А что ваш гностицизм говорит о рождестве и пасхе? Вы признаёте, что Иисус взял наши грехи и умер на кресте?
***
Ответ:
Мы не раз говорили, что гностические традиции неоднородны, и, произнося слово «гностицизм» правильнее было бы пояснять – чей?
Есть гностик Валентин, есть Симон-маг, Василид, Менандр, Тациан (не путать с венецианским художником), есть учение ессеев, манихеев, эбионитов, офитов, каинитов и т.д. Гностические течения очень разнородны, а методы порой противоречивы.
Также еще раз напомним, что мы разделяем понятия Гнозис (как Божественная Мудрость, Истина) и «гностицизм» - как историческое явление, представленное в многочисленных традициях и учениях.
Гнозис – это и Цель Пути, и сам Путь. Гностицизм – это историческое явление (как и любой «изм»), описывающее определённые мировоззренческие системы, содержащие свои уникальные методы для реализации цели. Методы могут работать в одно время и совсем не работать в другое. Школы и группы, выполнив свою миссию, распадаются, а Гнозис – нет. Разные гностические группы могут по-разному трактовать духовные тексты. И – о боже! – их лидеры могут в чём-то ошибаться и уж точно не являются идеальными людьми… И это нормально. Впрочем, чем ближе группы подходят к сути, к ядру учения, тем меньше остаётся между ними разногласий. Но таких групп, которые по-настоящему ищут Истину, а не самоутверждаются в своей якобы абсолютной правоте, немного.
Например, гностик Валентин отрицал изначальную божественность Иисуса Христа. В книге Бернарда Симона «Гностицизм» читаем: «Традиция Валентина проводит чёткую границу между человеческими и божественными сторонами Иисуса. Валентин и его последователи верили, что человек Иисус родился полноправным сыном Марии и Иосифа. Затем он вошёл в воду и был крещён, и тогда божественный Спаситель, которого называют «Духом Мысли Отца», снизошёл на него в форме голубя. Таким образом, по особой милости, его тело соединилось с Софией и её духовным семенем. Сторонники Валентина полагали, что это и есть подлинное девственное рождение и воскрешение из мёртвых, поскольку Иисус переродился от девственного Духа».
Сам Валентин о природе спасения Души говорил так: «Совершенное спасение есть постижение неописуемого величия, ибо пороки возникают из-за неведения. Вся система, возникающая из-за неведения, растворяется в Знании. Поэтому Знание есть спасение внутреннего человека. Спасается не тело, поскольку оно смертно. У спасения не психическая природа, ибо даже душа есть производное изъяна и временное обиталище для духа. Стало быть, духовность и должна быть самим спасением. Благодаря Знанию спасается внутренний духовный человек».
Мы, со своей стороны, трактуем Новый Завет, включая рождение Иисуса, Крещение, Служение, Распятие и Воскресение как этапы духовного роста, которые может пройти каждый человек, стремящийся к Новой Жизни.
____________
Практикум в вопросах и ответах. Запись на Практикум «Путь к себе»: https://mir-gnozis.ru/1-0