Сегодня мне было стыдно!
Мужик Кавказской внешности с густой бородой, заприметив сгорбленную бабулю с искажённым, как будто от боли лицом, ОСТАНОВИЛСЯ! Встал и пристально смотрит. Он решил, что пожилому человеку плохо, ему нужна помощь.
А что сделал я? Я просто прошёл мимо и даже УСКОРИЛ ШАГ!
Стыдно, товарищи, мне стыдно.
И вроде бы все даже говорят, что я в общем-то неплохо воспитан. Родителей моих хвалят "мол, Никита такой хороший человек вырос, вежливый, ВОСПИТАННЫЙ".
Конечно, можно найти себе оправдание и сказать, что я шел уставший, с тяжелого рабочего дня и прочее. Но себя то не обманешь. Человек с бородой был готов броситься старушке на подмогу, а я даже и не собирался.
Со мной все понятно. Нет во мне чувства первостепенной помощи старшим. Родители не дали, а сам я только сейчас это понял.
Дальше рассказываю откуда я знаю кабардинца и других его земляков.
Что хорошего и не очень я знаю о некоторых людях из Кавказских народов?
Где как не в одних ученических стенах военного училища, находясь друг с другом 24 часа в сутки и так 5 лет, (не считая отпуска), научишься понимать случайного человека? (Наверное, ещё в местах лишения свободы...)
И мне хочется верить, что я знаю своего однокурсника из Кабардино-Балкарской Республики города Нальчик.
Зовут его Заур.
Одним из плюсов обучения в военном училище, который я определил только сейчас, было предоставление нам возможности тесного взаимодействия с людьми из разных народов, культур, традиций и религий.
Заур изначально показался мне человеком лишенных всяких тормозов. Каждое мое слово и без него он воспринимал в штыки.
Он КМС по борьбе и потому любое недопонимание старался перевести в рукоприкладство.
Всем ребятам из тех мест кто занимался единоборствами повезло с начальником курса, который сам был членом сборной училища по армейскому рукопашному бою.
Все 5 лет они были у нашего начальства, как у Христа за пазухой.
На первом курсе все АРБэшники были назначены даже на все сержантские должности, но такой порядок, (а точнее беспорядок) продержался не долго.
Притирались друг к другу года два. Были и стычки, крики, предъявы и разногласия по поводу и без.
— Сегодня ты убираешь в помещении — обращался к нему командир взвода.
— Нет, у меня сборы — говорил кабардинец, имея ввиду, что он был в командировке и готовился к соревнованиям (в наряды от тоже кстати не ходил).
Но прошло время. Нас расселили по общежитиям, у меня у самого появилась возможность заниматься спортом. И где-то на третьем курсе мы по-тихоньку начали нормально общаться, затем сдружились, стали вместе ходить в спортзал, часто обсуждали его ислам и мое православие. Находили в разных вероисповеданиях что-то общее и не совсем. Спорили, но всё в рамках приличия.
— Уцышка (браток), кушать будешь? — нередко говорил он мне протягивая заказанную еду — На вот держи. И я по началу думал, что здесь какой-то подвох. Не может же человек взять и ни с того ни с сего начать делиться с тобой едой? Но нет, он и многие его сослуживцы поступали так просто потому, что для них это было обычным делом.
Мы часто, возвращаясь с тренировки, могли зайти в кафе и без каких-либо предрассудков поесть за его счет, а потом когда-нибудь гораздо реже и за мой.
(Моя жаба меня душит).
Заур, в отличии от многих моих русских сослуживцев никогда не был жаден до вещей и тем более до еды.
А были и такие, которые под одеялом прятались, чтобы съесть банан или казинак какой.
Помню, как Заур со своими земляками собрались к какому-то знакомому дагестанцу на свадьбу.
— Одевайся, пошли — зайдя в мою комнату сказал он.
— Ты серьезно? Я ведь жениха с невестой даже не знаю.
— Ну и что? Я тоже не знаю.
В итоге мы пришли, поздоровались с некоторыми людьми, с женихом. Я пожелал абсолютно незнакомому человеку крепкой семейной жизни, а позже наелся так, что меня пришлось выкатывать оттуда.
Нет, ну вы можете представить традиционную русскую свадьбу, где к вам заходят какие-то неизвестные люди, едят, заказанные вами на строго определенные количество лиц блюда и практически молча уходят?
И вот, что главное я хотел рассказать, оказавшись на днях в ситуации, после которой подумал о разности наших менталитетов.
Как-то раз, уже перед выпуском, прогуливаясь после занятий, мы встретили женщину с пакетами. Ей явно было тяжело. Сделав от силы шагов десять, она ставила сумки на землю и болезненно выгибала спину.
Мне (как и скорее всего Зауру) хотелось отдохнуть, просто сходив в душ в общаге и залезть в свой телефон (которые были запрещены в учебное время).
Заур ни секунды ни мешкая, отдал мне свою сумку, и я поехал в расположение. В это время он (представьте себе) предложил женщине помощь и проводил её аж к подъезду, пронеся её вещи около километра.
Я бы никогда так не поступил...
Ещё пару слов о моем общении с кавказцами.
С 4 на 5 курс училища я набирал новых курсантов. И так вышло, что из 30 человек у меня оказалось двое ребят из Кавказа.
Один здоровый, КМС по дзюдо, спокойный как слон. Другой окончил школу с красным дипломом. И если остальное большинство подчиненных доставляло мне кучу проблем и хлопот, то к этим ребятам у меня никогда вопросов не было.
***
P.S. С той бабулей всё в порядке. Стоя в клумбе растительности, она уронила поводок своей собачки и сгорбившись пыталась разглядеть куда он упал. Ей не требовалась наша помощь.
Я понял это сразу и потому не бросился помогать. А так бы я был первый кто пришёл на помощь (нет).
Благодарю за прочтение!