Найти тему
Колонка Старого

Образованность и квалификация - одно и то же?

Изображение из открытых источников сети Интернет
Изображение из открытых источников сети Интернет

По структуре документа сразу определю понятия. Образование, в моём понимании, тождественно культуре. Культуре как совокупности достижений цивилизации, то есть это картина мира и понимание, что и как здесь устроено. Что земля крутится вокруг солнца, как происходили исторические процессы, откуда берётся электричество, химический состав человека и прочей органики, и, конечно, основа культурных кодов и морально-этической системы, а это религия, литература и искусство. Получать образование - впитывать культуру, знания как таковые.

Квалификация - набор практических профессиональных навыков, на новоязе - компетенции. Это то, чему учат.

Теперь немножко истории. Палач и тиран кавказской национальности когда-то придумал, что советский человек, освобожденный от оков и прочего рабства, то есть ставший безамбициозной незаряженной на успех бесцельной ленивой сволочью, так вот этот человек имеет растущие культурные запросы. И смысл социализма не только в удовлетворении растущих материальных потребностей, а еще и растущих культурных потребностей. А так как за счет повышения эффективности труда рабочее время будет сокращаться (проклятые ленивые совки), то и времени на культурный рост будет всё больше. А что бы было откуда расти, нужно базовым образованием заниматься системно.

Мало того, этот преступник кавказской наружности придумал, что все сотрудники предприятия должны иметь сопоставимый культурный образовательный уровень. То есть и быдло у станка, и офисный планктон в бухгалтерии, и айтишник или инженер в КБ, и даже элита из АУП, топ-менеджеры, буквально все на одном культурно-образовательном уровне и способны собравшись в коллектив поддерживать непринужденную беседу на любую тему, будь то влияние черных дыр на гравитацию вселенной, реликты эпохи Среднего царства, шедевры изобразительного искусства или проявления традиции классической литературы в произведениях современных авторов, включая влияние религиозных сюжетов.

Изображение из открытых источников сети Интернет
Изображение из открытых источников сети Интернет

Исходя из этих преступных замыслов была построена неэффективная совковая система образования. Помимо получения конкретных практических навыков счёта и письма в школе, а далее профессиональных навыков в средних и высших учебных заведениях, была выстроена система именно образования - повышения культурного уровня. Если не брать некоторые сугубо технические специальности и направления высшей школы, с точки зрения современной экономики и необходимых наборов компетенций советская система образования - избыточна.

К слову, была у совков и предельно эффективная система-методика без вот этих всех культур-мультур и образований - обучение непосредственно на производстве, повышение квалификации в различных учебных комбинатах и курсах, опять же, при производстве. Да, мог человек пойти после школы семилетки на предприятие и без всяких книжек добраться не спеша до высшего 6 разряда, высокого профессионализма и уважения в коллективе. Хотя и с приставками "зато" или "но": двух слов связать не может, зато профессионал золотые руки; мастер своего дела, но абсолютный невежда.

Изображение из открытых источников сети Интернет
Изображение из открытых источников сети Интернет

Намечтался усатый и будет. В перестройку 1954-64 весь базис подорвали и расшатали, дело оставалось за малым. И хотя система образования как таковая была выстроена, но с изъятием ряда элементов, заодно с извращением целеполагания и стачивания базиса, неизбежным стало перерождение. А там и страна переродилась, и предали страну люди с прекрасным советским "образованием".

Вот только россияне 90-х - они не с Марса прилетели, их не из Америки к нам прислали. Так что образование явно не выполняло свою функцию воспитывать высококультурных людей с критическим взглядом и самостоятельным мышлением. Раздутое самомнение, какая-то натурально библейская гордыня, претензии на элитарность (это при целях образования создать общий культурный уровень) и полная беспринципность с отсутствием понимания исторических и экономических процессов. При том что с точки зрения практических навыков, компетенций, советское образование оказалось по большей части чудовищно перегружено и избыточно.

Изображение из открытых источников сети Интернет
Изображение из открытых источников сети Интернет

Но это история прошлого века. Что сейчас? Среднее обязательное образование очень системно и методично работает. Молодым людям вытравливают способность и саму потребность искать самостоятельные решения, взамен вдалбливают привычку всегда выбирать из предложенных вариантов. Только из предложенных вариантов, без попыток опровергнуть все и найти другой, даже если все предложенные ошибочны или неадекватны условиям задачи. Одновременно не просто раскачивают и разгоняют мозги решением задач, чему всегда способствовала высокая загруженность материалом, а при применяющихся методиках именно перегружают мозг и мышление до состояния экстренного режима ограничений. При этом держат в стрессе, что тоже необходимый навык, как и эмоциональные качели это состояние блокирует способность не просто критически мыслить, а вообще мыслить. "Так что всегда будь в стрессе и выбирай из того, что предложили, и выбирай правильно (из неправильных вариантов)", - учат в школе.

Исключение - так называемые элитные школы. Но те, кто возомнил себя элитой, ориентированы на вражеские страны и обучение своих выкидышей планируют там и только там.

Ну, а дальше, средне-специальное, для конкретных специальностей на производстве всё еще избыточное даже с точки зрения конкретных компетенций, не говоря уж об образовании. Но эффективную систему обучения прямо на производстве эффективные менеджеры по большей части уничтожили, это лишние издержки. Им нужен готовый специалист, а проблемы колледжей и студентов - это не их проблемы. Как и у училища нет задачи трудоустройства выпускника - это проблемы самого выпускника, училище выполнило задачу по предоставлению образовательных услуг. Системы то всё равно нет.

А вуз - заявка на элитарность и высокую культуру. Максимальные по стоимости образовательные услуги. Критически важные для экономики вузы, типа бауманки, губки, мехмата и т.д. - их сохранили, там процессы идут. Но вот всё то, что было в советской системе именно образования, особенно гуманитарного - это уже обычные обособленные субъекты экономики, цель которых максимальное извлечение прибыли, так что они полностью соответствуют времени, никаких претензий к ним лично.

Изображение из открытых источников сети Интернет
Изображение из открытых источников сети Интернет

И если в таком вузе и даётся образование, и может идти речь о каком-то уровне культуре, и не только за счёт методической помощи студенту, который, по сути, занимается самообразованием, то в дальнейшем без постоянной поддержки среды обитания всё приобретённое не закрепляется в поведенческих и когнитивных стереотипах и привычках и благополучно исчезает. Это всё молго полноценно работать только в единой системе, задуманной кавказским любителем курить трубку и его избыточно культурными и интеллектуально развитыми сподвижниками и предшественниками.

И конечно же на этом фоне расцветают тренеры, коучи, курсы, исключительные школы, фееричные академии, межгалактические институты и центральные центры центральных навыков управления вселенными. За сходную цену.

В то же время, при разрушении системы как таковой, уже всё менее применяется дикая практика ужасных 90-х, когда с человека могли потребовать выполнять поставленные задачи, не заглядывая в дипломы и анкеты. Это даже парадокс, но современность требует наличия как можно большего количества дипломов и сертификатов, заполненных анкет и правильно выполненных тестов, при этом упуская собственно практические навыки. А уж про уровень культуры, которое и есть образование, говорить можно много, но это будет предельно токсично. Наибольшую субъективную ценность, личностную, приобретает домашнее, самостоятельное и иное образование, никак не связанное с заформализованной системой продажи услуг образовательного характера.

И в этом нет ничего удивительного. Потому что обособленные субъекты экономики, нацеленные на собственное обогащение, анархия производства и всё последующее в полном соответствии с классиками.

Так что квалификация, это еще не образованность, но при этом в современных условиях, как правило, требуется подтверждение квалификации различными сертификационными документами образовательных учреждений, не занимающихся образованием как таковым. Вот такая светотень.

Изображение из открытых источников сети Интернет
Изображение из открытых источников сети Интернет