Найти тему
Простой Мыслитель

Почему иногда легче притвориться глупым? Преимущества глупости

Оглавление

Вы когда-нибудь замечали, что ведете себя глупее, чем вы есть на самом деле? Хотя это может показаться нелогичным, иногда есть смысл казаться менее умным. Люди боятся, что их сочтут глупыми, потому что они не хотят, чтобы другие смотрели на них свысока или высмеивали. Общество часто рассматривает глупых людей как бесполезное бремя, а не как потенциальных собеседников. Подобно собакам, которые жаждут ласки, мы хотим, чтобы мы нравились людям, поэтому стараемся не выглядеть глупыми перед коллегами, членами семьи и друзьями. Но действительно ли выгодно, чтобы вас считали умным?  В этой статье мы разберем, почему иногда выгоднее казаться менее умными, чем мы есть. 

Если мы хотим найти идеального партнера на всю жизнь, нам не следует отпугивать его, показывая себя слишком умным. Вместо этого нам следует вести себя глупо! Если мы хотим подняться по карьерной лестнице, нам следует быть дураками! И если мы хотим прожить счастливую жизнь без стресса, мы должны быть полными идиотами! Несомненно, есть разница между «вести себя» глупо и «быть» глупым на самом деле. Вам не нужно разрушать клетки мозга химическими веществами, чтобы достичь предельной глупости. Обычно достаточно просто притвориться дураком. Теперь давайте рассмотрим, почему быть дураком или считаться глупым зачастую лучше для достижения успеха.  

Из любви к людям – играйте глупо

Грустно, но факт: люди часто ищут общения с теми, кого они считают менее умными или способными, чем они сами.  Испытывать чувство превосходства или интеллектуального доминирования. Эту идею сформулировал немецкий философ Артур Шопенгауэр, который утверждал, что это инстинктивное стремление к превосходству может привести к тому, что люди будут искать «глупую» компанию, даже если это не пойдет на пользу их интеллектуальному росту или благополучию. Например, если ваш будущий начальник вдруг во время собеседования почувствует, что вы умнее его, есть вероятность, что он почувствует угрозу с вашей стороны, и вас могут не принять на работу. Что для вас значит это наблюдение? Чем вы умнее, тем меньше вероятность, что вас примут в компанию с меньшим интеллектом. Это означает меньше приглашений на вечеринки и меньше шансов встретить кого-то важного - будь то любовь всей вашей жизни или удобный человек, который мог бы помочь вам в вашей карьере. На внутреннем уровне большинство людей не хотят видеть вокруг себя умников, поскольку боятся, что их затмит кто-то более умный. Шопенгауэр это хорошо понимал. При жизни он изолировал себя из-за своего интеллекта и превосходства, которые общество считало высокомерными и непростыми в общении. Мать Шопенгауэра, немецкий философ и писательница XIX века, писала сыну: 

 «Все твои хорошие качества затмеваются твоей сверхумностью...  Этим ты озлобляешь окружающих тебя людей, так как никто не хочет, чтобы их совершенствовали или просветляли таким образом». 

Иногда позволив себе быть немного глупым, вы можете порадовать не только окружающих, но и себя. Это может значительно повысить качество вашей жизни. Например, представьте себе двух человек, одного очень умного, а другого менее , оба работают на одной и той же скучной офисной работе. Умный человек может постоянно задаваться вопросом о цели своей работы, ее месте в обществе и о том, достигает ли она его личных целей.  Это может привести к чувству разочарования и неудовлетворенности.  С другой стороны, менее умный человек может просто принять работу как средство для достижения цели, не ставя под сомнение ее большую значимость. Он может быть доволен своей зарплатой и рутиной своей работы, не чувствуя себя обремененным экзистенциальными вопросами.  

Глупость как смертоносное оружие

В «Искусстве побеждать в спорах» Артур Шопенгауэр обсуждал роль глупости в спорах и дебатах. Он утверждал, что глупость может быть мощным инструментом в дебатах, особенно в ситуациях, когда одна сторона намеренно ведет себя трудно или упрямо. Шопенгауэр считал, что, действуя глупо или невежественно, человек может расстроить оппонентов и вывести их из равновесия, что затруднит для них приведение последовательных аргументов.  Растерянный интеллектуал может потерять почву под ногами, а уверенный в себе идиот завоюет любовь масс. Видели ли вы в своей жизни примеры очень тупых политиков, работников парламента или даже президентов, которые по каким-то причинам побеждали гораздо более умных оппонентов во время избирательных кампаний?  Если да, то вы можете понять силу глупой смелости! Нужно ли быть идиотом, чтобы использовать глупость как оружие?  Не обязательно. Эффективно ли это? Да. Этично ли это использовать?  Это вопрос для отдельного обсуждения, поскольку есть как сторонники, так и противники такой тактики. Шопенгауэр лично считал, что с точки зрения этики глупость может использоваться как защитная тактика в дебатах. Делая вид, что неправильно понимает или неверно истолковывает аргументы оппонента, человек может отклонить критику и избежать необходимости защищать свою позицию. Однако Шопенгауэр отмечал, что тактику использования глупости в дебатах следует использовать лишь умеренно и осторожно. Он считал, что настоящий интеллектуальный рост и прогресс могут быть достигнуты только в результате участия в честных, непредубежденных дебатах с другими, а не в использовании теневой тактики.  

Выживание в тупости

В опасных, угрожающих жизни ситуациях, глупых людей можно не заметить. Почему?  Потому что они считаются бесполезными. Лучше скрыть свой интеллект, в противном случае будьте готовы столкнуться с суровыми последствиями. «Торчащий гвоздь будет забит», — предупреждает японская пословица, подчеркивая, что не всегда разумно демонстрировать свое остроумие. История полна примеров страдающих интеллектуалов. Во время нацистского режима в Германии тысячи ученых, писателей, художников и музыкантов считались своего рода предателями и особенно подвергались преследованиям, пыткам и убийствам.  Нацистов не интересовали скучные люди или те, кто притворялся тупыми. Во время Культурной революции в Китае с 1966 по 1976 год Мао Цзэдун и его последователи преследовали «буржуазные» элементы, включая интеллектуалов, учителей и специалистов. Все они были умнее среднего. Их отправляли в трудовые лагеря, подвергали публичным унижениям, а иногда и казнили. В эти темные времена выжили только люди, которые мастерски притворялись тупыми.  

«Кажись слабым, когда ты силен»,

— писал древний военный стратег Сунь Цзы в своей работе «Искусство войны». И кажется, что многие люди на протяжении всей истории поступали именно так, скрывая свой ум. Да, современное общество может критиковать своих предков и ему не нравится такая тактика выживания. Однако, как утверждал Шопенгауэр, мнение «посторонних» не имеет существенного значения для счастья личности. Мы можем выжить и быть счастливыми, даже если все наши соседи думают о нас плохо.  

Помимо этих преимуществ, у «тупости» есть еще несколько преимуществ, которые могут улучшить нашу жизнь. Например, можно расслабиться и не так усердно заниматься образованием. Человек, который плохо разбирается в конкретной области знаний может с меньшей вероятностью испытывать смущение или стыд, когда он совершает ошибки или оказывается неправ. Чрезмерное мышление также можно «уменьшить». Людям, которые слишком аналитичны или критичны, может быть трудно наслаждаться простыми удовольствиями или впечатлениями, в то время как менее умные или критичные люди могут с большей вероятностью наслаждаться моментом и ценить простые удовольствия жизни.

Притворство дурачком может принести неожиданные преимущества в наших социальных взаимодействиях, позволяя нам более эффективно ориентироваться в ситуациях и избегать конфликтов. Притворяясь менее умными, мы можем заслужить доверие и уважение окружающих уникальным образом. Хотя это может показаться противоречащим нашим природным инстинктам, бывают моменты, когда стоит принять глупость и пожинать плоды, которые она дает.