В центре Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря, с левой стороны, в резном киоте помещена икона преподобного Серафима Саровского. Этот образ выполнен с его прижизненного портрета. Выполнена икона на рубеже XIX и XX веков
в иконописной мастерской Дивеевской обители. Образ написан на доске маслом. Очень деликатно, не нарушив общего художественного строя, сделаны нимб и надпись. Это лучшее подтверждение слов дивеевской монахини Елены (Анненковой) об иконном характере серебряковского извода, сказанные ею в 1887 году:
«Изображения о. Серафима называют и считают „иконами“, помещают их в кивотах в ряду других икон с изображением Спаса, Богоматери и святых, уже прославленных Церковью; зажигают пред ними лампады, творят крестное знамение и земные поклоны и целуют <…> Между распространенными изображениями о. Серафима есть поясное, так называемое серебряковское <…> совершенно иконного типа и только отсутствие нимба, не всегда и не для всякого заметное, указывает на то, что это изображение еще не прославленного Церковию святого».
По описанию, сделанному в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», Старец был написан примерно за пять лет до своей кончины «в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Святых Тайн. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди».
Прижизненный портрет старца и первая икона святого
В оригинале, с которого написана икона, как вспоминала монахиня Серафима (Булгакова), фигура преподобного Серафима была помещена в овале, на сером фоне. В дивеевском образе — фон теплого оливкового цвета, характерный для классических портретов первой трети XIX века. Список доносит до нас подлинные, характерные особенности лица святого, его взгляда. Старец изображен в преклонных летах, его седовласая голова не покрыта, он облачен в мантию, поверх которой епитрахиль, напоминающая нам о пророчестве преподобного, что он придет с проповедью всемирного покаяния — покаяния, которое перед концом света спасет не потерявших веры православных христиан. Правая рука батюшки прижата к сердцу в знак духовной сосредоточенности, показывающий, что человек молится, внимая себе. Известно, что в монастыре, где подвизался преподобный Паисий Величковский, вся братия ходила именно так: прижимая руку к сердцу. Цвет епитрахили на дивеевской иконе — пасхальный — напоминает нам батюшкино приветствие: «Радость моя, Христос воскресе!» Взгляд старца, устремленный на нас, глубокий и испытующий.
О художнике-иноке
О личности Семёна Серебрякова в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» сказано, что «он был иноком Саровской обители и в ней опочил вечным сном». В дошедших до нас келейных записках пустыни читаем: «1862 год 9 мая скончался Иосиф (Семен Серебряков), рясофорный монах, 80 лет, живописец клеевых стенных работ особенных способностей. Уроженец Арзамаса. В 1845 году расписывал со своими сыновьями купол церкви Живоносного Источника, а большие картины писал его сын Александр».
Таким образом, оказывается, что имя Семен, которое обычно указывается как отчество Серебрякова, на самом деле было его именем по крещению, а в монастыре при иноческом постриге он, по традиции, получил новое имя — Иосиф.
Формирование Серебрякова как художника происходило в Арзамасе под влиянием Александра Васильевича Ступина и, судя по году рождения, он был в числе первых учеников ступинской школа живописи. За более чем полувековой период существования этой школы Ступиным и его учениками было расписано десять церквей, изготовлено 136 иконостасов, создано 2 956 образов в Пензенской, Симбирской, Тамбовской, Нижегородской, Саратовской, Казанской и Оренбургской губерниях. Ступин с учениками расписывали храмы в Саровской пустыни.
Самое значительное произведение Серебрякова — росписи Воскресенского собора в Арзамасе, выполненные им с сыном Александром и помощниками за три года, с 1834 по 1837-й. Фрески, за исключением центрального купола, написаны в стиле гризайль, благодаря чему усиливается впечатление обширности собора, в нем много воздуха и света. Художники работали в технике альфреско — тушью по сырой штукатурке.
Все сюжеты фресок посвящены земной жизни Спасителя. Оригиналами для них послужили произведения западноевропейских мастеров. Например, сюжет «Тайная вечеря» над главным алтарем — копия знаменитой картины Леонардо да Винчи. Однако во фресках присутствуют детали русского быта того времени. Так, поклонение волхвов происходит не в пещере, а в бревенчатом сарае.
В главном куполе между окнами расположены двенадцать апостолов, ниже, на парусах, — четыре евангелиста. Монохромность фресок создает впечатление цельности живописного и архитектурного облика и располагает к мирному молитвенному настроению. Во всем соборе есть только две картины, написанные масляными красками. Это — Триипостасное Божество в своде центрального купола
и Распятие на горнем месте главного алтаря, точная копия подлинника работы испанского художника Бартоломео Мурильо, которая находится в Смоленской церкви поселка Выездное. В Воскресенском соборе много лепных украшений, а местами искусную роспись тушью сложно отличить от лепнины.
Портрет Серафима Саровского
Прижизненный портрет преподобного Серафима работы Серебрякова бережно хранился в покоях настоятеля Саровской пустыни. Неизвестна судьба этого портрета после закрытия монастыря. Живописные повторения этого образа находятся в резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры, в Нижегородском епархиальном управлении, частных собраниях. Как многие копийные произведения, их достаточно трудно датировать. Подмечено, что на более ранних списках крест и кайма на епитрахили голубого цвета, позже – розового. На предполагаемом прижизненном портрете из Сергиево-Казанского собора Курска под розовой записью – авторский голубой цвет. Курский образ отождествляется с присланным Алексею Мошнину из Саровской пустыни вместе с известием о кончине его брата – старца Серафима, то есть был создан еще при жизни Святого. И он также принадлежит к серебряковскому изводу.