Многие из тех людей, кто интересуется айкидо, как минимум слышал такой термин, как тэгатана (手刀) — рука-меч/нож. А большинство из тех, кто айкидо практикует скажут, что этот термин означает использование руки внешним ребром раскрытой ладони со стороны мизинца при ударе или встрече, то есть то, что в каратэ мы называем сюто (шуто) — иероглифы те же самые, просто другое прочтение. Но, лично я считаю, что подобное понимание недостаточно раскрывает суть данного понятия и в этой статье я попытаюсь раскрыть данную тему чуть глубже. Надеюсь, что кому-то это поможет переосмыслить как понимание некоторых аспектов айкидо, а может и свою практику айкидо в целом. Ну, или, как минимум, позволит лучше понять связь техники айкидо с техникой кендзюцу.
На мой взгляд за понятием тэгатана стоит гораздо больше, чем просто использование открытой руки и внешнего ребра ладони, а именно использование фехтовальных техник и стратегий в айкидо. Помните мем?
На самом деле это, фактически, объясняет, что из себя представляет айкидо в техническом плане. А заодно и то, почему изучение фехтовальных практик и школ благотворно влияет на понимание и практику айкидо.
Правда, тут следует сделать небольшое, но очень существенное дополнение: если это действительно серьёзная практика фехтования, а не просто изучение и отработка различны форм (ката) или субури. К сожалению многие практикующие подменяют одно другим, забывая, что смысл практики с мечом не в умении выполнять ката и махать мечом, а именно в умении фехтовать.
Когда мы рассматриваем использование тэгатана, как одного из важных принципов айкидо, то гораздо больше пользы принесёт восприятие её не как использование ребра раскрытой ладони, а как использование руки/рук, в качестве меча. То есть использование принципов фехтования мечом, но без меча, когда в качестве меча выступают ваши собственные руки. А каких принципах тут идёт речь? Ну, для этого нужно понимать, чем фехтование катаной принципиально отличается от фехтования, к примеру, рапирой или иным западным одноручным клинком. Пожалуй, основным отличием здесь будет то, что в отличие от фехтования одноручным клинком катаной мы фехтуем преимущественно двумя руками. Это отличие выражается в том, что при фехтовании катаной мы выстраиваем тело относительно клинка, а не наоборот, как происходит при манипулировании клинком одной рукой.
Что из себя технически представляет процесс фехтования? Фактически фехтование — это рукопашный бой с применением различных видов оружия (преимущественно холодного), которое используют для нанесения рубящих, режущих и колющих ударов противнику, а так же защиты от аналогичных ударов противника используя как специальные защитные приспособления (щит, наручни и т.д.), так и само оружие (парирование). Грубо говоря, если у нас есть щит и меч, то мы подставляем щит, закрываясь им от удара меча противника и наносим удар своим мечом. В целом то же самое происходит, если мы используем по клинку в каждой руке (но тут уже есть свои нюансы). Использование же двуручного хвата вносит свои коррективы. Фактически мы используем своё оружие как щит и меч одновременно. Здесь особенно актуальным становится «принцип центральной линии». Можно сказать, что вся наша цель сводится к тому, чтобы оставлять противника снаружи своего внешнего контура не позволяя проникнуть внутрь, самим же наоборот стараясь проникнуть внутрь его контура. Когда мы фехтуем, то используем для этого оружие. Если же оружия нет, то собственные руки.
Учитывая тот факт, что большая часть техник айкидо (в отличии от айкидзюдзюцу, с его более разнообразной техникой) фактически является переложением соответствующих фехтовальных техник кендзюцу, использование тегатана — руки-меча в качестве этого самого меча стоит рассматривать не как отдельной её части (внешнего ребра ладони), а как оружия — меча (катана) в целом. При этом непосредственно ребро ладони (по аналогии с реальной катаной) является ничем иным, как моноучи (верхняя «ударная» часть клинка). Понимание этой простой аналогии для адепта кендзюцу автоматически «снимает много вопросов» и тянет за собой понимание принципов взаимодействия в той или иной технике, её применения. Если это понимание есть, то любые разговоры, высказывания о необходимости адаптировать технику айкидо под современные условия становятся просто смешными и изначально глупыми. Единственное, о чём они говорят — о том, что произносящий их не понимает их сути, а так же всех механизмов и принципов взаимодействия.
Нужно ли дополнительно изучать фехтование при изучении айкидо? Ответ на этот вопрос пусть каждый даёт себе сам. Лично моё мнение: как минимум не повредит. Почему? Есть множество объективных аргументов «ЗА». Я приведу всего лишь пару, вытекающих один из другого:
- Техники кендзюцу являются той самой печкой, от которой пляшет большая часть разновидностей рукопашного боя Японии, в том числе и дзюдзюцу (джиу-джитсу). Основным оружием самурая был лук, но главным оружием — меч. Именно поэтому не лук, но меч олицетворяет душу самурая. Именно владение мечом — кендзюцу являлось первостепенным навыком, а не дзюдзюцу, которое было второстепенным, дополнительным умением.
- Такеда Сокаку — создатель такой школы джиу-джитсу, как Дайто-рю айкидзюдзюцу, прежде всего был именно мастером меча, лишь потом дзюдзюцу. Уэсиба Морихэй также в достаточной мере владел различными видами традиционного оружия, в том числе мечом. Не стоит также забывать, что «айкидо Уэсибы» было «создано» (точнее оформилось) не только на базе и под влиянием техники Дайто-рю, но и такой комплексной школы, как Кукисин-рю, в которой весьма себе развиты оружейные техники. И ещё вопрос чьего именно влияния в айкидо больше — Дайто-рю или Кукисин-рю. В любом случае оба эти мастера жили и создавали свои школы в то время, когда ещё техники владения мечом были априори первостепенны. Менталитет такой был...
К сожалению, то, что преподносится под видом техник меча в айкидо сейчас, процентов на 90 является просто лютой дичью, не имеющей никакого отношения к истинному кендзюцу. Исключением можно считать, пожалуй, лишь Нисио будо. Не изучая серьёзно какую-либо из традиционных школ корю/кобудо вряд ли можно говорить о какой-то серьёзной работе с оружием — только с фантазиями на эту тему. Тут вообще всё довольно просто: в айкидо, как известно, нет спаррингов. А для того, чтобы научиться фехтовать нужно много драться. Кендзюцу — это искусство БОЯ на мечах. Если всё ваше «обучение» сводится лишь к изучению обусловленных и строго регламентированных парных ката или кумитачи, то всё чему вы научитесь — делать ката и кумитачи. А вот искусству боя — фехтованию, вы вряд ли научитесь... Разве может называться полноценным музыкантом тот, кто умеет играть исключительно по нотам зазубрив на какие клавиши нужно нажимать?..
Таким образом, серьёзное изучение и практика кендзюцу позволяет дать то, чего очень часто не хватает современным адептам айкидо — понимание боя, как процесса, а не просто изучение и отработку одиночных приёмов. Тогда и тэгатана будет восприниматься не просто как использование открытой ладони, а как принцип и метод фехтования без меча.