Лепетание. Методика развития лепетания в 3-м квартале почти не отличается от подобной методики развития во 2-ом квартале. На 6-ом месяце ребёнок начинает произносить отдельные слоги, на 7-ом месяце стимулируем его к повторению слогов, если ребёнок говорит «ма», то повторяем за ним несколько раз «ма-ма-ма». Хвалим его и демонстрируем радость, если он повторяет слоги несколько раз. На 8-ом месяце стимулируем его таким же образом, когда он дублирует слоги, например, «ма-ма», «ба-ба» или произносит два разных слога, например, «тётя».
Активные слова. Хотя в 3-ем квартале ребёнок ещё не может освоить первое активное слово, мы должны уже в этом возрасте заложить для первого активного слова определённую базу. В конце 3-го квартала учим ребёнка выговаривать слоги, которые он хорошо знает и повторяет за нами в связи с определённым действием. Успешнее всего это получается, если после произнесения определённых слогов ребёнок достигает интересного результата.
Обращение к папе
Мама усаживает ребёнка на колени у стола, отец садится напротив них и закрывает лицо пелёнкой. Мама побуждает ребёнка: «Скажи папа!». Когда ребёнок произнесёт слоги «папа», отец снимает пелёнку с головы и отвечает: «Папа здесь!», весело улыбаясь ребёнку. Затем он вновь закрывает лицо, игра повторяется 3-4 раза. Игру можно разнообразить тем, что отец прячется за столом, шкафом, занавеской, дверью и т. д. Реакция ребёнка закрепляется лучше, если отец появляется всегда с новой игрушкой.
Вызов животных.
Мама усаживает ребёнка на колени у стола, на котором лежат три перевёрнутые коробки; под первой коробкой спрятана, например, резиновая собака, под второй кошка, под третьей курица. Мама говорит: «Позови собаку гав-гав!». Когда ребёнок скажет «гав!», мама поднимает коробочку, под которой спрятана собака и говорит: «Собака здесь!». Таким же образом мама предлагает позвать кошку «кис-кис» и курицу «ко-ко-ко». Вызов животных повторяем несколько раз. Некоторые дети в конце 9-го месяца начинают звать животных самостоятельно. Первоначально показываем одних и тех же животных под теми же коробками в том же порядке. Когда ребёнок правильно вызывает животных, мы можем под коробками спрятать других животных.
Обозначение картинок.
Используем картинки из упр.86, где мы обучали ребёнка показывать пальцем на названный объект. В этом упражнении мы не спрашиваем: «Где пёс гав?», а показываем пальцем на изображение пса и спрашиваем: «Кто это?» и добавляем: «Скажи гав!». На 9-ом месяце ребёнок обычно повторяет сказанное за нами, а на 10-12-ом месяце многие дети правильно отвечают на вопрос: «Кто это?».
Обозначение деятельности.
Когда ребёнок правильно реагирует на нашу просьбу помахать ручкой на предложение: «Сделай пока!», предлагаем ребёнку сказать «пока». Эту реакцию ребёнка последовательно соединяем с ситуацией, например, отец выходит за дверь. На 10-м месяце некоторые дети способны сказать «пока», когда видят отца, стоящего в дверях. Когда ребёнок научится при прощании с отцом махать ручкой и говорить «пока», распространяем эту реакцию на других лиц. Постепенно ребёнок научится махать ручкой и говорить «пока» каждому выходящему. Также можно научить ребёнка говорить «бух», когда что-либо падает и говорить, что делают животные, например, на вопрос: «Что говорит корова?», ребёнок отвечает «му» и т. д.
Методические рекомендации: при развитии активной речи в этот период необходимо придерживаться 4-х правил:
-активные слова создаём на основе пассивных слов, которые ребёнок хорошо знает и понимает. Например, обучаем его, что корова делает «му», когда ребёнок уже знает, что означает «корова му» и показывает пальчиком на корову на картинке;
-активные слова создаём из слогов, которые ребёнок уже умеет произносить. Когда ребёнок хорошо произносит «ба-ба», создаём из этих бессмысленных слогов слово, которым обозначаем бабушку;
-первым активным словом обозначаем то, к чему ребёнок имеет непосредственное отношение, что для него жизненно важно и что особенно сильно привлекает его внимание. Это могут быть самые близкие люди (мама, папа, бабушка и т. д.), интересные предметы (машинка, собачка) или важная деятельность (кормление, сон и т. д.);
-лучшая первоначальная методика, создающая и бессмысленного лепетания слогов слова заключается в том, что лепетанию слогов придаём «пусковую» функцию, т. е. после произнесения этих слогов происходит действие, например, когда ребёнок произнесёт «баба», появится бабушка, которая приласкает и поиграет с ним. Ребёнок узнаёт, что произнесение определённых слогов является средством для достижения приятной ситуации. Слова тем самым становятся средством для достижения чего-либо. Мы уже знаем, что использование инструмента для достижения чего-либо является проявлением мыслительной деятельности. Ребёнок произнесёт первое активное слово на 10-12-ом месяце, но, чтобы это слало возможным, необходимо проводить с ребёнком вышеуказанные упражнения на 7-9-ом месяцев. Однако некоторые дети произносят первое активное слово уже на 9-ом месяце.