Найти тему
Антоха Игроед

"Тихое место: День первый". Тупые монстры. Тупые люди. Кот умнее всех? (Отзыв)

Добрый день, дорогие друзья! Посмотрел я наконец-то фильм "Тихое место: День первый". И, прежде чем начать говорить конкретно об этой части франшизы, хочется сказать несколько слов об подобной идее в целом. Это важно для понимания приквела всего этого безобразия, или же третьего номерного фильма.

Начнём с того, что сама идея страха перед повседневными, привычными вещами сама по себе очень классная. Нельзя шуметь, нельзя смотреть, нельзя дышать. Чувствуете? Нельзя делать то, что является неотъемлемой частью нашего поведения. Почти под каждую тему уже существует фильм. Я долгое время не мог понять, почему "Тихое место" успешно разрастается в самую настоящую франшизу, хотя картины сами по себе не выдерживают никакой критики? Так вот как раз именно поэтому.

-2

Я очень люблю фантастику и особенно её постапокалиптические ответвления. А если там ещё присутствуют монстры из разряда "неведомой фигни", так это вообще попадание на все сто! Так что, самый первый фильм "Тихое место" подкупил меня необычной концепцией – монстры, кидающиеся на источник шума. Это было действительно круто! Но на уровне идеи и не более того. Потому что для повествования "на серьёзных щах" концепцию монстров надо было очень сильно пересматривать. Ну, потому что не может человечество проиграть таким тварям! Их во второй части девочка железкой забивает, перед этим оглушив звуковой волной! Надо же! Монстров, чувствительных к силе звука, можно оглушить! Неожиданно! И никто до этого не додумался, серьёзно? Военные? Учёные? Да ну нафиг.

Вот и получается, чтобы воспринимать франшизу "Тихое место", надо допустить некое принятие такой художественной условности, как поражение всего человечества по необъяснимым причинам. Причём именно этими монстрами. (Которые не умеют плавать, не умеют летать. Не строят жилища. Не известно, как переносят холод. Не смогут проникнуть в хорошо защищённые убежища, скажем, в бункер. Не имеют вооружения. Не проявляют признаков разума и осознанной деятельности. Явно не способны противостоять танку или БМП. Эффективно поражаются дробовиком. Да куда там, ломом забить можно, если оглушить. Список можно продолжать до бесконечности.)

Так вот, просто отключите критическое мышление и примите этот факт как должное. Давайте попытаюсь вам немного помочь. Это как звук от двигателей кораблей и выстрелов в космосе в "Звёздных войнах". Как орки-грибы в "Вархаммер 40к." Как зомби, которые мёртвые, но не разлагаются по нескольку лет. Как наличие кораблей-прыгунов, способных сворачивать пространство и при этом пушечных снарядах, летящих на расстояние меньше километра. Это в "Батлтек" такое, если что. В общем, понимаете, к чему я? Земля в "Тихом месте" - это не наш с вами мир, а какой-то альтернативный, где люди как-то умудрились проиграть этим тварям. Иначе не объяснишь. Вот. Вот под этим соусом можно уже пытаться что-то воспринимать.

Что ж, под таким углом первое "Тихое место" было действительно любопытным фильмом с отличными актёрскими работами. А самое главное – фильмом, практически лишённым диалогов. При просмотре которого ты словно растворялся в визуальном раде, заполняясь только тишиной и эмоциями героев. Так удалось ли третьей части франшизы сохранить то немногое, что делало франшизу запоминающейся? Нет! Простите за долгое вводное словно, но оно было важно для понимания всего того, что я хочу сказать. Теперь перейдём непосредственно к фильму.

-3

И… И мне практически нечего о нём сказать. Вторую и третью части я смотрел так: смотрю начало, завязку то бишь, потом постоянно жмякую клавишу перемотки по пять секунд вперёд, чтобы добраться до значимого события, или появления монстра. Потом снова жмякую вперёд до следующего монстра или важного момента. Так дохожу до финала. Готово! Отличный фильм! И всё это потому, что уже во второй части был утерян тот самый "воздух" картины – тишина. Во франшизе, где издать звук равносильно смерти, ввели кучу диалогов. Поселение на острове. В "Тихое место: День первый" - шумный мегаполис. Толпы народа. Вторую часть я смотрел в надежде, что мне расскажут откуда взялись монстры и как человечество умудрилось им слить. Третью, по той же самой причине.

Впрочем, начало третьей части тронуло меня намного сильней. И тут всему виной мои личный опыт. Главная героиня картины – неизлечимо больная женщина, доживающая оставшийся срок в хосписе. К сожалению, мне доводилось ухаживать за членом семьи, сгорающим от рака. Мне знаком этот безысходный взгляд, так что персонаж сразу же попал в меня как в понимающего и сострадающего зрителя. К тому же я проникся глубиной "художественности".

На самом деле человек, на последнем отрезке болезни не способен ходить и вести конструктивный диалог. Это только боль и отчаянье. И ежесекундные проклятия в адрес всех и вся. Не знаю, что за магический пластырь себе на бочок лепит героиня, но в 2010-ом у нас таких не было. (Я не уверен, что есть и сейчас, хотя я в эту тему не вникал) Банальные уколы препаратов морфийной группы, чтобы хоть как-то унять боль. Но, на то оно и кино. В общем, персонаж меня зацепил, но это не значит, что он зацепил всех зрителей по всему миру.

Ещё мне очень понравилась как медленно нагнетается атмосфера приближения чего-то страшного и неизбежного. А мы как зритель, уже знаем, чего именно. За окном мелькают хамви национальной гвардии. Вдалеке слышны сирены. Небо рассекает звено "Рапторов". А постояльцы хосписа собираются в город на шоу, погружённые в свои мысли. Сделано это действительно здорово! Задаёт нужный тон, но есть одна тонкость. Опять же, надо отключить "критическое мышление", но не получается.

Я живу в Челябинске. И у нас, как вы знаете, произошло событие весьма уникальное. Упал метеорит. Так вот, время реакции наземных служб абсолютно несоизмеримо со скоростью небесного тела. Даже спустя час после падения метеорита, не то, что военных на улицах не было, даже количество патрулей полиции не увеличилось. Мэр города вообще растележился на обращение к горожанам спустя двенадцать часов. Может помните это легендарное "твёрдый газ, жидкий лёд". Понимаете, к чему я?

Как национальная гвардия, и военные, и полиция, успели начать действовать ещё до того, как эти твари вошли в атмосферу? (На чём вошли? На камнях? На кораблях? Сами, окуклившись керамикой падали? Ответов не будет.) Ну хорошо, допустим приближение чего-то неизведанного из глубин космоса заметили учёные и успели во время всех оповестить. Примем как очередное допущение.

В общем, собственно, после весьма бодрого начала, фильм можно начинать проматывать по пять секунд. Ну и собственно всё, больше мне сказать нечего. Сильное, атмосферное начало. Другой ценности фильм не имеет. Чарующей атмосферы первой части нет. Актёрские работы великолепны, но, так как это приквел и главных действующих лиц предыдущих картин мы не увидим, то это может быть мало кому интересно. Меня главная героиня зацепила, но я уже объяснил почему.

По сути, весь фильм посвящён тому, как обречённый человек уходит из жизни на своих условиях, а не на тех, что уготовано ему судьбой. Есть очень классный фильм на схожую тему. "Достучаться до небес". Но там всё было максимально романтизировано – увидеть море. А тут? Съесть пиццу.

Так что и воспринимать картину на эмоциональном уровне тоже очень тяжело. Ну а если подключить "критическое мышление", то фильм и вовсе станет проходным мусором. И виной всему – монстры.

Как они понимают, какой источник шума потенциальная добыча, а какой нет? Вот есть эпизод, где дети укрылись от тварей под местным фонтаном. То есть, монотонный, повторяющийся звук, как журчание струек воды, монстры прекрасно отделяют от другой картины мира? Так получается. Ведь иначе они должны были всех грядкой собраться вокруг фонтанчика, и кидаться на него до бесконечности. Почему тогда монотонное шарканье ног по асфальту множества людей их привлекло?

-4

К тому же, после высадки началась самая настоящая паника. Взрывы. Все орут, бегут, лопаются стёкла… Да они оглохнуть должны были сразу же, от звуков, доносящихся со всех сторон, а не целенаправленно атаковать людей, точно вычленяя единичные цели из общей массы.

Если монстры ориентируются только по звуку, как они тогда перемещаются в пространстве, не ударяясь об углы зданий, фонарные столбы и друг друга? Как они понимают, что по этой отвесной стене можно бежать, а сквозь именно это стекло можно проломиться внутрь? И что это вообще стекло, а не бетон? Выходит, они всё же немного видят. Хотя бы схематически? Почему они тогда не видят стоящего рядом человека если тот не шумит?

Монстры постоянно носятся толпой вслед за пролетающими вертолётами, объявляющими эвакуацию. Что мешает вертолётам зависнуть невдалеке от причала, и ждать пока все монстры не утопятся, пытаясь преследовать источник звука? Значит, они всё же различают границы предметов? Почему тогда в метро тварь погналась за героями и утонула? То есть поверхность воды она не "видела"? Так почему они тогда с причала в воду не падают, если "не видят" воды? В общем, хочешь или нет, но всё восприятие картины разбивается о простой факт того, что у подобных тварей нет шансов одолеть человечество.

Конечно, по первости, благодаря своей численности и фактору внезапности они причинят чудовищные разрушения и повлекут за собой гибель массы людей. Но уже через несколько дней будут сокрушены. Потому что, как бы нас не старались киношники убедить зрителя в обратном, человеки не настолько тупы.

Ну и, конечно же, отзыв о "Тихое место: День первый" не был бы полноценным если бы я не уделил внимание ещё одному герою картины. Коту. Это самый странный кот в истории человечества! Видимо, тут тоже надо отключить "критическое мышление" и поверить в то, что такие коты существуют. Ну вы знаете, эти легендарные коты-молчуны.

-5

Однажды я делал ремонт. И мой кошак весь извозился в мелкой строительной пыли. Когда я понёс его мыть (заранее набрав в ванну чуть-чуть воды, чтобы доходило только до брюшка и не пугала его шумом струи из крана), он устроил такой ор, что соседи чуть не вызвали полицию. А тут кота кладут в сумку, спокойно несут к воде, и он молчит. Больше того, кот "ныряет" вместе с сумкой под воду, но и до, и после даже не пытается разодрать хозяйке руки в попытке вырваться и не издаёт ни звука. По улице бегают неведомые твари – кот молчит. Неведомая тварь в нескольких метрах от кота. Кот даже не думает зашипеть на двухметровую хреновину! Что я могу сказать, этот кот умнее людей и за весь фильм не издаст ни звука. Так что, в случае инопланетной агрессии можно быть полностью уверенным в том, что коты выживут! Хотя, авторам достаточно было в начале фильма дать героям пару реплик о том, что котяра перенёс какую-нибудь неприятную операцию, после травмы шеи и теперь не может даже шипеть. Ну хотя бы так.

-6

Но, шутки в сторону. Что же мы имеем в сухом остатке. Проходной фильм на один раз. При просмотре надо обязательно отключить логику и просто смириться с тем, что происходит на экране. И вот тут сразу же станет заметен главный минус картины. Она больше не держит в напряжении. Допустим что я сопереживал героине в силу личного опыта. Но будут ли сопереживать другие? Далеко не факт. Наводнив мир массой людей, авторы лишили его самого главного – тишины первой части.

Понятное дело, что франшиза развивается. Но попытка добавить картине зрелищности и эпичности, на пользу явно не пошла. Крутым боевиком "Тихое место: День первый" не стало. Обаяние напряженного хоррора растеряно. Веру в человечество не оставляет. Героиню жалко, но финал не вызывает таких эмоций как тот же "Достучаться до небес". Лично я вообще не понимаю, почему "Тихое место" разрастается в полноценную франшизу.

Да, сама по себе идея классная, но её "губят" именно монстры. В том виде, в котором они показаны во всех трёх частях, это абсолютно бесполезные твари, не способные сокрушить человечество в долгосрочной перспективе. Да даже в краткосрочной.

К тому же, если уж сильно хочется посмотреть что-то на тему вторжения кровожадных монстров, так "Война будущего" или "Грань будущего" выглядят в сотню раз круче. Те же белошипы воспринимаются намного более серьёзным противником, чем эти, непонятно как ориентирующийся в пространстве, твари. У белошипов хотя бы есть аналог дистанционного оружия и плавать они умеют. В общем, рекомендовать этот фильм однозначно не могу. А вам понравилась данная картина? Давайте обсудим в комментариях!

Большое спасибо, что дочитали публикацию до конца! Это действительно важно, а ваши отзывы и лайки мотивируют и дальше создавать контент! Буду признателен за поддержку на площадке AuthorToday, где Вы найдёте ещё больше произведений в жанре фантастики и постапокалипсиса авторского сочинения Anthony Saimski, он же Антоха Игроед.

https://author.today/u/anthony_iron1/works/edit

Разговорные и игровые стримы проходят здесь! Ламповое общение и разговоры о разном. Обязательно заглядывайте каждую субботу с 19:00 до 21:00 по МСК, чтобы лично задать в чате все интересующие вопросы.

https://www.youtube.com/channel/UCw_fiwCS5uaGV56KP2FhBdw

Поддержать автора на Boosty:

https://boosty.to/igroed