По структуре документа сразу определю понятия. Образование, в моём понимании, тождественно культуре. Культуре как совокупности достижений цивилизации, то есть это картина мира и понимание, что и как здесь устроено. Что земля крутится вокруг солнца, как происходили исторические процессы, откуда берётся электричество, химический состав человека и прочей органики, и, конечно, основа культурных кодов и морально-этической системы, а это религия, литература и искусство. Получать образование - впитывать культуру, знания как таковые.
Квалификация - набор практических профессиональных навыков, на новоязе - компетенции. Это то, чему учат.
Теперь немножко истории. Палач и тиран кавказской национальности когда-то придумал, что советский человек, освобожденный от оков и прочего рабства, то есть ставший безамбициозной незаряженной на успех бесцельной ленивой сволочью, так вот этот человек имеет растущие культурные запросы. И смысл социализма не только в удовлетворении растущих материальных потребностей, а еще и растущих культурных потребностей. А так как за счет повышения эффективности труда рабочее время будет сокращаться (проклятые ленивые совки), то и времени на культурный рост будет всё больше. А что бы было откуда расти, нужно базовым образованием заниматься системно.
Мало того, этот преступник кавказской наружности придумал, что все сотрудники предприятия должны иметь сопоставимый культурный образовательный уровень. То есть и быдло у станка, и офисный планктон в бухгалтерии, и айтишник или инженер в КБ, и даже элита из АУП, топ-менеджеры, буквально все на одном культурно-образовательном уровне и способны собравшись в коллектив поддерживать непринужденную беседу на любую тему, будь то влияние черных дыр на гравитацию вселенной, реликты эпохи Среднего царства, шедевры изобразительного искусства или проявления традиции классической литературы в произведениях современных авторов, включая влияние религиозных сюжетов.
Исходя из этих преступных замыслов была построена неэффективная совковая система образования. Помимо получения конкретных практических навыков счёта и письма в школе, а далее профессиональных навыков в средних и высших учебных заведениях, была выстроена система именно образования - повышения культурного уровня. Если не брать некоторые сугубо технические специальности и направления высшей школы, с точки зрения современной экономики и необходимых наборов компетенций советская система образования - избыточна.
К слову, была у совков и предельно эффективная система-методика без вот этих всех культур-мультур и образований - обучение непосредственно на производстве, повышение квалификации в различных учебных комбинатах и курсах, опять же, при производстве. Да, мог человек пойти после школы семилетки на предприятие и без всяких книжек добраться не спеша до высшего 6 разряда, высокого профессионализма и уважения в коллективе. Хотя и с приставками "зато" или "но": двух слов связать не может, зато профессионал золотые руки; мастер своего дела, но абсолютный невежда.
Намечтался усатый и будет. В перестройку 1954-64 весь базис подорвали и расшатали, дело оставалось за малым. И хотя система образования как таковая была выстроена, но с изъятием ряда элементов, заодно с извращением целеполагания и стачивания базиса, неизбежным стало перерождение. А там и страна переродилась, и предали страну люди с прекрасным советским "образованием".
Вот только россияне 90-х - они не с Марса прилетели, их не из Америки к нам прислали. Так что образование явно не выполняло свою функцию воспитывать высококультурных людей с критическим взглядом и самостоятельным мышлением. Раздутое самомнение, какая-то натурально библейская гордыня, претензии на элитарность (это при целях образования создать общий культурный уровень) и полная беспринципность с отсутствием понимания исторических и экономических процессов. При том что с точки зрения практических навыков, компетенций, советское образование оказалось по большей части чудовищно перегружено и избыточно.
Но это история прошлого века. Что сейчас? Среднее обязательное образование очень системно и методично работает. Молодым людям вытравливают способность и саму потребность искать самостоятельные решения, взамен вдалбливают привычку всегда выбирать из предложенных вариантов. Только из предложенных вариантов, без попыток опровергнуть все и найти другой, даже если все предложенные ошибочны или неадекватны условиям задачи. Одновременно не просто раскачивают и разгоняют мозги решением задач, чему всегда способствовала высокая загруженность материалом, а при применяющихся методиках именно перегружают мозг и мышление до состояния экстренного режима ограничений. При этом держат в стрессе, что тоже необходимый навык, как и эмоциональные качели это состояние блокирует способность не просто критически мыслить, а вообще мыслить. "Так что всегда будь в стрессе и выбирай из того, что предложили, и выбирай правильно (из неправильных вариантов)", - учат в школе.
Исключение - так называемые элитные школы. Но те, кто возомнил себя элитой, ориентированы на вражеские страны и обучение своих выкидышей планируют там и только там.
Ну, а дальше, средне-специальное, для конкретных специальностей на производстве всё еще избыточное даже с точки зрения конкретных компетенций, не говоря уж об образовании. Но эффективную систему обучения прямо на производстве эффективные менеджеры по большей части уничтожили, это лишние издержки. Им нужен готовый специалист, а проблемы колледжей и студентов - это не их проблемы. Как и у училища нет задачи трудоустройства выпускника - это проблемы самого выпускника, училище выполнило задачу по предоставлению образовательных услуг. Системы то всё равно нет.
А вуз - заявка на элитарность и высокую культуру. Максимальные по стоимости образовательные услуги. Критически важные для экономики вузы, типа бауманки, губки, мехмата и т.д. - их сохранили, там процессы идут. Но вот всё то, что было в советской системе именно образования, особенно гуманитарного - это уже обычные обособленные субъекты экономики, цель которых максимальное извлечение прибыли, так что они полностью соответствуют времени, никаких претензий к ним лично.
И если в таком вузе и даётся образование, и может идти речь о каком-то уровне культуре, и не только за счёт методической помощи студенту, который, по сути, занимается самообразованием, то в дальнейшем без постоянной поддержки среды обитания всё приобретённое не закрепляется в поведенческих и когнитивных стереотипах и привычках и благополучно исчезает. Это всё молго полноценно работать только в единой системе, задуманной кавказским любителем курить трубку и его избыточно культурными и интеллектуально развитыми сподвижниками и предшественниками.
И конечно же на этом фоне расцветают тренеры, коучи, курсы, исключительные школы, фееричные академии, межгалактические институты и центральные центры центральных навыков управления вселенными. За сходную цену.
В то же время, при разрушении системы как таковой, уже всё менее применяется дикая практика ужасных 90-х, когда с человека могли потребовать выполнять поставленные задачи, не заглядывая в дипломы и анкеты. Это даже парадокс, но современность требует наличия как можно большего количества дипломов и сертификатов, заполненных анкет и правильно выполненных тестов, при этом упуская собственно практические навыки. А уж про уровень культуры, которое и есть образование, говорить можно много, но это будет предельно токсично. Наибольшую субъективную ценность, личностную, приобретает домашнее, самостоятельное и иное образование, никак не связанное с заформализованной системой продажи услуг образовательного характера.
И в этом нет ничего удивительного. Потому что обособленные субъекты экономики, нацеленные на собственное обогащение, анархия производства и всё последующее в полном соответствии с классиками.
Так что квалификация, это еще не образованность, но при этом в современных условиях, как правило, требуется подтверждение квалификации различными сертификационными документами образовательных учреждений, не занимающихся образованием как таковым. Вот такая светотень.