Найти тему
Новый проспект

«Блогеры начнут дробиться». Юристы оценили перспективы деанонимизации блогов

Госдума приняла закон, который обязывает владельцев телеграм-каналов и аккаунтов в соцсетях с количеством подписчиков от 10 тыс. передавать о себе данные в Роскомнадзор. Тем, кто этого не сделает, запретят размещать рекламу. «Новый проспект» опросил юристов и медиаторов и узнал, что ждет блогеров в ближайшем будущем.

Юлия Михальчук, адвокат, преподаватель Высшей школы экономики, автор трех телеграм-каналов (12 тыс., 15 тыс. и 19 тыс. подписчиков):— Основная цель данного законопроекта — вывести из тени анонимных авторов и заставить их платить налоги с рекламных постов. Зарегистрировался — можешь монетизировать канал. Сохраняешь анонимность — твой канал смогут заблокировать.
Пока непонятно, как весь механизм будет работать. В законопроекте указано, что будут даны отдельные разъяснения правительством. Обещают, что будет несложно. Ждем документ и будем разбираться, чтобы всё правильно сделать и не попасть на штрафы.
Это очередной шаг государства в тренде на обеление и деанонимизацию. Если автор хочет громко вещать на большой пул людей и получать деньги от рекламодателей, он будет обязан раскрыть свое лицо и соблюдать правила.
Что делать прямо сейчас? Пока что ждать, уведомлять никого не надо.
Дмитрий Якубовский, адвокат, руководитель корпоративной практики коллегии адвокатов Санкт-Петербурга «Кутузовская», преподаватель СПбГУ и Санкт-Петербургского института адвокатуры, основатель Первой правовой онлайн-школы:— Как быть, если телеграм-канал от 10 тыс. подписчиков ведет один человек, а канал посвящен другому — котику, компании, абстрактному понятию? Совет пока один: в законе прописана формулировка «пользователь, создавший страницу»; соответственно, тот, кто создавал, тот и должен сообщить свои данные в Роскомнадзор. Как быть с юридическими лицами, ведущими такие телеграм-каналы, пока непонятно, пока в законе упоминается физическое лицо — «пользователь». Насколько удобно будет заполнять форму для передачи данных? Как эти данные будут проверяться? Кто будет осуществлять идентификацию заполненных форм? Масса вопросов, ответить на которые пока нельзя. Порядок и форма будут утверждены органами исполнительной власти. Подождем и посмотрим.
Что будут делать те пользователи, которые решат сохранить анонимность ради, например, своей безопасности? Ну, возможно, по аналогии с юридическими лицами: как номинальные учредители и номинальные генеральные директора фирм, у нас появятся номинальные владельцы телеграм-каналов. Некий человек с паспортными данными согласится за небольшое вознаграждение стать владельцем.
Однако рассчитывать, что государственная система недальновидна и вводит ограничения, которые не будут работать, весьма опрометчиво. Как показывает практика, у нас всё зачастую реализуется в режиме многоходовки. Для начала введут ограничительные требования, которые должны выполняться, а конкретные меры ответственности распишут на следующем этапе. Первые кирпичики заложены, затем будет выстроена стена, которую не перепрыгнуть. Я бы не обманывался легкостью ситуации. Мы уже видим одно из ограничений: те, кто не раскрывает себя, утрачивают право на публикации рекламного характера. Да, можно сказать: «Я буду продолжать публиковать рекламу». Но вот к тем, кто заплатил за эту рекламу, если это будут не такие же анонимные пользователи, а вполне конкретные юридические лица, могут возникнуть вопросы. И все средства, которые потрачены на эту рекламу, будут как минимум в налоговом плане по-другому засчитаны. Так что это может аукнуться тем компаниям, которые, несмотря на запреты, будут рекламу публиковать в анонимных каналах. Так или иначе, закон будет работать.
Владимир Кузнецов, вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству, член экспертного совета комитета по малому и среднему предпринимательству Госдумы РФ, председатель Общероссийского профсоюза медиаторов:— Я считаю, с учетом принятия этого закона, есть вероятность того, что и блогеры тоже начнут дробиться. У каждого будет по 9 тыс. подписчиков, и все будут знать, что глобально определенная группа блогеров контролируется каким-то одним бенефициаром.
Оксана Мучараева, медиатор, президент АНО поддержки предпринимательства «Объединенный медиативный центр», налоговый консультант, член научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов, государственный советник РФ 3-го класса:— Эта законодательная инициатива позволит повысить прозрачность рынка и увеличит доверие к верифицированным телеграм-каналам как к источникам информации.
Она отвечает трендам правительства по цифровизации всех значимых сфер в части сбора и анализа данных. Мы ожидаем, что в результате будет сформирован реестр игроков рынка, а также появятся цифровые инструменты их оценки — как в части статистических данных (общее количество публикаций, в том числе признанных недостоверными), так и в части финансовой составляющей блога (количество и сумма рекламных интеграций).
Также можно предположить, что возрастет число судебных споров о признании недостоверными и порочащими деловую репутацию сведений, опубликованных в телеграм-каналах.
Евгений Богомолов, адвокат, председатель квалификационной комиссии Адвокатской палаты Санкт-Петербурга, президент Санкт-Петербургской арбитражной ассоциации, общественный представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге:— Какого-либо явного противоречия в этом законе нормам Конституции или иных федеральных законов нет. Всякий квалифицированный юрист вам подтвердит, что свобода — это прежде всего мера ответственности. Свободой на выражение мнения и распространение информации, так же, как и правом на получение информации, злоупотреблять нельзя, и государство вправе пресекать или превентивно не допускать такие злоупотребления.
Но гораздо больше поводов посудачить появится у юристов и блогеров после того, как правительство конкретизирует перечень сведений и данных, которые блогерам нужно будет о себе предоставлять.
Борис Павлов, юрист корпоративной практики:— Я считаю, что журналистика должна быть свободной и находиться вне рамок глобальной цензуры, иначе она уже не будет журналистикой. А блогер — он такой же журналист. Я говорю о тех журналистах, авторах телеграм-каналов, которые придерживаются журналистской этики и соблюдают нормы Закона о средствах массовой информации, подтверждая свое мнение документами и фактами.
Да, нужно регулировать в рамках действующего законодательства ненадлежащий контент, который призывает к насилию, нарушает законы (пропагандирует запрещенное и т.д.), но вот взять и всех загнать в какое-то стойло — это уже будет не журналистика.