Найти в Дзене
Азбука отцовства

Развитие речи на 7-9-ом месяце.

Цель воспитания: до 9-го месяца ребёнок должен обогатить словарный запас слов, которые он понимает и на которые реагирует определённым образом (обогащение пассивного словарного запаса). В лепетании он должен продвинуться вперёд от произнесения отдельных слогов и повторения их (ба-ба-ба) до дублирования их (ба-ба). Некоторые дети начинают произносить отдельные гласные или группы гласных во взаимосвязи с определённым объектом (предметом, лицом) или деятельностью, что можно считать за первое активное слово. Большинство детей произносят первое активное слово на 9-15-ом месяце жизни. Развитие пассивной речи. Развитию пассивного запаса слов способствуют и в третьем квартале упражнения 74, 75, 76, которые были приведены нами в главе о воспитании детей на 4-6-ом месяце жизни. Отработка сложных двигательных реакций на объект, обозначенный словом. Когда ребёнок реагирует поворотом головы на обозначенный словом объект можно отработать более сложные моторные реакции, например, указание пальцем на

Цель воспитания: до 9-го месяца ребёнок должен обогатить словарный запас слов, которые он понимает и на которые реагирует определённым образом (обогащение пассивного словарного запаса). В лепетании он должен продвинуться вперёд от произнесения отдельных слогов и повторения их (ба-ба-ба) до дублирования их (ба-ба). Некоторые дети начинают произносить отдельные гласные или группы гласных во взаимосвязи с определённым объектом (предметом, лицом) или деятельностью, что можно считать за первое активное слово. Большинство детей произносят первое активное слово на 9-15-ом месяце жизни.

Развитие пассивной речи.

Развитию пассивного запаса слов способствуют и в третьем квартале упражнения 74, 75, 76, которые были приведены нами в главе о воспитании детей на 4-6-ом месяце жизни.

Отработка сложных двигательных реакций на объект, обозначенный словом.

Когда ребёнок реагирует поворотом головы на обозначенный словом объект можно отработать более сложные моторные реакции, например, указание пальцем на объект. Используем метод демонстрации, комбинируемый с двигательной инструкцией. Спрашиваем ребёнка: «Где тик-так?» и когда ребёнок правильно поворачивает голову в направлении часов, укажем своей рукой на часы, затем возьмём руку ребёнка и проведём пассивно то же самое движение и скажем: «Там тик-так». После нескольких повторений ребёнок будет самостоятельно показывать пальцем на часы. Если ребёнок научится показывать пальцем на несколько названных предметов, то он будет показывать пальцем и на другие предметы, на которые до настоящего времени лишь при их упоминании только поворачивал голову.

Сложные двигательные реакции на

обращение при игре.

В 3-ем квартале учим ребёнка реагировать сложными движениями на различные детские считалки и простые обращения. Учим, например, хлопать в ладоши на «ладушки, ладушки»; поднимать и разводить руки на обращение: «Покажи нам какой ты большой?», помахать ручкой при приветствии и т. д. Реакции на слово, которые мы выработали в вышеизложенных упражнениях, очень неустойчивые и не всегда вызываемы в различных условиях. Научим ли ребёнка помахать ручкой на приветствие, но случается, что ребёнок реагирует на обращение один день, а затем несколько дней вообще не реагирует, в последующие дни машет ручкой в самых различных ситуациях и без обращения и т. д. Такая медленная стабилизация на словесное обращение также нормальная реакция для данного возраста.

Сложные двигательные реакции на словесное обращение во время ежедневных процедур.

Ежедневные занятия с ребёнком, например, одевание, кормление, купание и т. д. также необходимо использовать для расширения словарного запаса. Ребёнок в этих ситуациях находится в тесном социальном контакте с мамой и его внимание направлено на деятельность, которую с ним мама проделывает, ввиду этого соответствующие ассоциации возникают легко. Развивая пассивный словарный запас ребёнка во время ежедневных процедур с ним придерживаемся 3-х принципов:

-называем то, что в настоящий момент делаем и куда направляем внимание ребёнка;

-называем определённую вещь или деятельность всегда одним и тем же словом;

-выбираем определённое количество слов и выражений, которые повторяем чаще всего, чтобы не перегружать ребёнка большим числом новых задач.

Ввиду этого во время кормления не говорим ребёнку, что уложим его спать, а попросим его открыть рот, скажем ему, что у него красивая тарелка и т. д. По этой же причине не говорим один раз, что ребёнок ест, затем делает «ням-ням» и т. д. Все члены семьи должны согласовать одну и ту же лексику. Выбираем слова, которые ребёнок поймёт прежде всего и которые при контактах с ним самые важные. Первоначально учим ребёнка реагировать на самые простые обращения, например, «Садись!», «Открой рот!», «Дай руку!» и т. д.

Гимнастические движения на словесное обращение.

Хорошей возможностью для развития пассивного словарного запаса ребёнка могут служить каждодневные гимнастические занятия с ним. Например, подаём лежащему на спине ребёнку указательные пальцы, помогая ему сесть, и говорим: «Садись!», а затем: «Ложись!». Некоторые мамы используют различные сокращения: «Сделай бух!» и по этой причине на 10-15 месяце ребёнок активно их использует. Спустя некоторое время, ребёнок может лечь или сесть лишь на словесное обращение без какой-либо посторонней помощи.

-2

Развитие пассивного словарного запаса

при помощи картинок.

На 9-ом месяце можно давать ребёнку различные картинки, наглядно и просто показывающие уже знакомые ему объекты. Лучше всего подходят картинки на твердой основе, где изображены 2-3 объекта, люди или звери. Показываем ребёнку на предмет пальцем и говорим: «Это пес!», затем спрашиваем его: «Где пёс?» и ребёнок на 9-10-ом месяце покажет нам пса на картинке.

-3