Прежде чем начинать разбираться с каим-либо произведением, я бы посоветовала кому бы то ни было ознакомиться с его содержанием. Лучше, конечно, было бы прочитать роман полностью, однако я и сама прекрасно понимаю, что время не всегда бывает на нашей стороне. Как бы там ни было, перед началом своего повествования я бы хотела привести ниже краткий пересказ романа "Великий Гэтсби" Ф.С. Фицджеральда.
Ник Кэрруэл оказывается на одной из вечеринок Гэтсби, где он сталкивается с Джорданом и, наконец, знакомится с самим Гэтсби. И Джордан, и Ник поражены тем, насколько молод Гэтсби. Ник особенно удивлен, осознав, что он и Гэтсби служили в одном подразделении во время войны. Эта общая история, кажется, вызывает у Гэтсби необычное дружелюбие по отношению к Нику.
Джордан рассказывает Нику все, что ей известно о прошлом Гэтсби. Она объясняет, что, когда Гэтсби был молодым военным офицером, готовящимся воевать в Европе, Дейзи была частью группы дебютанток, которые работали волонтерами вместе с солдатами. Дуэт заигрывал, Гэтсби влюбился, и Дейзи пообещала дождаться его возвращения с войны. Однако их разное социальное происхождение — Гэтсби из скромной семьи, Дейзи из богатой семьи — препятствовало отношениям, и Дейзи в конце концов встретила Тома и вышла за него замуж.
Джордан продолжает объяснять, что с тех пор, как Гэтсби вернулся с войны и сколотил состояние, он устраивает пышные вечеринки в надежде привлечь внимание Дейзи с другого конца залива. Однако пока его план не сработал, и он был вынужден смотреть на зеленый свет на причале.
Со временем Ник начинает встречаться с Джордан. Между Гэтсби и Ником завязывается дружба. Несмотря на разный жизненный опыт и взгляды на мир, Гэтсби и Ника объединяет оптимизм, граничащий с наивностью. Поскольку Ник - двоюродный брат Дейзи, Гэтсби использует их связь в качестве прикрытия, чтобы организовать себе встречу с Дейзи. Ник охотно соглашается на этот план и приглашает Дейзи к себе домой на чай, но не говорит ей, что там будет Гэтсби.
Воссоединение Гэтсби и Дейзи поначалу неловкое и неуютное, но в течение лета у них начинается полноценный роман. Гэтсби признается Нику, что хочет, чтобы Дейзи бросила Тома ради него. Когда Ник напоминает ему, что они не могут воссоздать свое прошлое, Гэтсби настаивает, что они могут — и что деньги являются ключом.
Дейзи и Гэтсби удается некоторое время держать роман в секрете. Однажды Дейзи случайно заговаривает о Гэтсби в присутствии Тома, который сразу же догадывается, что у его жены роман, и приходит в ярость.
Том использует Дейзи как оружие, говоря Гэтсби, что он никогда не сможет понять, какая история связывает Тома с Дейзи. Он также раскрывает правду о том, как Джеймс Гэтц, бедный офицер, стал Джеем Гэтсби, миллионером: контрабанда алкоголя и, возможно, другие незаконные сделки. Том заставляет Дейзи тут же сделать выбор: он или Гэтсби. Дейзи настаивает, что любила обоих мужчин, но предпочитает оставаться в своем стабильном положении замужем за Томом. Она отвозит Гэтсби обратно на Лонг-Айленд в машине Гэтсби, в то время как Том едет с Ником и Джорданом.
Это оказывается роковой ошибкой. Миртл, которая недавно поссорилась с Томом, видит, как они проезжают мимо, и выбегает перед машиной Гэтсби в попытке привлечь внимание Тома и помириться с ним. Дейзи не останавливается вовремя и бьет Миртл, убивая ее. Запаниковавшая и обезумевшая Дейзи сбегает с места происшествия. Гэтсби заверяет ее, что возьмет вину за аварию на себя. Когда Ник прибывает и узнает подробности, он идет проведать Дейзи. Он застает Дейзи и Тома спокойно ужинающими вместе, очевидно, помирившимися.
Ник возвращается, чтобы проведать Гэтсби, который печально рассказывает ему о своем первом, давнем ухаживании за Дейзи. Ник предлагает Гэтсби покинуть этот район в покое, но Гэтсби отказывается. Он прощается с Ником, который отправляется на работу на весь день.
Подозрительный муж Миртл Джордж противостоит Тому. Джордж говорит Тому, что, по его мнению, желтая машина, сбившая Миртл, принадлежала любовнику Миртл. Он объясняет, что давно подозревал, что Миртл была неверна, но так и не выяснил, с кем у нее был роман. Том сообщает Джорджу, что желтая машина принадлежит Гэтсби, и дает ему адрес Гэтсби, чтобы Джордж мог отомстить. Джордж идет в дом Гэтсби, стреляет в Гэтсби и убивает себя. Ник организует похороны Гэтсби. На них присутствуют только три человека: Ник, анонимный завсегдатай вечеринок, и отец Гэтсби, который живет отдельно и выражает гордость достижениями своего покойного сына.
Позже Ник сталкивается с Томом, который открыто признается, что послал Джорджа Уилсона к Гэтсби. Том говорит, что Гэтсби заслужил смерть. Том выражает больше сожаления по поводу потери своей квартиры в городе, чем по поводу всех смертей и травм, свидетелем которых он недавно стал. Оказавшись лицом к лицу с беспечными жителями Уэст-Эгга, Ник чувствует, что настоящие “мечтатели” умерли вместе с Гэтсби. Он уезжает и возвращается на Средний Запад.
Ну и для полноты картины скажу пару фраз о героях романа.
Джей Гэтсби или Джеймс Гетц (настоящие имя героя, до приобретения богатства), Дейзи (возлюбленная Гэтсби) и Том Бьюкенены, Мистер Мак-Ки (фотограф, знакомый любовницы Тома) Миссис Миртл Уилсон (любовница Тома) ее сестра Кэтрин, Бейер, Уилсон (убийца Гэтсби), Мейер Вулфшим, знакомый Гэтсби Ник Каррауэй (герой-повествователь)
"Великий Гэтсби" Фрэ́нсиса Скотта Фицдже́ральда был написан в 1925 году и стал кульминационным произведением в творчестве автора.
Впервые роман был переведён на русский язык в 1965 году Евгенией Калашниковой и издан по средствам издательства "Художественная Литература".
Роман Скотта описывает так называемый "век джаза". Кроме того, основной темой произведения можно считать декаданс именно этой эпохи, поэтому я хочу начать свой анализ именно с неё.
Термин "век джаза" был впервые введён самим Фицджеральдом, называвшим так время от Первой мировой войны до великой депрессии 1930-х годов. Сущностью же данного века является желание вытеснить все реальны проблемы и трудности мира (особенно в послевоенное время), замаскировать их под мишурой богатства, веселья и поисков ежедневных, порой даже глупых, наслаждений. В романе черты "века джаза" можно проследить в описании дома Гэтсби, в том, как он устраивал свои чуть ли не ежедневные вечеринки. Например, у него был "собственный пляж с вышкой для ныряния", а "По субботам и воскресеньям «роллс-ройс» Гэтсби превращался в рейсовый автобус и с утра до глубокой ночи возил гостей из города или в город". В отличие от феномена того же потерянного поколения, "век джаза" вселяет в души людей беспричинную, бессмысленную и роковую радость от нескончаемого богатства.
Однако для Гэтсби состояние, которое он нажил нечестным путём, - лишь средство для достижения собственных целей, для достижения любви Дэйзи. Таким образом, герой не пытется маскировать собственное опустошение мишурой роскоши, а потому он противопоставлен толпе и выделяется из неё.
Тем не менее, "век джаза" играет в романе важную роль не только потому что выходит на передний план в описаниях жизни как самого Гэтсби, так и Тома с Дэйзи, но и потому что именно этот феномен влияет на личность героев. Ведь изначально Гэсби был страстно, безумно влюблён в девушку, у которой на первом месте стояло желание всепоглощающей чистой любви, однако в последствии, роскошь и богатства, предоставленные ей женихом, развратили её. В Дэйзи всё ещё сохранились черты юной девочки, не сломленной ещë деньгами, которые прослеживаются, когда героиня впадает в филосовские размышления. Но это стремление к её мечте совершенно не нравится её мужу, потому что ему самому далеки такие мысли и мечты. Том не задумывается о чём-то глубоком, он способен лишь щеголять своими финансами перед другими, пускать им пыль в глаза. Таким образом, напрашивается вывод о том, что Дэйзи, возлюбленная Гэтсби, становится жертвой "века джаза", в то время как Том, её муж, - непосредственным представителем данного феномена.
Следует так же отметить, что роман во многом автобиографичен. К примеру, образ Дэзи схож с реально существующей в период с 1896 по 1940 годы, годы жизни самого Фицдже́ральда, женщины, возлюбленной автора, а в последствии и его супруги, которую звали Зельда. Фицджеральд боролся за семью и за Зельду (на почве ревности и семейных скандалов в 1925 году у женщины в результате тяжелой для психики атмосферы началась духовная болезнь, шизофрения) Таким же борцом за свою любовь будет Гэтсби, спасая Дейзи от совершённого ей преступления. Герой оказывается удачливее своего автора в проявлении умения любить и спасать. По разным причинам и Дейзи и Зельде грозит оказаться в четырех стенах – тюрьмы или психлечебницы. Грех и болезнь – психологически рифмуются.
Теперь перейдем к "величию" Гэтсби. Можно ли на самом деле считать его великим?
Существует два самых распростарнённых мнения на этот счёт: "да, можно" и "нет, нельзя". Когда мы разбирали это произведение на семинаре, все ребята, состоящие в моей группе, разделились на эти два лагеря. Сама я примкнула к тем, кто считал, что Гэтсби можно назвать по-настоящему великим и первое время я размышляла следующим образом: таковым его делает денежная независимость, в том плане, что пусть герой и спускает множество денежных средств на совершенно нелепые вещи, такие как пляж с вышкой для ныряния, и яхты, и аквапланы, однако же он не становится рабом своего состояния. Когда я рассуждала так, я сравнивала Гэтсби с господином из Сан-Франциско, по сути своей ставшим жертвой финансовой ловушки, в которую он загнал себя сам. На деле же, его правильнее было бы сравнить с героем довольно популярного романа того времени "Маленькая хозяйка большого дома" Джека Лондона, а именно с Диком Форрестом, поскольку развитие финансового состояния обоих героев имеет схожий вектор.
Оба героя стремились к так называемой "американской мечте", которая заключалась в достижении всего с самого нуля и обретении успеха в обществе, со всеми вытекающими последствиями, а именно - с приобретением славы и богатства. Только вот Если Дик Форрест, герой Джека Лондона, сумел достичь всего этого честным трудом и самоорганизацией, то о Джее Гэтсби этого сказать нельзя. Гэтсби с Вулфшимом (игроком, провернувшим аферу с бейсбольными соревнованиями «Уорлд Сириз») в сотнях аптек Нью-Йорка и Чикаго продавали алкоголь во время сухого закона. Так Гэтсби смог разбогатеть. Соответственно, пока Дик развивал своё дело по средствам своих знаний, приобретённых годами упорного и тщательного изучения всеразличных наук, Джей попросту нарушал закон, играя на слабостях людей, повидавших ужасы войны. Кроме того, оба героя жили в одну эпоху, в одной и той же стране, однако к заработку денег они относились в корне по-разному.
Позже я поняла, что сравнивать произведение Фицджеральда с произведение Лондона - более корректно, нежели с оизведением Бунина потому, хромотоп "Господина..." сильно отличается от произведений зарубежных авторов, а ещё мечта господина из Сан-Франциско не являлсь той самой "американской мечтой", к которой стремились Дик и Джей, герой Бунинского творения был влюблён в деньги, он был одержим богатсвои и думал он не о своей империи, в плане корпорации, славы и успехе, а чисто о деньгах, поэтому он долгое время горбатился на кого-то, кто выше по должности, а не сам на себя.
Если же отойти от сравнений "Великого Гэтсби" с чем бы то ни было и посмотреть на интересующий нас вопрос под другим углом, а именно - рассмотреть позицию автора, то на протяжении всей сюжетной линии можно наглядно посмотреть как образ главного героя будто бы "развенчивается" ("Так что мое первое впечатление о нем как о загадочной и значительной личности постепенно улетучилось, и он стал просто владельцем находившегося по соседству роскошного особняка, время от времени превращавшегося в огромную ресторацию"). Чем дальше читаешь произведение, тем ярче чувствуются сатирические окрасы личности Гэтсби. Чаще всего ирония прослеживается либо в мыслях, либо на словах Ника Каррауэя - героя-резонёра.
Даже сами гости Гэтсби иронизировали, называя его "великим". На деле же все они чуяли в нём подвох: многие всерьёз считали Гэтсби убийцей.
Таким образом, Гэтсби нельзя назвать "великим", а упоминание данного эпитета в названии произведения - лишь жалкая насмешка над героем и его действиями в целом.
Хотелось бы так же в паре слов рассказать про символику произведения. Основным символом "Великого Гэтсби" можно считать зелёный огонёк на другом конце бухты, который было видно повечерам из дома главного героя. Вообще, зелёный цвет является символом надежды и обновления. Важный момент: Гэтсби следил за этим огоньком на протяжении пяти лет, пока пытался привлечь внимание возлюбленной. Он выходил по вечерам во двор своего роскошного дома и всматривался вдаль, однако когда настал момент встречи Гэтсби с Дэйзи, герой подумал "что некогда имевший для него громадное значение огонек теперь утратил всякий смысл". Потому что увидев Дейзи спустя столько лет, он разочаровался в том образе, который так манил его всё это время, тот идеал в его голове разрушился о суровую реальность. Дейзи сломлена, она испорчена деньгами мужа, она испорчена веком, в котором жила.
Что же касается любви Джея Гэтсби, то тут всё достаточно очевидно.
На мой взгляд, основной проблемой героя стало его безумное чувство любви к Дэйзи, его любовь переходила все границы и с течением лет стала только губительной для него самого. Следует так же отметить, что долгое время, на протяжении пяти лет, он был влюблён не столько в саму девушку, сколько в её образ, который был буквально идеализирован им самим в мыслях. Безусловно, такое сильное чувство свидетельствует о глубоком внутреннем мире, однако на фоне этой всепоглощающей и безумной любви героя ярко контрастирует его узкий кругозор. Гэтсби разбогател и в самом примитивном смысле действительно стал "велик", из-за чего перед ним распростёрлась целая дюжина всеразличных дорог. Он мог бы направить своё состояние в русло саморазвития, он мог бы начать путешествовать, познавать этот мир, обучаться всему самому разному, он мог бы выучить тысячу разных языков, наняв себе репетиторов. Он действительно мог бы стать великим, об этом мы рассуждали пару абзацев назад.
Следует отметить тот сухой факт, что герою действительно удалось реализоваться в финансовом плане. Кроме финансового состояния, Гэтсби приобрёл огромный багаж жизненного опыта и знаний, впрочем в последствии герой не пользовался тем, что было в его руках, о чём и свидетельствует его грубо говоря "деградация" на почве любви.
Я смело могу заявить, что конец романа мог бы претендовать на счастливую развязку, если бы только помимо безумной любви, Гэтсби был бы способен на другие чувства, если бы он сумел сместить фокус внимания с Дейзи на другие прекрасные вещи, такие как искусство, науки и благотворительность. Для этого у героя было всё необходимое - увлечение творчеством, которое, впрочем, не помогло ему обрести душевный покой и самообладание и безграничное богатство, которое просаживалось впустую. Таким образом, ограниченность главного героя сыграла с ним злую шутку, а любовь Гэтсби к Дейзи нельзя назвать чем-то созерцающим и прекрасным, она связала героя по рукам и ногам, она губительна, она нездорова.
Так, роман Фрэ́нсиса Скотта Фицдже́ральда "Великий Гэтсби" повествует не только о жизни одного человека, человека, который впоследствии становится чуть ли не ангелом для своей возлюбленной, но и повествует о "веке джаза", о том, как он отражался на жизнях обычных людей.
Цитаты:
"Она не ответила. Я повернулся и ушёл: злой, наполовину влюблённый и несчастный"
"- Мне тридцать, - ответил я. - Я уже пять лет как вышел из того возраста, когда можно лгать самому себе и почетать это за честь"
"Очень надеюсь, что она вырастет дурочкой. Ведь в нашем мире самое лучшее для девочки - быть хорошенькой дурочкой"
"Гэтсби верил в зелёный огонёк, в ослепительно сияющее будущее, что с каждым годом от нас всё дальше и дальше. Вот оно вновь ускользнуло, но не беда - завтра ускорим бег, протянем руки чуть дальше... И в одно прекрасное утро... Так мы и плывём вперёд, против течения, а оно неустанно сносит наши утлые челны в прошлое"
"Жизнь лучше всего смотреть из одного-единственного окошка. Так она видится шире и полнее"
"Я почувствовал знакомую с детства уверенность, что летом жизнь начинается заново"
"Плохой водитель в безопасности лишь до тех пор, пока ему не попадётся другой плохой водитель"
"Какой смысл чего-то добиваться, если мне было куда приятнее говорить ай о том, чего я собираюсь добиться"
"Мне всякое пришлось пережить и теперь я смотрю на мир довольно цинично"
*Ещё больше подходящих цитат вы сможете найти в приложении Букмейт, для этого даже не нужно покупать подписку, главное зайти на страницу с интересующей вас книгой и пролистать вниз, не нажимая кнопку "читать" или "слушать".