Очень удивлена – почему россиянам не понравилось то, чего они не видели? А что думают об открытии те, кто его посмотрели? Давайте обсудим, чем это может нравиться или не нравиться. Я посмотрела фрагменты открытия и почитала англо- и франкоязычные материалы.
Итак, Олимпиада в стране тонких ценителей прекрасного и любви. Мне нравится, что вместо скучных выступлений с концертом и народными гуляньями показали грандиозный спектакль. Такие ставились на улицах и площадях Парижа и Петрограда в дни великих революций. Это очень сложно. Зато после этого делать скучные открытия просто не получится. Согласны?
Признание и осуждение
Открытие тщательнейше готовили, но отзывы разные. Le Monde (Франция): «волшебство». Libération (Франция): «грандиозная церемония, которая сломала все коды». BBC (Великобритания): «Блестяще безумно». El País (Испания): «Франция блестяще открывает игры». Австралийский The Daily Telegraph: «Австралия, Австралия, Австралия: да, да, да».
The Washington Post: «Париж продемонстрировал, что смелое мышление может вернуть определенный блеск глобальному спортивному событию, популярность которого в последние годы резко упала». Los Angeles Time: «…французы… провели, безусловно, самую уникальную церемонию открытия в истории Олимпийских игр». Телеканал CNN: «Ослепительно».
The Guardian (Великобритания): «китчевое зрелище у кромки воды». Daily Mail: «катастрофическая церемония», «поразительно провалилась». Российские СМИ также дали крайне негативные оценки. Д. Песков: «…имели место совершенно отвратительные моменты». С другой стороны, он сказал хорошие слова, и за это ему спасибо.
Бывший президент США Дональд Трамп: «ужасная и позорная церемония». Илон Маск: «крайнее неуважение к христианам». В российских соцсетях Маска неоднократно процитировали, а ведь он – сторонник Украины.
Разве можно оскорбить христианство больше, чем его оскорбили в атеистическом СССР, когда убили патриарха и отменили патриаршество, снимали кресты с церквей, взрывали храмы и не уставали повторять, что бога нет? Часть нынешних руководителей России были комсомольцами, коммунистами: не крестились, не венчались, не отпевали покойников, не отмечали Рождество и Пасху, увлеченно читали «Забавную Библию», изучали в ВУЗах научный атеизм. Есть возражения?
Эпатаж или искусство?
В Париже был осуществлен грандиозный новаторский проект. Площадь представления более 6 км между мостами Аустерлиц и Иена, 2000 артистов, сцена площадью 3000 кв. м., 200 дней репетиций, 71 гигантский экран. Было показано 12 картин, в том числе «Свобода», «Равенство», «Братство», «Тьма», «Перед вечностью». Сценарий писали очень талантливые люди: во всех картинах заложено огромное количество смыслов, явных и неявных цитат, отсылок. Это то, что я обожаю в посмодернизме. А вы любите любите гипертекст? Есть, конечно, и недостатки. Но ведь только бог совершенен.
Два заблуждения, которые мешают нам быть объективными
Первое. Некоторые люди считают, что есть какие-то сферы, не подлежащие любым видам смеха и осуждения. Но философия и эстетика утверждают – таких сфер нет. «Серьезное лицо еще признак ума. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Когда-то великий Вольтер вместо подписи ставил на письмах оттиск своего перстня: «Écrasez l’infâme!». А сейчас и католическая церковь цела, и прах Вольтера в Пантеоне. Смех убивает страх, а объективный анализ помогает расставаться с тяжелым прошлым. Хватит ли у вас смелости сказать: «Смеяться, право не смешно / Над всем, что кажется смешно»?
Второе. Многие боятся трагических сторон жизни, ее грязи, боли, хтонического ужаса, колоссальной сложности и судят о ней, исходя из своего ограниченного опыта и маленького мирка. Но все великое искусство создано теми, кто не боялся: Софокл, Данте, Шекспир, Леонардо, Рембрандт Моцарт, Толстой, Достоевский, Кафка, Феллини, Брессон, Тарковский… «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Свет и тьма вечны, они есть в мире и в нас. Но все-таки старше и мощнее.
Как насчет Плясок Смерти, которые до сих пор проводятся в Испании? Что вы скажете о готическом романе, «прОклятых поэтах», Эдгаре По, Говарде Лавкрафте, хорроре, «Игре престолов» и даже о русском фольклоре с огромным количеством нечисти? Что же вас так испугало в этом спектакле?
Сейчас редкий проект обходится без ЛГБТ. Причина очевидна: они очень долго находились под запретом, их травили, гнали, а сейчас перестали. И естественно, у них эйфория. Но это не опасно и скоро закончится. Нетрадиционная ориентация не возникнет под влиянием окружения, воспитания и т.д., это – врожденные программы. Ни сделать такими, ни переделать таких нельзя. Вспомните Есенина, Нижинского, Цветаеву, Пушкина и мн.др. Так что расслабьтесь, друзья, у природы все под контролем. Можете ли вы отвлечься от этой стороны биографий Леонардо, Уайльда, Маре, Раневской, Эйзенштейна?
Каким увидели Открытие простые (и не очень) зрители
Французы извинились, но это не значит, что они признали свою вину. Они здороваются, заходя в магазин, кафе или аптеку. А уходя прощаются, даже если ошиблись дверью. Если вы их нечаянно толкнете, они извинятся.
Анн Идальго, мэр Парижа: «Для меня Дональд Трамп не эталон. Он один из сторонников превосходства белой расы... Мы же любим разнообразие. Жизнь – это разнообразие. Человечество – это разнообразие. Это способ сказать им всем, что мы не боимся. Вы нас не напугаете. И вы не заставите нас жить иначе, чем в этой свободе и этой щедрости, которая исходила от этой очень красивой церемонии». Кстати, Анн поплавала-таки в Сене, правда, без Макрона.
– «Сшить в единое полотно историю, литературу, моду, политику, поп-культуру и только что прошедшие в стране выборы – многие задаются вопросом о символах и смыслах Открытия. Часть первая , liberté – конечно же, про свободу быть собой…». Из соцсетей
А может быть, человеку не нужна свобода, а только дисциплина? Как думаете, друзья?
– «Фонтаны крови, вырывающиеся из окон Консьержери, – великолепно поставленный визуальный образ-символ. И тут же ладья и оперная ария, и прекрасная Кармен. Поет про смертельно опасную любовь (к человеку или к людям, к универсальной окончательной идее, к прекрасному). И чудесные молодые люди с живыми наблюдательными глазами: яркие, умные, читающие (любящие кино) и бегающие по Парижу, как мечтатели Бертолуччи»…Из соцсетей
Я тоже подумала о Бертолуччи и о Годаре. И почему-то о Шекспире: как бы он позавидовал такой огромной «сцене». А какие у вас ассоциации, друзья?
Французский пафос и сверхзадача Олимпиады
Тони Эстанге, президент Парижской Олимпиады-2024: «… между Францией и Играми – прекрасная история любви. Эта история любви родилась 130 лет назад в огромном амфитеатре Сорбонны, когда Пьер де Кубертен предложил возродить древние Олимпийские игры. Мы вложили в это всю свою душу».
«И даже если Игры не смогут решить все проблемы, даже если дискриминация и конфликты в мире не исчезнут, этим вечером вы напомнили нам, до какой степени человечество прекрасно, когда оно объединяется. И когда вы вернетесь в Олимпийскую деревню, вы отправите всему миру послание надежды: есть место, где все нации, все культуры и все религии живут вместе. Вы напомните нам, что это возможно. В течение следующих 16 дней вы будете самой прекрасной версией человечества. Вы напомните нам, что эмоции спорта – это универсальный язык, который мы все разделяем».
¡El pueblo unido jamás será vencido! (Venceremos)
Вы помните, друзья, как и почему назывался советский полнометражный художественно-документальный фильм 1981 года о ХХ летних Олимпийских играх 1980 года? Напишите в комментариях.
Понравилось нам Открытие или нет, оно состоялось, и его не отменишь. Остается только проанализировать, что удалось, а что нет (потому что удалось не все), чтобы учесть на будущее, извлечь уроки, не повторить ошибок, но и сохранить хорошее. Ведь это первая попытка использовать такой формат. И судя по количеству людей на улицах Парижа, несмотря на дождь (он в Париже уже полгода), эта попытка вызвала огромный интерес.
Удалось ли вам, друзья, посмотреть Открытие? Что вы думаете о нем?