На севере быть и жить.
Первого августа 2024 года выходит второй полноформатный альбом мурманского проекта Nord Vulpes.
Называется альбом На севере быть. Это очередная отсылка на слоган "На Севере – жить!", программу развития и возрождения Севера.
Сам жанр альбома записан в dark ambient и pagan folk, также частично drone и neofolk.
Издан на лейбле Black Forest Zone при поддержке творческой студии На Севере Жуть.
Альбом посвящен вновь северной природе, его природным явлениям и фольклору.
Треклист -
- Куэлнэгк нёаррк - вступительный трек альбома. Название на языке кильдинских саамов означает Кольский полуостров. Полуостров северо-запада Европейской России, где расположена Мурманская область. Омывается Баренцевым и Белым морями. В западной части располагаются горные массивы Хибины(высота до 1200 м) и Ловозерские тундры(высота до 1120 м). На севере — тундра, южнее лесотундра и тайга.
До начала 20 века Мурманом называли лишь северное побережье полуострова— от Святого Носа до Норвегии, но в дальнейшем это понятие расширилось, и ныне под ним подразумевается весь Кольский полуостров. Южное побережье полуострова исторически разделяют на Терский и Кандалакшские берега.
- Ультрасеверный крест - второй трек альбома. Название отсылает к северному кресту, так называемому видному астеризму в северном полушарии небесной сферы. Видимость Северного Креста зависит от времени года. Летом в северных широтах он находится практически над головой около полуночи. В течение всей весны он виден рано утром на востоке. Осенью до ноября Северный Крест виден вечером на западе. На широтах выше 45° с. ш. он никогда не опускается под горизонт. В южном полушарии Северный Крест виден в перевёрнутом виде низко в небе в течение зимних месяцев.
- Северный чертог - третий трек альбома. Само название игра слов Чорргор Северный -это перевал в южной вершины Путеличорр и имеет высоту 1000 метров. Он находится и соединяет верховья ручья Маннепахк и северную часть долины Кунийок в горной системе Хибин.
- Священный сейд - четвертый трек альбома. Сейд, также сейда — священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов(лопарей). Может представлять собой особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделяющуюся скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. Сейдами иногда также называют артефакты — сооружения из камней. Общепринятой версией происхождения сейдов является ледник, который при таянии мягко опустил эти валуны, образовав тем самым необычную структуру.
Каменные сооружения, называемые сейдами, встречаются на территории России в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии. Наиболее распространённым типом каменного сейда являются каменные пирамидки (гурии). Часто встречаются также скалы на подставках — «каменных ножках», частично приподнятые скалы или поставленные в неустойчивое положение. В силу очевидных причин последние не всегда возможно отличить от естественных природных образований. Иногда из-за массивности многих артефактов сейды относят к мегалитическим сооружениям. В силу слабой изученности и бедности археологических находок в настоящее время не представляется возможным однозначно определить саамов в качестве единственных строителей каменных сейдов.
Каменные сейды часто сгруппированы в большие скопления, насчитывающие десятки и сотни объектов. Это архипелаг Кузова на Белом море, горы Воттоваара и Кивакка в Карелии, гора Кучитундра в Мурманской области. Иногда сейды образуют структуры.
Культовое использование сейдов разнообразно и соответствует всему спектру потребностей языческих религий. Так, например, по одной из саамских легенд, рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели её не сожрало некое чудовище. Некоторые сейды использовались эпизодически, в связи с календарными или иными событиями. Другие сейды были персонифицированы и имели отношение к конкретному человеку (который мог иметь несколько своих священных мест или камней). Зафиксированы легенды, согласно которым в каменный сейд обращались люди. Причем, если на архипелаге Кузова в сейды превратились шведы («враги»), застигнутые здесь бурей, то согласно другой легенде в другом месте в один из сейдов превратился колдун (нойд). Порой каменным сейдам приносили жертвы.
Не следует путать «сейд» с сейдом— скандинавской шаманской магией, хотя существует предположение о связи этих понятий.
«Сейд» для саамов означает то же, что и «недоступный загробный рай».
- Нойды - пятый трек альбома. Название означает северных саамских шаманов.
- Старый брошенный погост - шестой трек альбома. Собирательное название не уцелевших саамских погостов до наших дней. Погосты — это традиционные саамские поселения, в которых люди жили общинами по 50–200 человек с выборным старейшиной во главе.
- Фьорды из бетона - финальный трек альбома. И название и само звучание альбома отдает пост-панковским колоритом. Также интерпретация городов стоящих рядом с сопками и фьордами.
Обложка же альбома основана на старом гербе Колы.