Найти тему

Теория разделения властей

Теория

 

Теория разделения властей является основным принципом организации деятельности современного демократического государства, который положен в основу механизма государства.

Основоположники: английский философ-материалист Дж. Локк и французский философ и правовед Ш. Монтескье. Формирование теории имело место с начала XVI и до XIX вв.

Теория появляется на той ступени развития общества, когда созревают необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни, когда в обществе возникает потребность в механизации обеспечения прав и свобод и ограничении от возможной узурпации власти.

Локк считал, что такой институт, как государство (носитель публичной власти) способен защитить права и свободы граждан, гарантировать их участие в политической жизни, добиться главной цели - защита собственности гражданина. Для этой задачи государство должно быть организованно так: составные части должны уравновешивать друг друга, сдерживать от чрезмерных властных притязаний того или иного органа. При этом полномочие принимать законы находилось в руках парламента, полномочие исполнять законы - в руках монарха и правительства, судебная власть не выделялась.

Монтескье имел аналогичные идеи, но он выделял 3 власти: законодательную (государство издавало, отменяло, исправляло законы), исполнительную, ведающую вопросами международного права (объявление войны, заключение мира, принятие послов, обеспечение безопасности), исполнительную, ведающую вопросами права граждан (карает за преступления, разрешает столкновение частных лиц, т.е. по сути - судебная власть).

В соответствии с теорией разделения властей единая государственная власть должна функционировать в рамках системы сдержек и противовесов. Система сдержек и противовесов направлена на то, чтобы: во-первых, государственная власть не сосредоточивалась только в одной ветви власти, у одного лишь главы государства; во-вторых, она предполагает самостоятельную в рамках законов и взаимовлиятельную деятельность трех частей единой государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Но главная цель «изобретения» теории разделения власти заключается в том, чтобы удержать власть монарха, императора, короля и т.д. Отсюда и в современных условиях, когда вроде и нет таких абсолютных монархов, императоров, королей и генеральных секретарей, но необходимость в разделении власти, то есть в действенности системы сдержек и противовесов остается. Система сдержек и противовесов в современных президентских республиках должна быть направлена на удержание в рамках законов исполнительной ветви власти.

В переводе на житейский язык систему сдержек и противовесов следует понимать так, что обществом оперативно (повседневно, ежечасно) управляет исполнительная власть (Президент, Кабинет Министров). Однако исполнительная власть действует, осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с законами, принятыми законодательной властью (Парламентом). Независимая судебная власть существует для того, чтобы привлечь к ответственности любого, кто нарушает закон. При этом все три ветви власти независимы друг от друга, но четко и тесно связаны друг с другом законами.

Смысл принципа разделения власти сводится к тому, что даже законодательная власть не всесильна. Она принимает законы в рамках Конституции и не имеет права произвольно вмешиваться в сферу исполнительной и судебной ветвей властей.

Отсюда полновесность теории разделения власти сводится не просто к наличию трех ветвей власти в государстве - законодательной, исполнительной и судебной (почти в любом государстве эти ветви власти имеются и их функции, в общем, и в целом разграничены), а к тому, что эти три ветви власти на законодательной основе функционируют как система сдержек и противовесов по отношению друг к другу.