Найти в Дзене
Cай-фай ревью (SFR)

Мир идей и квантовая физика инаков в фантастическом «Анафеме»

Книги американского писателя Нила Стивенсона удивительно непохожи, никогда не знаешь, чего ждать, открывая новую. Однако в этот раз я решил перечитать то, что уже читал (правда, более 10 лет назад), так как весной вышло переиздание «Анафема» — одной из самых любопытных книг писателя, на мой взгляд. О чём же роман и чем интересен? Давайте разбираться ниже. Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы! События книги происходят на планете Арб, где местные учёные-аскеты инаки живут в некоем подобии уединённых средневековых монастырей, называемых концентами. Это замкнутые общины, которые практически не взаимодействуют с экстрамуросом — внешним миром, что связано с чередой потрясений в предыдущие эпохи. Жизнь инаков подчинена строгим ритуалам, связанным с принадлежностью к определённому конценту, матику и проч., при этом религию им заменяют разнообразные школы философской мысли и научные теории. Главн

Книги американского писателя Нила Стивенсона удивительно непохожи, никогда не знаешь, чего ждать, открывая новую. Однако в этот раз я решил перечитать то, что уже читал (правда, более 10 лет назад), так как весной вышло переиздание «Анафема» — одной из самых любопытных книг писателя, на мой взгляд.

О чём же роман и чем интересен? Давайте разбираться ниже.

Фрагмент обложки «Анафема» от Subterranean Press.
Фрагмент обложки «Анафема» от Subterranean Press.

Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы!

События книги происходят на планете Арб, где местные учёные-аскеты инаки живут в некоем подобии уединённых средневековых монастырей, называемых концентами. Это замкнутые общины, которые практически не взаимодействуют с экстрамуросом — внешним миром, что связано с чередой потрясений в предыдущие эпохи.

Жизнь инаков подчинена строгим ритуалам, связанным с принадлежностью к определённому конценту, матику и проч., при этом религию им заменяют разнообразные школы философской мысли и научные теории.

Главный герой книги — юный фраа Эразмас, история которого начинается с так называемого аперта, когда инаки из определённого матика покидают интрамурос, то есть выходят наружу и общаются с обычными людьми. Он посещает дом, в котором вырос, встречает сестру, а также вместе с друзьями из своего концента наблюдает за жизнью людей в экстрамуросе.

Вскоре после Эразмас замечает необычное поведение своего наставника Ороло, как-то связанное с исследованиями, которые тот в тайне проводил в местной обсерватории.

Сделанное Ороло открытие приводит к тому, что его изгоняют из концента. Эразмас, заручившись поддержкой нескольких товарищей, пытается понять, что же такого запретного или ужасного мог увидеть его наставник в космосе.

И уже после собственного расследования, череды открытий и наказания Эразмас оказывается за стенами концента в числе инаков, направленных с важной миссией в другой концент, за полмира от них. Но вместо того чтобы сразу направиться в пункт назначения, юный инак отправляется на поиски своего наставника.

Обложка издания «Анафема» от fanzon.
Обложка издания «Анафема» от fanzon.

В «Анафеме» мне очень нравятся первая треть и последняя. И дело не в том, что середина скучная или ненужная, нет.

Просто в первой части ты сталкиваешься с бытом инаков в конценте, и читать об их обычаях, ритуалах, а также следить за их научными и философскими диспутами, в которых угадываются знакомые нам концепции, безумно интересно. Кроме того, важную для погружения роль играет терминология, которая также отсылает к знакомым нам понятиям, а потому читается легко и с интересом.

События же в финале неожиданным образом разворачиваются в космосе. К этому моменту читатель уже, вероятно, догадывается, как и что произошло, а потому уделяет особое внимание миссии персонажей на орбите, нюансах полёта и ВКД, встречи с «гостями». Стоит вспомнить, что Стивенсон, помимо написания книг, некоторое время трудился в качестве консультанта в частной космической компании Blue Origin. А потому, наверное, вся космическая часть написана не без интересных деталей, пусть и не суперподробно.

«Анафем» — сочнейший и обстоятельный эксперимент (900+ страниц) с уклоном в философию, включая платонизм, где размышления о физике и математике, в том числе квантовой механике, неврологии и проч., завёрнуты в обёртку неспешной истории «взросления» учёного мужа, познающего окружающий мир, путешествия-испытания и даже космической фантастики.

Книгу я читал дважды, но уверен, что далеко не всё в ней понял — уж очень многое Стивенсон зарыл-закопал в «Анафем», приглашая читателей возвращаться на Арб с новыми знаниями и опытом.

Понимаю, что книги Стивенсона не похожи одна на другую, часто читателям нравятся лишь отдельные романы. Зато, если пробовали что-то у него, и не зашло, то обратите внимание на «Анафем», если ещё не — это действительно выдающаяся и необычная научная фантастика.

Фрагмент обложки первого издания «Анафема» от William Morrow.
Фрагмент обложки первого издания «Анафема» от William Morrow.

Очень надеюсь, что fanzon не остановится и продолжит как переиздавать уже выходившие на русском книги Стивенсона (к примеру, скоро ожидается «Ртуть» в стильном оформлении), так и новинки.

А осенью у писателя выйдет новая книга — шпионский триллер Polostan, события которого будут происходить в начале XX века в России и США. Надеюсь, издадут роман и у нас.

К слову, ранее я писал об относительно свежем фантастическом экотриллере Стивенсона, сюжет которого разворачивается вокруг радикальной борьбы с изменением климата, включая рискованные геоинженерные проекты.