Найти тему
Литрес

О чём Хрущёв и Никсон поспорили во время «кухонных дебатов» на Американской выставке

Летом 1959 года в московском парке «Сокольники» открылась выставка, посвящённая США. Билеты на неё выдавались на предприятиях, и за полтора месяца её успели посетить три миллиона человек. Очутившись на благоустроенной по проекту американского архитектора территории парка, советские граждане заходили в павильоны и теряли дар речи.

Глядя на заграничные автомобили, холодильники, стиральные машины и пылесосы, одни чувствовали восторг, а другие смятение и досаду. Советский быт был куда более скромным, и подобные чудеса техники были роскошью или вовсе неведомым дивом. Пока одни вопрошали «почему мы живём не так», другие верили, что Никита Сергеевич приведёт страну именно к такому светлому коммунистическому будущему.

25 июля глава СССР самолично открыл выставку и в своей длинной торжественной речи пообещал обогнать Америку по всем показателям. После этого будущий президент США Ричард Никсон провёл для него экскурсию. Он с гордостью демонстрировал Хрущёву предметы американского искусства и моды, «кадиллаки» и «форды», посудомоечные и стиральные машины, многокамерные холодильники, цветные телевизоры, кухонные комбайны и образцы домов, в которых всё автоматизировано. Хрущёву нечего было противопоставить своему гостю.

Позже пресса отзовётся об Американской выставке доброжелательно, но без лишних восторгов. В сдержанных статьях будут признаваться достижения американских инженеров, но вместе с тем советским гражданам напомнят, что и без вот этих штучек мы бьём спортивные и производственные рекорды. Сам же Хрущёв всё же нашёл тогда, что ответить довольному американцу, он язвительно поинтересовался у него:

«А у вас нет машины, которая бы клала еду в рот и проталкивала её дальше? Вы показываете нам много интересных вещей, но нельзя сказать, что они необходимы для жизни. От них нет пользы».

На это Никсон лишь открыл рот, а Никита Сергеевич продолжил атаку:

«У нас есть такая поговорка: если у вас завелись клопы, вы должны поймать одного и залить ему в ухо кипяток».

Американец не понял смысла этого выражения, но на всякий случай из вежливости рассмеялся. Дальше советский глава и американский вице-президент взялись обсуждать политику, коммунизм и капитализм, споря о том, где человеку лучше живётся. Хрущёв отвергал все доводы коллеги, горячился, язвил и даже немножко сочинял.

Когда Никсон рассказал, что у американских рабочих есть возможность приобретать большое комфортабельное жильё с рассрочкой на 25-30 лет и ежемесячным платежом в 100 долларов, Хрущёв не долгая думая заявил, что советские сталевары и крестьяне в состоянии заплатить 14 тысяч долларов за дом. В запале он выдал ещё и такой перл:

«Вы думаете, что русские будут ошарашены, увидев все эти вещи, но это факт – построенные дома в СССР имеют все это оборудование сейчас».

Позже Эллиотт Эрвитт, американский фотограф, выросший в семье русских эмигрантов, вспоминал, что спор лидеров так накалился, что Никсон начал тыкать пальцем в грудь Хрущёва, говоря: «Мы – богатые, а вы – бедные. Мы едим мясо, а вы едите капусту!». Никита Сергеевич, не найдя более весомых контраргументов, парировал: «Да пошёл ты на…».

Как бы жарко ни дискутировали политики, как бы ни задирались и ни тянули одеяло на себя, оба они пришли к выводу, что счастливым человек может быть только в мире, в котором нет войны и угрозы атомного апокалипсиса. Этот разговор Никсона и Хрущёва в итоге вошёл в истории под названием «кухонные дебаты». В 1959 году Американская выставка поселила в сердце многих надежду, что СССР и США наконец объединятся и перестанут враждовать. И действительно, тогда отношения между двумя странами начали налаживаться.

Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-2

Книги
3507 интересуются