Найти тему

- Могу помочь наладить контакт с ребёнком, - сказала психолог и заплакала. Речь о подростках

- Живёт гусеница, она в куколку превращается, потом – в бабочку. Если гусеница была знакома, например, со стрекозой, то обязательно ли, когда в бабочку превратится, будет помнить стрекозу?

- Ты хочешь сказать, что…

🔺🔺🔺

Ситуация в заголовке не из анекдота, а самая что ни на есть жизненная. Была у меня в гостях старинная подруга, прошедшая в своё время четырёхмесячные курсы – училась на психолога. Наши сыновья учились в одном классе. Состоялся такой диалог:

- Наташа! Ты работаешь психологом после четырёхмесячных курсов. Как тебе это удаётся?

- Как тебе сказать.... Ко мне ходят чаще всего просто поговорить, за утешением и когда – как ни странно - специалисты разводят руками. Ещё я принимаю людей со стандартными проблемами.

- Достали они меня, предки!
- Достали они меня, предки!
© Copyright: Александр Каширцев, 2024
Свидетельство о публикации №224073101561

- Слушай, но это же граничит с шарлатанством – ты объявляешь себя специалистом, не являясь таковым.

- Не надо сгущать. Можешь глянуть в книгу отзывов – сплошь спасибо и благодарности. Правда иногда и негатив там льют. Знаешь, приключилась со мной вчера такая история. Позвонила женщина. У неё сын школу закончил. Она с ним не может нормально поговорить – он либо молчит, либо из него один стёб сыплется. Уже второй год контакта с ним нет. Что делать, спрашивает? Я её записала на послезавтра, а сама думаю – может отказать ей? Сказать, что занята. Но потом вспомнила, что на счету денег совсем нет.

- А ты, я так понимаю, сама не знаешь, что в таких случаях нужно делать?

- Могу помочь наладить контакт с ребёнком, - сказала я, положила трубку, и заплакала.

Дело в том, что у меня с моим Алёшкой точно такой же случай – один в один и я не знаю, что делать. Как же я пациентке-то помогу?

- Серьёзно? Я не знал. У нас с сыном то же самое. Контакт был потерян совсем. Не знаю, как ты, я над этим думал и не так давно мне в голову пришла интересная мысль - может, тебе тоже пригодится. Начал реализовывать – помогает вроде.

- Излагай, хуже не будет.

- Когда ребята у нас маленькие, мы для них как боги. Они нам верят, ориентируются на нас.

- Давай ближе к делу, это понятно.

- Хорошо. Дети, подрастая, становятся нам друзьями, а потом попадают в гормональную ломку и отходят в сторону. И от нас и от всего. Переходный возраст – он на то и переходный, что дети из одного состояния переходят в другое.

- И это я знаю. Что делать – не знаю.

- Не перебивай. Что делать – в конце будет, но идея не очень сильная, Фрейда на неё нет… Я подумал, что с ребёнком, когда он выйдет из переходного своего периода, нужно заново знакомиться. Смириться с тем, что по старому ничего не будет и завоёвывать его снова.

- Как это – заново? Он что, меня узнавать не будет?

- В определённом смысле да, не будет. Он будет видеть нас по другому. Мы для него будем новыми людьми. То, что живём в одной с ним квартире, для него ничего не значит.

- Всё равно не понимаю – видимся же с ним каждый день.

Гусеница  - куколка - бабочка
Гусеница - куколка - бабочка

- Давай я метафору придумаю. Живёт гусеница, она в куколку превращается, потом – в бабочку. Если гусеница была знакома, например, со стрекозой, то обязательно ли, когда в бабочку превратится, будет помнить стрекозу?

- Ты хочешь сказать, что…

- Куколка для ребёнка – это и есть переходный период. Потом он бабочкой станет. А мы в этой аналогии – стрекоза. И если хотим, чтобы ребёнок опять нас признал, нам стрекозам, нужно с ним заново подружиться. Завоевать его доверие и его дружбу.

- А если не завоюем?

- Тогда, скорее всего, дружба всё равно образуется, но для этого нам придётся ждать, пока ребёнок сам не поймёт всю эту сложную кухню и не захочет сам с нами подружиться. Сколько ждать – никто не знает.

- Да, в этом что-то есть. Действительно, не нужно ждать, пока он разберётся во всём и осознает, что с ним произошло. Можно я это пациентке своей толкну?

- Толкай, мне-то что, за нобелевкой не гонюсь. Я с сыном исхожу из правильности этой идеи и ты знаешь – намного лучше стало у нас с ним. Совсем про прошлые проблемы не упоминаю, всё строю с нового листа.

- Ладно, пойду, обмозгую получше. Слушай – мне нравится твоя идея!

- Иди, думай.

И она ушла. Думать.

Дорогие читатели! Если вам понравился рассказ, поставьте, пожалуйста, лайк. Подпишетесь – это может оказаться далеко не лишним.