3

Кроме того, NFT-никнеймы покупаются владельцами каналов у Fragment, а Telegram лишь предоставляет свою площадку для их хранения в блокчейне TON. Поэтому, максимум, что может сделать мессенджер — отключить NFT-юзернейм @dodopizza. Компания активно продвигает блокчейн TON, и такой поворот нанесет ей огромный удар по репутации. Интересно, готов ли Telegram так подставиться ради «взбешенной» пиццерии?

В общем, запасаемся попкорном и следим за продолжением экшена). Удастся ли «Додо Пицце» получить еще раз халявный никнейм (даже без неработающего промокода)) или они просто пришли попиариться — покажет время и наш ТГ-канал). Заходи, залетай к нам в любое время — и узнавай все горячее и полезное.