Найти тему
AFTERSHOCK

Как я продавал Родину, или откуда в России коррупция. Личный опыт

тарт моего трудового пути пришёлся на начало нулевых. Отгремели «святые» девяностые. Всё крупное и среднее и даже малое, что можно было украсть/отжать/приватизировать/захапать приобрело и поменяло собственников. Голова сгнила и воняло так, что тошно. Новой России, той в которой мы живем сейчас, еще не было.

Сферой своей деятельности я осознанно выбрал службу заказчика в строительстве – не хотел заниматься проектированием (ненавидел чертить) и не представлял себя в прорабском вагончике, во всей этой бытовой неустроенности (тогда это было прям жесть). А тут работа в приличном офисе, общение с интересными людьми, редкие выезды на стройку в белой каске с фотоаппаратом.

Заказчики в большинстве иностранцы (либо наши, тесно с ними связанные) – заводы, первые ТРЦ, фастфуд, новые заправки, много чего… Колонизация шла полным ходом. Делали им красивые графики в проджекте, договора по зеленой книге, проводили тендерные процедуры, технадзорили и основное – занимались сбором ИРД, согласованиями, экспертизами, получением технических условий, разрешений, актов и пр. Самая клоака чиновничества по представлениям поклонников ФБК.

Собственно, с хождения по кабинетам я и начал. В 23 года. Согласующих инстанций было огромное количество. В конце пути титула и основные чертежи были все сплошь синими от печатей, подписей и записей. Технология крайне простая - узнал приемные часы, написал сопроводительное письмо, отсидел очередь, сдал проект, получил замечания, проектировщик внес изменения, сдал повторно, получил заключение/заветную штампушку. Была масса нюансов – кто-​то принимал на рассмотрение, только после других, кто-​то в определенном составе, в области свой порядок, отличный от города… Но в целом несложно.

Ни разу решение вопроса не ставилось в зависимость от денег. Никогда, никто из огромного количества кабинетов не попросил, ни даже не намекнул, что что-​то надо. Хотя откровенно говоря надо было много – госучереждения выглядели ужасно, не было техники, бумаги, канцтоваров, самого простого и необходимого... Сами чиновники, по сравнению с коммерсантами, выглядели жалко, бедно. При этом работы у них был завал.

Мы, для поддержки хороших отношений, пытались благодарить – бутылка алкоголя, коробка конфет, всякая ерунда... Кто-​то отказывался, кто-​то уже устал и махал рукой. Но это всегда было после дела, по нашей инициативе. Иногда, для ускорения, или если нужна была консультация (лучше пожарных их нормы никто не знает/не трактует), уговаривали кого-​то заняться нашим вопросам на выходных, в нерабочее время. И тогда это стоило каких-​то, очень небольших денег, в качестве оплаты сверхурочных. И даже в этих ситуациях люди обычно долго и, в некоторых случаях, успешно отказывались. В основном всё строилось на человеческих отношениях. Однажды мой эколог буквально выплакала согласование сокращение СЗЗ – сердце врача не камень. Но при этом вписали иностранному собственнику завода шумозащитные мероприятия и замену окон в ближайших домах на пластиковые.

Наша компания решала вопросы, которые экономили Застройщикам миллионы и приносили миллиарды. Иностранцы очень боялись наших процедур и удивлялись, почему всё на круг так дешево стоит. Мы быстро смекнули и подняли цены. Нет мы не говорили прямо, что нужны деньги на взятки. Но и не отрицали. Это подразумевалось, витало в воздухе. Стоимость несколько приблизилась к ожиданиям Инвесторов, и они успокоились. Позже, я с некоторыми из них обсуждал – всё равно GR стоил гроши относительно мировой практики. Они (их акционеры) буквально озолотились.

Я только недавно понял, что мы по сути торговали репутацией Родины, создавая и поддерживая мифы о наличии коррупции. Которой на тот момент реально не было.

Почему государство не назначило справедливую цену за входной билет на наш рынок? Китайцы, арабы назначили и им заплатили.

Правоустанавливающими документами никогда не занимался, поэтому наблюдал со стороны, как областных чиновников уже в середине нулевых испортил земельный вопрос. Активная приватизация, смена категории земель – крышесносные, огромные, легкие деньги. Простым движение авторучки гектары земель вдоль федеральных трасс, у водохранилищ, в лучших районах официально за копейки доставались непонятно кому. И тут же дорожали в сотни, тысячи раз. Приватизация 2.0, земельная, у нас мало обсуждается, но по сути тоже самое разграбление народной собственности, только тихое.

Автор - m1ha1l

Источник