Найти тему

Как село Новая Усмань Воронежской области стало самым крупным в стране?

Новая Усмань находится к востоку от Воронежа, всего в четырех километрах по оживленной шес­типолосной магистрали. От нее начинается главная улица села — Ленина. И дорога эта, надо признать, и правда выглядит по‑сельски. Одноэтажные дома (некоторые разделены пополам между разными семьями, и эти половины могут выглядеть по‑разному), отделенные от проезжей части широким газоном. Разнокалиберные заборы, над которыми тянется ярко-желтая газовая труба. Обрубки тополей, по‑провинциальному покрытых побелкой у земли. И еще старые покрышки, вкопанные в землю и выполняющие функцию ограждения парковки.

Но уже через четыре километра пастораль куда‑то улетучивается. Размеренная жизнь огородников и животноводов сменяется заметным оживлением центра Новой Усмани, где в окружении многочисленных торговых центров и двух высотных жилых домов недавно возникло главное украшение площади Мира — большой фонтан. Так что налицо все признаки сел, превращенных в города! Если хотите, аналог Кудрова или Мурина. Здесь еще сохраняются осколки деревенского уклада, но они уже стремительно «интегрируются» если не в город, то в поселок городского типа. С помощью белых и зеленых панелей сельский жилой дом превратился в магазин с гордым названием «Чешский лев» (причем на чешском языке), а на соседнем участке вместо парников и виноградников рыночные лотки. Ну и немало тут семенящих собак, видно, упустивших момент, когда обновился «формат» их родной Новой Усмани.

Исторически село имело, кстати, название Собакина Усмань. Но псы тут на самом деле ни при чем, прос­то в самом начале XVII века вое­вода Борис Собакин обзавелся землями рядом с рекой Усманкой и основал на них это селение. При Петре его жители, как и жители окрестностей, участвовали в кораблестроительстве — как известно, на рубеже XVII – XVIII веков в Воронеже существовало адмиралтейство, которое создавало первый в истории России регулярный армейский флот.

При Советах Собакину Усмань переименовали. Изменение приурочили к важному событию: в 1928 году уже Новая Усмань (прос­то Усмань находится в соседней Липецкой области) стала районным центром. Видимо, власти посчитали, что Новоусманский район звучит лучше Собакиноусманского, с чем сложно не согласиться. Но, к чести жителей, замечу, что основателя села новоусманцы не забыли: в 2009 году Борису Собакину установили конный памятник.

Вообще памятников тут изобилие: вокруг площади Мира есть также Александр II, Ленин, летчик-истребитель Авдеев, братская могила. А на стрелке Советской улицы и улицы Ленина устроен «пантеон воинской славы» — открытый павильон-часовня, внутри которого выбиты имена 1466 новоусманцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Что до сельского статуса, то все не так однозначно. Действительно, формально Новая Усмань с 36 тысячами жителей обгоняет ингушское село Экажево (27 тысяч), пензенское Засечное и ставропольское Кочубеевское (в обоих по 26 тысяч жителей). Однако такой численности удалось достичь уже в российское время с появлением полноценного городского микрорайона Южный. Власти предприняли было попытку прийти к здравому смыслу и в 2018 году провели опрос на тему присвоения Новой Усмани статуса города. Основной аргумент — значительная часть новоусманцев не заняты сельскохозяйственной деятельностью, они, как настоящие горожане, трудятся в промышленности, социальной сфере или сфере услуг. Но аж 93,67 % респондентов пожелали остаться сельчанами… То ли из желания сохранить сельские льготы, то ли ради того, чтобы быть жителями самого крупного села России, пусть и искусственно удерживающего этот статус.

Ранее мы сообщали, что в Индонезии найдены старейшие наскальные рисунки, а также писали о том, чем привлекает туристов Озеро Баскунчак.