Заметное упоминание вятичей в конце 11 века связанно с Владимиром Мономахом. В своем «Поучении» он упоминает, что ходил к Ростову «сквозь вятичи», подчеркивая, что не побоялся пойти былинной прямоезжей дорогой, опасной для князей и их дружин. Таким образом летопись показывает отношение киевской власти к вятичам. Становится очевидным, что поход через их земли даже в конце XI в. представлял собой серьезное военное мероприятие. Из этого следует предположить, что вероятно, вятичские земли находились под собственным управлением и прямо не подчинялись киевскому «сюзерену».
Применительно к концу XI в. летописи отмечают сохранение стремления киевских князей силовыми методами подчинить себе территорию вятичей. Летописец подтверждает в 1092–1093 гг. два военных похода «в Вятичи». По всей видимости, он имел в виду борьбу великого князя с отдельной вятичской управленческой структурой, не связанной с киевским княжеским руководством.
Документы свидетельствуют, что в первом из упомянутых походов был ранен или убит вятичский князь или военного вождь Ходота, а во главе вятичских вооруженных сил стал его сын-наследник. Как предполагалось, в случае гибели вождя обычного племенного ополчения, его место должен был занять лучший вятичский воин либо полководец. Место же было занято сыном Ходоты, что указывает на наследование места и должности, что означает наличие, как минимум, наследственной вятичской аристократии, а как максимум – не связанной с Рюриковичами княжеской династии.
Второй поход на вятичей был на независимый от Киева столичный город Корьдно. В "Поучении Владимира Мономаха"– текст умалчивает, был ли взят киевлянами вятичский столичный город Корьдно либо дело ограничилось военной демонстрацией из-за нехватки сил, мы можем лишь предполагать, как было на самом деле.
Итак, опираясь на летописи, можно уверенно говорить, что 1093 год для вятичей, как самостоятельного племени, стал последним. Борьба окончилась победой киевского князя, и в дальнейшем этот народ не был замечен в попытках вернуть свою независимость.