Найти тему

Нам строители нужны, пусть же их научат

   Нам строители нужны, пусть же их научат
Нам строители нужны, пусть же их научат

Внедрение новых технологий и развитие стимулирующих механизмов для привлечения новых кадров позволят решить проблему нехватки специалистов в строительной отрасли Югры. При этом застройщикам стоит самим проявлять активность при участии в программах целевой подготовки будущих специалистов. Такого мнения придерживаются в правительстве и думе автономного округа, говоря о проблеме нехватки рабочих рук на стройплощадках региона на фоне амбициозных задач по развитию инфраструктуры и наращиванию темпов ввода жилья.

Мигрантами не обойтись
Дефицит кадров в строительной отрасли России оценивается примерно в 50 тысяч человек. На фоне 11 миллионов строителей это, казалось бы, не так много. Однако если экономика страны будет развиваться запланированными темпами, то к 2030 году, когда предполагается поднять уровень ввода жилья до 120 миллионов квадратных метров в год и в целом построить за десятилетие 1,1 миллиарда «квадратов», нехватка строителей возрастет до 400 тысяч.
Такие данные вице-премьер российского правительства Марат Хуснуллин озвучивал еще осенью прошлого года. С тех пор проблема, охватывающая все регионы страны, никуда не исчезла. Беспокойство по этому поводу наблюдается и в автономном округе. Для поиска решений депутаты думы Югры привлекли к обсуждению всех руководителей профильных подразделений окружного правительства и представителей отрасли.
Как заметил председатель комитета думы Югры по охране окружающей среды, экономической политике, промышленному, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Великий, этот вопрос сегодня активно обсуждается и в рамках федеральной повестки.
– Нехватка трудовых ресурсов в строительном секторе прослеживается практически повсеместно в силу разных причин. В том числе в результате перетекания специалистов в другие сферы, для решения не менее, а может быть, и более важных государственных задач. Также среди причин – отток иностранных мигрантов, недовольных уровнем заработной платы. Параллельно свой строительный бум начинается в странах Средней Азии, где работники могут получать сопоставимые с нашими зарплаты. Кроме того, часть специалистов уехали работать на новые присоединенные территории, – приводит доводы вице-премьера Сергей Великий. Решить проблему можно за счет повышения производительности труда, для этого нужно пересмотреть условия подготовки специалистов, сократить сроки обучения без потери качества, внедрять новые технологии, в том числе цифровые.

Число вакансий растет
Строительная отрасль одной из первых столкнулась с нехваткой кадров, это проявилось еще в период пандемии коронавируса, подтверждает тезисы Хуснуллина глава депстроя Югры Матвей Каров.
– Остро ощущается нехватка именно высококвалифицированных кадров, включая инженерные и ряд других специальностей. По данным Росстата, количество вакансий в строительстве за прошлый год выросло. Одной из главных причин эксперты называют крайне низкую производительность труда в строительной сфере. Это результат того, что на протяжении последних двух десятилетий компании делали акцент на привлечение дешевой иностранной рабочей силы, а не на внедрение передовых технологий и повышение эффективности собственного персонала, – резюмирует Матвей Каров. В Югре по сравнению с 2022 годом прирост дефицита строительных кадров составил 9 %. Чтобы переломить тенденцию, власти региона намерены включить в отраслевые окружные программы меры государственной поддержки в виде частичной компенсации затрат строительных компаний на обучение и повышение квалификации персонала, субсидирования процентной ставки по кредитам, а также создания специализированных кафедр в региональных вузах для целевой подготовки студентов по инженерно-техническим и рабочим специальностям.
Вопрос кадрового потенциала был одним из самых дискуссионных в процессе обсуждения прогноза социально-экономического развития региона, добавляет замгубернатора, глава депэкономразвития Югры Сергей Афанасьев. В этой связи в правительстве договорились провести анализ не только по программе строительства, но и по другим направлениям, какие запросы есть у экономики. Он согласен, что низкая производительность труда в отрасли связана со слабым внедрением технологий.
– По данным исследований экспертов Санкт-Петербургского университета имени Петра Великого, максимального прогресса по уровню производительности труда с 60-х годов прошлого века добился агропромышленный комплекс – 800 %, а вот строительная отрасль показала худшие результаты – всего 60 %. То есть скорость строительства за столько лет у нас выросла всего примерно в полтора раза. Это связано в том числе с проблемами технологического характера. На усиление результатов в этом направлении и будут сегодня нацелены меры государственной поддержки, – подчеркивает заместитель губернатора Югры. Сергей Великий замечает, что одна из проблем кадров заключается в глубинных общественных процессах – заманить молодых людей в строительные профессии сегодня все сложнее, поскольку те же или большие деньги они могут заработать, не прилагая таких усилий:
– Приходят работодатели в строительные колледжи, зовут ребят летом подработать на стройке, а те разворачиваются и идут еду на самокатах развозить. Все хотят быть блогерами, а бетон мешать желающих нет. Этот аспект тоже не следует упускать из виду и подходить к решению проблемы масштабно, думать, как простимулировать молодежь.


Некогда голову поднять
Солидарен с коллегой член окружного парламента Ринат Айсин. При этом он предлагает посмотреть на ситуацию с точки зрения строительной организации:
– Когда ты сжат в тисках смет, сроков сдачи, требований заказчиков, проверяющих структур, нехватки подрядчиков и так далее, то не можешь «вынырнуть» и посмотреть на ситуацию сверху. Находясь в рутине решения повседневных задач, сложно рассуждать о внедрении новых технологий в отрасли. Поэтому они в строительстве находятся на самом низком уровне в сравнении с тем же агропромом, где трактор уже может сам пахать, урожай собирать, а оператор им через спутник управляет. У строителей так не получается. Они заинтересованы получить объем работ и быстрее его реализовать – и все это старыми проверенными методами. Внедрять и тестировать инновации не с кем и некогда. Ринат Айсин поддержал предложение окружного правительства стимулировать внедрение передовых технологий строительства, что привело бы к пересмотру потребностей рынка в кадрах.
– Прежде всего, нужно проанализировать, какие из имеющихся технологий реально внедрить в наших условиях, выбрать основные, которые позволили бы сократить число рабочих и увеличить скорость строительства, – говорит депутат. Среди примеров таких инноваций он приводит BIM-технологии (от английского Building Information Modeling, что представляет собой информационное моделирование строительных объектов), использование дронов и так далее. Чтобы внедрять подобные нововведения, строителям нужна поддержка.
– Для перехода на новый формат работы потребуется время, и это неизбежно будет сопряжено с издержками, которые нужно компенсировать. В этом власти и могут помочь девелоперам через институты развития и те многочисленные инструменты поддержки, которые у нас есть. Это повлекло бы за собой качественные изменения в отрасли, в том числе в плане кадровых потребностей, – добавляет Ринат Айсин.
Механизм есть, но им никто не пользуется
Параллельно звучат голоса об увеличении набора в профильные вузы, колледжи на соответствующие специальности. Впрочем, первый заместитель директора департамента образования и науки Югры Снежана Возняк замечает, что мощности местной системы образования по цифрам должны с лихвой покрывать запросы работодателей из числа застройщиков.
Она подтвердила, что в округе проведена работа по оценке соотношения потребности отрасли с количеством специалистов, которые выпускаются местными образовательными организациями. По данным на начало года, потребность в строителях в округе составляла всего тысячу человек, из них нужны были только 20 % специалистов с высшим образованием. Тогда как колледжи и вузы Югры выпускают 1 900 мастеров различных специальностей для строительного сектора. Доходят ли они потом до работодателя – это другой вопрос.
– Например, в сегменте электро- и газосварки потребность составляет 121 человек, а выпущено будет 375. Но, к сожалению, процент трудоустройства этих специалистов достаточно низкий, – констатирует представитель депобразования Югры. Одним из перспективных направлений подготовки, способных снять этот вопрос, является программа «Профессионалитет», где сроки обучения меньше, а качество и соответствие современным технологическим запросам выше. Но она требует вовлеченности предприятий, чтобы студентов буквально с первых дней учебы принимали на стажировку и вводили в профессию на практике с начислением стажа и присвоением более высокого разряда.
– Тогда у них уже по окончании обучения будет более высокий уровень оплаты труда и конкурентоспособности по профессиональным навыкам. Поэтому очень важно максимально использовать механизм целевого обучения. Однако он в строительной отрасли сегодня практически отсутствует, – добавляет Снежана Возняк.


Маловато
Кроме того, многих выпускников не слишком привлекает уровень зарплат, который сегодня установился на стройке по многим, в том числе квалифицированным, позициям. Заработать больше действительно можно во многих других сферах, где работа полегче, констатируют эксперты.
Дополнительную проблему в трудоустройстве создает сезонность строительных работ. Сами молодые специалисты порой жалуются, что их не берут на стройку, потому что сегодня заказ есть, а завтра нет. Поэтому работодателям проще взять на временную вакансию мигранта или вахтовика без соцпакета, чем нанимать местных с дипломом и платить им достойную зарплату.
Без лишних эмоций свой срез по цифрам дают в департаменте труда и занятости населения Югры. Как сообщил глава ведомства Роман Белкин, ежегодно в службы занятости присылают от 6 до 8 тысяч вакансий от работодателей строительного сектора. Это около 10 % от общего числа всех вакансий в регионе. Средний уровень зарплат по ним составляет 64 тысячи рублей, притом что фактическая средняя зарплата по отрасли приближается к 90 тысячам.
– Более половины этих вакансий рассчитаны на вахтовую работу. Но здесь предложение по зарплате составляет уже 100 тысяч рублей, – добавляет Роман Белкин. Больше всего на стройках ждут водителей, монтажников, машинистов экскаваторов, бульдозеров, автогрейдеров, а также электрогазосварщиков, подсобных рабочих, слесарей по ремонту автомобилей. На начало года количество вакансий в 15 с лишним раз превышало число безработных, имеющих профильное образование или ищущих работу именно на стройке. Работодатели при этом ищут специалистов в основном в соответствии с текущими производственными потребностями.
– То есть большинство компаний крайне неохотно или совсем не прогнозируют перспективную потребность в кадрах. Отсюда низкая активность участия в опросах на предмет кадровых потребностей. Так, в федеральном опросе Минтруда в конце прошлого года участие приняли всего 17 югорcких организаций строительной сферы при плане в 57. Мы добивались от них данных, как могли, но большинство эти опросы проигнорировало, – констатирует директор департамента. 17 – из почти 3 800 предприятий, занимающихся строительством. Неудивительно, что при таком отношении к кадровой проблеме так мало желающих идти к ним работать. В этой связи Роман Белкин призвал строителей активнее сотрудничать с органами занятости, участвовать в ярмарках вакансий. А также предложил усилить работу по повышению престижа рабочих и строительных профессий, которые сегодня у молодежи, надо признать, не пользуются авторитетом.
Читать в источнике