Найти тему
Студент-психолог

Исследования души: от истоков к исчезновению в научном сообществе

Оглавление

Античное познание

Понятие "душа" у античных философов имело научное значение, обобщая разнообразные проявления человеческой жизни от физиологических функций (дыхание, рост, питание) до высших аспектов (познание мира, поиск смысла жизни).

«Психология» произошло от слияния двух греческих слов — «психей» (душа) и «логос» (учение).

-2

В учениях античных авторов "душа" служила объяснительным принципом для этих явлений, включая все формы жизни, где она воспринималась как субъект процессов, не зависимых от психической регуляции. Древние философы различали и описывали эти процессы, отделяя их от телесных функций, исходя из разных концепций природы души. Учения Демокрита, Платона и Аристотеля представляют три различных взгляда на природу души, которые оказали значительное влияние на развитие психологической мысли.

Метод Демокрита

Метод столкнулся с критикой при попытке объяснить поведение человека через концепцию атомистического материализма. Он предполагал, что движение души (состоящей из огненных атомов) влияет на тело (состоящее из более тяжелых и малоподвижных атомов другого типа). Демокрит придерживался детерминистского взгляда, считая, что все явления обусловлены предшествующими причинами.

Демокрит – философ-материалист Древней Греции
Демокрит – философ-материалист Древней Греции

Однако его теория не объясняла разнообразие человеческих реакций на одни и те же стимулы. Например, почему одни люди бегут при опасности, а другие остаются и защищают других, даже рискуя жизнью.

Метод Платона и Сократа

Метод, известный как диалог: идеи играют центральную роль как руководящая сила. Даже для Бога-Демиурга, творящего мир по образцу идей, идеи являются основой творения. Душе отводится место среди этих идеальных сущностей, временно пребывая в мире идей, а затем воплощаясь в теле и храня воспоминания о своем прошлом опыте. Душа, однако, не помнит эти воспоминания ясно, лишь смутно стремясь к идеальному. Философы, следуя примеру Сократа, используют специфический вид диалога, где они задают вопросы собеседнику, помогая ему вспомнить идеи, заключенные в его душе, вспомнить то, о чем раньше не помнила.

Платон  — афинский философ классического периода Древней Греции.
Платон — афинский философ классического периода Древней Греции.
Мир идей - особый мир поверх физического космоса, представляющий собой иерархически организованную реальность, наивысшей идеей которой является идея Блага.
Идеи - это идеальные прообразы, образцы всех вещей.

Кризис античности

С приходом III века до н.э. учения о природе души в античной философии приобрели новые аспекты в ответ на изменяющиеся социокультурные условия, связанные с системным кризисом античного общества.

"Крушение" - из серии картин Томаса Коула: «Путь империи»
"Крушение" - из серии картин Томаса Коула: «Путь империи»

Философы того времени больше не были заинтересованными теоретическими рассуждениями о структуре души; дать желающему успокоения человеку руководство к практическому разрешению его психологических проблем.

Например, важные философские направления, такие как эпикуреизм и стоицизм, разработали собственные методы психотерапии, направленные на преодоление страха перед смертью и трагическими событиями.

Религиозное познание

В период смены эпох, в первые века новой эры, научное и психологическое познание уступило место религиозному подходу к изучению души, что связано с распространением христианства.

В этот период религиозная философия и психология акцентировали внимание на вере как высшем достижении, превыше знания. Познание души осуществлялось через интерпретацию священных текстов, считавшихся источником вечной истины, открытой через откровение.

Аврелий Августин -  один из святых отцов церкви, главных христианских философов эпохи патристики.
Аврелий Августин - один из святых отцов церкви, главных христианских философов эпохи патристики.

Тем не менее, в различных теологических текстах о душе появились новые аспекты, свидетельствующие о возросшем интересе к внутреннему миру человека и его самосознанию. Эти идеи нашли отклик в работах неоплатоника Плотина и в трудах Отца Церкви - Аврелия Августина.

Плотин выделил в душе способность к рефлексии — способность осознавать собственные состояния, что позднее было развито Дж. Локком.

Для Августина познание души означало одновременно познание Бога, и поэтому он уделял значительное внимание глубокому самонаблюдению за своими внутренними переживаниями и размышлениями.

Эмпирическое познание

Переход к эмпирическому изучению внутреннего мира человека был предвосхищен развитием опытного знания в науках о внешнем мире, начавшемся в Европе в первой половине второго тысячелетия. Этот сдвиг связан с расцветом капиталистических общественных отношений, промышленного развития и увеличением городского населения. Практические потребности стали требовать конкретных ответов, отсутствующих в религиозных текстах, что подтолкнуло к необходимости эмпирического подхода к изучению реальности.

Роджер Бэкон, известен также как Удивительный доктор — английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец; профессор богословия в Оксфорде
Роджер Бэкон, известен также как Удивительный доктор — английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец; профессор богословия в Оксфорде

Роджер Бэкон первым обосновал в XIII веке важность опытного изучения, утверждая, что "опытная наука владычица умозрительных наук". В то время он не обсуждал опытное познание душевных явлений, считая, что их можно постигнуть лишь через "внутреннее озарение" святых.

Уильям Оккам, английский философ и монах-францисканец, сформулировал принцип "бритвы Оккама", согласно которому не следует вводить лишние сущности, не поддающиеся опытной проверке, что исключает изучение души как гипотетического объекта психической деятельности.

Фрэнсис Бэкон
Фрэнсис Бэкон

Фрэнсис Бэкон, философ и политик, акцентировал внимание на необходимости изучения реальности через опыт, а не через толкование текстов. Он критиковал "призраки театра" — идолов и философские системы, отвлекающие человека от истинного познания.

Конец научности "Души"

Рене Декарт в своих философских трудах оказал значительное влияние на отказ от рассмотрения души как предмета научного исследования. Он предложил концепцию дуального (двойственного) аспекта человеческой природы, разделяя мир на материальное и духовное.

Рене Декарт — французский философ, математик и естествоиспытатель; один из основоположников философии Нового времени, создатель аналитической геометрии, одна из ключевых фигур научной революции.

Согласно учению Декарта, материальный мир подчинен законам природы и может быть познан через научный эксперимент и наблюдение, в то время как духовный мир, включая человеческую душу, не поддается материальному измерению и не может быть исследован научными методами.

В его работах, особенно в "Медитациях о первой философии", Декарт утверждал, что сущность души отличается от тела и может быть осознана только через внутренний опыт и интуицию. Он подчеркивал разницу между физическими процессами тела и мыслящим, разумным субъектом, который является основой человеческого существования.

Рене Декарт
Рене Декарт
“Я мыслю, следовательно, я есть”
- Рене Декарт; "Медитациях о первой философии".

Таким образом, Декарт предложил видение человеческой природы, где душа как субъективный и духовный аспект человека лежит вне предмета научного исследования, оставаясь в области философии и духовного самопознания.