Найти тему
Casus Belli

"Летучий голландец". Жизнь и самолёты Фоккера

Ненадолго оставим события Войны Тройственного союза и переключимся на двадцатый век. Первая мировая - война моторов и технических идей!

Модели и прототипы | Casus Belli | Дзен

Стараниями массовой культуры символом ВВС кайзеровской Германии, практически мемом, стал триплан Fokker Dr.I Dreidecker. А ведь их было произведено лишь 320 штук - полтора процента от всех немецких самолетов Первой мировой, да и использовались "драйдеккеры" на фронте меньше года.

Dr.I из 11 Jasta
Dr.I из 11 Jasta

Тем не менее, появление этого самолета в небе над Западным фронтом в 1917 году ознаменовало новую эру развития авиационной техники. Конструкция с тремя крыльями, яркая окраска и выдающиеся летные характеристики оставляли у всех, видевших Fokker Dr.I в бою, незабываемое впечатление. "Драйдеккер" был грозным противником для союзных пилотов и предметом гордости летчиков Германской империи.

А сконструировал этот уникальный аппарат голландец.

Часть первая. «Летучий голландец»

Антон Герман Герард Фоккер, по прозвищу «Летучий Голландец», родился 6 апреля 1890 года в Кедири, Голландская Ост-Индия (ныне Индонезия), в семье владельца кофейной плантации. Вскоре после рождения Тони семья переехала в Харлем, Нидерланды, дабы дать детям европейское воспитание.

Семья Фоккеров в Индонезии. Тони сидит на переднем плане, слева - его отец, за спиной - мать.
Семья Фоккеров в Индонезии. Тони сидит на переднем плане, слева - его отец, за спиной - мать.

С ранних лет Фоккер проявлял интерес к механике, но мало внимания уделял традиционному образованию. Аттестата он в итоге не получил. В 1909 году отец Тони отправил его в Германию учиться на автомобильного инженера, и Фоккер поступил в техническую школу в городе Бинген-на-Рейне. Однако вместо передового института, обещанного в рекламном проспекте, Антон обнаружил небольшую провинциальную мастерскую. Уровень обучения был настолько низким, что Фоккер быстро потерял интерес к занятиям.

Из письма Тони матери:
После обеда мы осмотрели школу - небольшой квадратный гараж с двумя автомобилями: одним дребезжащим четырехцилиндровым и одним одноцилиндровым. Кроме того, там была гора металлолома - машины как минимум десятилетней давности, не на ходу и без шин. Все, что перечислено в проспекте, настолько преувеличено, что я поражен. Имеется всего один токарный станок размером со швейную машинку, кузницы вовсе нет... Проспект - сплошное очковтирательство, посещать эту школу будет пустой тратой денег... Здесь учат только вождению, плюс тому, что требуется для получения прав... В общем, мы не пойдем на эти курсы. Жаль, что я сейчас здесь...

Разочаровавшись в учебе, Фоккер решил отправился в путешествие по Германии. Он посетил несколько авиационных выставок и демонстрационных полетов, особенно сильное впечатление на него произвело авиашоу близ Франкфурта-на-Майне. Увидев полеты первых аэропланов, Антон решил посвятить себя авиации.

Фоккер обосновался в небольшом городке Майнц, где арендовал помещение для своей мастерской и начал строить собственный самолёт. Не имея специального образования или опыта в авиастроении, Тони опирался лишь на свою техническую интуицию и наблюдения за существующими аэропланами.

В том же году он создал свой первый самолет "Die Spinne" ("Паук"), который, как нетрудно угадать, вскоре разбился. Неудача не остановила Фоккера, и он построил второй прототип, названный просто "Spin", на котором получил лицензию пилота. "Spin" неплохо летал, и на постройку самолетов этого типа вскоре последовали заказы.

-3

31 августа 1911 года Фоккер совершил полет вокруг башни Синт-Бавокерк в Харлеме, что привлекло к нему внимание общественности и потенциальных инвесторов.

Газета "Харлемс Дагблат" сообщала:
"На аэродроме Фоккер возится со своим двигателем около семи вечера. Он не раз говорил, что еще не готов к полету, но все же запустил двигатель. Машина подпрыгивает, рывками движется по территории в сторону ангара. Там он разворачивает самолет. Кажется, что несколько флагштоков рядом с ангаром могут помешать машине в ее движении. Их быстро вытаскивают из земли. Лопасти пропеллера делают еще несколько нерегулярных оборотов, а затем неустойчивые звуки сменяются гулким и сильным рокотом двигателя. Из угла с ангаром машина мчится через поле в сторону Клевер-лейн. Затем она отрывается от земли и плывет над улицей."

С финансовой поддержкой отца он основал свою первую компанию "Fokker Aeroplanbau" в Йоханнистале, недалеко от Берлина.

"Паук-II" на старте. У самолета не было никаких тормозов, поэтому несколько человек удерживают его руками. Фоккер сидит сзади
"Паук-II" на старте. У самолета не было никаких тормозов, поэтому несколько человек удерживают его руками. Фоккер сидит сзади

В 1912 году в Санкт-Петербурге проводился международный конкурс военных аэропланов. Фоккер, уже имевший некоторую известность в авиационных кругах, решил принять в нём участие. Он привез на конкурс свой самолет "Spinne III". Это была отличная возможность для молодого конструктора продемонстрировать разработки на международном уровне и сравнить их с машинами других производителей.

"Spinne III" занял четвертое место. Хотя это не было победой, такой результат для молодого конструктора-самоучки был весьма достойным.

Фоккер за штурвалом "Паука"
Фоккер за штурвалом "Паука"

В конце мая 1912 года Фоккер участвовал в авиационной неделе в Германии. Во время одного из демонстрационных полетов на высоте около 750 метров у его "Паука III" лопнула одна из расчалок. Фоккер попытался совершить аварийную посадку, но на высоте 10-15 метров крыло отломилось, и самолет рухнул на землю. Пассажир Фоккера, лейтенант Шлихтинг, погиб на месте. Сам Антон был доставлен в госпиталь в бессознательном состоянии. К счастью, серьезных травм не было, если не считать разбитого мениска. (Как только об аварии стало известно, страховая компания аннулировала полис Тони).

Катастрофа. Двумя параллельными линиями показано место на земле, куда выпал из самолета Антон Фоккер
Катастрофа. Двумя параллельными линиями показано место на земле, куда выпал из самолета Антон Фоккер
Из письма Фоккера другу:
Не успел я оглянуться, как мы снова оказались на высоте 400 метров... Вдруг я услышал металлический звук и увидел, что одна из расчалок крыла лопнула. Но конструкция крыла настолько прочная, что оно не сломалось, несмотря на порванную проволоку. Я начал медленно снижаться и видел, как крыло колеблется вверх и вниз под воздействием ветра. Я попросил лейтенанта фон Шлихтинга поставить ногу на переднюю балку крыла для безопасности, но он не смог долго это делать, видимо, испугавшись. Я продолжал снижать самолет и все еще думал, что смогу посадить его безопасно, когда на высоте 10-15 метров над землей сильный порыв ветра ударил по крылу и сломал его. Я увидел, как машина складывается, но остался внутри фюзеляжа и упёрся ногами в руль; мой пассажир, однако, встал в самый последний момент. Секунду спустя самолет лежал на боку, двигатель наполовину зарылся в землю, крылья сложились, как гармошка.

В 1913 году Антон на третьем "Пауке" поднялся на высоту 3050 метров, установив рекорд высоты. Это не только принесло Фоккеру известность, но и доказало надежность и эффективность его машин.

Идея использования сварной конструкции из стальных труб, обтянутой полотном, стала одной из ключевых инноваций Фоккера. Этот метод позволял создавать легкие, но при этом очень прочные самолёты.

Когда в 1914 году началась Первая мировая война, Фоккер, несмотря на свое голландское подданство, решил остаться в Германии. Немецкое командование, осознавая потенциал авиации в военных действиях, с готовностью приняло предложение Фоккера. Его фабрика в Шверине была преобразована в военное предприятие. Компания была поставлена под контроль немецкого правительства, 24-летний Фоккер же сохранил позицию директора и главного конструктора.

Ангар Фоккера на берлинском аэродроме Йоханнисталь. В 1912 году у Фоккера работало около двадцати пяти человек. Самолеты строились в Майнце на заводе Гёдекера, а затем транспортировались в Берлин для сборки. КОЛЛЕКЦИЯ МИХАЭЛЯ ШМИДТА, МЮНХЕН, ГЕРМАНИЯ
Ангар Фоккера на берлинском аэродроме Йоханнисталь. В 1912 году у Фоккера работало около двадцати пяти человек. Самолеты строились в Майнце на заводе Гёдекера, а затем транспортировались в Берлин для сборки. КОЛЛЕКЦИЯ МИХАЭЛЯ ШМИДТА, МЮНХЕН, ГЕРМАНИЯ

В 1915 году Фоккер создал серию истребителей-монопланов Fokker E (Eindecker), которые стали первыми в мире специализированными истребителями. Наиболее известным среди них стал Fokker E.III.

Хотя "Айндеккер" представлял собой, по сути, улучшенную "нелицензионную копию" французского "Морана-Ж", это была революционная машина. Революционная по нескольким причинам. Во-первых, это был первый настоящий истребитель, специально спроектированный для воздушного боя. Во-вторых, на нём был установлен разработанный Фоккером в 1915 г. синхронизатор, позволявший стрелять через вращающийся пропеллер без риска повреждения лопастей.

"Рентген" Фоккера E,III
"Рентген" Фоккера E,III
Любопытно, что французы, первыми заставившие пулемет стрелять сквозь плоскость вращения винта, обошлись вовсе без синхронизатора.
Французский пилот Ролан Гаррос и инженер Раймон Солнье разработали систему, в которой на лопасти пропеллера устанавливались металлические отражающие пластины. Дёшево и сердито, НО:
  1. Значительная часть пуль (от 7 до 10%) отражалась или разрушалась при ударе о пластины, что снижало эффективность стрельбы.
  2. Отраженные пули и их осколки могли повредить самолет или ранить пилота (и такое действительно случалось).
  3. Несмотря на защитные пластины, пропеллер подвергался износу и мог быть поврежден.
  4. Пластины быстро изнашивались и требовали частой замены.
  5. Пластины на лопастях пропеллера снижали его аэродинамическую эффективность, значительно увеличивали нагрузку на мотор и сокращали его ресурс.

Поначалу немцы попробовали просто скопировать французское решение. И... при первом же испытании очередь из "шпандау" в щепки разнесла винт вместе с пластинами.

Оказалось, дело в боеприпасах: французы использовали мягкие омедненные пули, а немцы - гораздо более твердые, с хромированной оболочкой. Хочешь - не хочешь, а пришлось возиться с синхронизатором.

Синхронизатор Фоккера координировал стрельбу пулемета с вращением пропеллера, позволяя стрелять только в моменты, когда лопасти не находились на линии огня. Это обеспечивало:
  1. Высокую эффективность стрельбы
  2. Экономию боеприпасов
  3. Безопасность для пилота и самолета
  4. Отсутствие повреждений винта
  5. Длительный срок службы системы
  6. Сохранение аэродинамических характеристик
-10

Главным недостатком было снижение темпа стрельбы и зависимость его от оборотов двигателя.

Синхронизатор стал ключевым изобретением. Он дал немецким истребителям значительное преимущество в воздушных боях. В 1916 году Фоккер получил немецкое гражданство и… запрет на выезд из страны, подчеркивавший его важность для немецкой военной промышленности.

Появление Eindecker’а на фронте в середине 1915 года союзники назвали «Бичом Фоккера». В течение нескольких месяцев немецкие летчики на этих самолетах доминировали в воздухе, в больших количествах сбивая союзнические самолеты. Британские летчики даже получили прозвище "фоккеровский корм" из-за высоких потерь.

13 июня 1915 года Фоккер продемонстрировал свой синхронизатор в Стенэ, прямо за линией фронта в северной Франции. Немецкий кронпринц Вильгельм (справа от самолета, в белой униформе, разговаривает с Фоккером) был весьма впечатлен новым оружием. АРХИВ N.V. NEDERLANDSCHE VLIEGTUIGFABRIEK FOKKER,
13 июня 1915 года Фоккер продемонстрировал свой синхронизатор в Стенэ, прямо за линией фронта в северной Франции. Немецкий кронпринц Вильгельм (справа от самолета, в белой униформе, разговаривает с Фоккером) был весьма впечатлен новым оружием. АРХИВ N.V. NEDERLANDSCHE VLIEGTUIGFABRIEK FOKKER,

Хотя превосходство Eindecker’а длилось недолго (союзники быстро разработали более совершенные самолеты), эти истребители сыграли ключевую роль в истории воздушной войны и закрепили репутацию Фоккера как выдающегося авиаконструктора. Серия Eindecker стала важной вехой в истории авиации.

Антон Фоккер (второй слева) беседует с Куртом Вольфом и Манфредом фон Рихтгофеном (оба справа от Фоккера) и их техником Константином Крефтом перед испытательным полетом нового триплана Dr.I в Кортрейке (Куртре). Август 1917 года. КОЛЛЕКЦИЯ МИХАЭЛЯ ШМИДТА, МЮНХЕН, ГЕРМАНИЯ
Антон Фоккер (второй слева) беседует с Куртом Вольфом и Манфредом фон Рихтгофеном (оба справа от Фоккера) и их техником Константином Крефтом перед испытательным полетом нового триплана Dr.I в Кортрейке (Куртре). Август 1917 года. КОЛЛЕКЦИЯ МИХАЭЛЯ ШМИДТА, МЮНХЕН, ГЕРМАНИЯ
До окончания Первой мировой войны фирма Фоккера разработала множество успешных военных самолетов, включая знаменитый истребитель Fokker Dr.I, ставший в наше время символом германской авиации ПМВ (хотя и имел целый букет неустранимых технических проблем, из-за которых выпущено было всего-то 320 машин).
Fokker Dr.I
Fokker Dr.I

В начале 1918 года германское командование объявило конкурс на создание нового истребителя. Фоккер, понимая важность этого заказа, лично руководил разработкой новой машины (в отличие от Dr.I, созданного Райнхольдом Плацем). Результатом стал истребитель D.VII - биплан с мощным 160-сильным двигателем Mercedes D.III. Главной особенностью безрасчалочного D.VII было толстое свободнонесущее крыло. Это улучшило аэродинамику и увеличило прочность конструкции. Самолет отличался отличной маневренностью и сохранял устойчивость даже на больших углах атаки, что давало ему преимущество в воздушном бою. D.VII быстро стал любимой машиной немецких асов.

Fokker D.VII
Fokker D.VII

D.VII превосходил большинство союзнических самолетов по скороподъемности и маневренности. Пилоты отмечали его стабильность и легкость в управлении. D.VII позволял выполнять маневры, невозможные для других истребителей того времени. Его появление на фронте в середине 1918 года вызвало серьезное беспокойство у союзников. Английские и французские летчики получили приказ избегать боя с D.VII любой ценой.

Выдающиеся качества D.VII были даже отражены в Версальском мирном договоре. Туда включили специальный пункт, требующий от Германии передать союзникам все имеющиеся истребители D.VII. Ни один другой тип вооружения не был упомянут в договоре столь конкретно! Союзники стремились не только разоружить Германию, но и получить в свое распоряжение эти передовые машины для изучения. Многие страны, включая США, Нидерланды, Швейцарию и Бельгию, впоследствии использовали полученные D.VII в своих ВВС.

Тетта и Антон навещают бывшего императора Германии Вильгельма II в его доме Доорн, недалеко от Утрехта. Фоккер ненавидел светские мероприятия, но с удовольствием делал исключения для особ королевской крови. КОЛЛЕКЦИЯ СМЕУЛЕРС, БРОНКХОРСТ, НИДЕРЛАНДЫ
Тетта и Антон навещают бывшего императора Германии Вильгельма II в его доме Доорн, недалеко от Утрехта. Фоккер ненавидел светские мероприятия, но с удовольствием делал исключения для особ королевской крови. КОЛЛЕКЦИЯ СМЕУЛЕРС, БРОНКХОРСТ, НИДЕРЛАНДЫ

После поражения Германии в войне Фоккер тайно вывез в Нидерланды большое количество техники, деталей и чертежей. Там он основал новую компанию - Nederlandse Vliegtuigenfabriek, сосредоточившись на разработке гражданских самолетов.

В 1924 году Фоккер расширил свою деятельность, основав Atlantic Aircraft Company в США. Его самым успешным творением этого периода стал пассажирский самолет Fokker F.7 Trimotor, который установил множество рекордов и использовался во многих знаменитых полетах, включая перелет через Северный полюс адмирала Ричарда Бэрда.

В 1929 году произошла серия авиакатастроф с участием самолетов Фоккера, что сильно ударило по репутации компании. Наиболее известно крушение Fokker F.10 авиакомпании Transcontinental Air Transport 31 марта 1929 года в Нью-Мексико, когда среди восьми погибших оказался известный футбольный тренер Кнут Рокне. Причиной стало разрушение крыла из-за проникновения влаги в деревянную конструкцию – старая болезнь фоккеровских машин, давшая о себе знать еще на Dr.I.

Серия катастроф вызвала серьезный кризис доверия к самолетам Фоккера, особенно в США. Американские авиакомпании начали отказываться от самолетов Фоккера. Федеральное правительство США ввело новые, более строгие правила проверки и обслуживания самолетов. Великая депрессия еще больше усугубила ситуацию для Atlantic Aircraft. Перевозчики начали отдавать предпочтение новым цельнометаллическим конструкциям Boeing и Douglas, считая их более надежными и современными.

В попытке спасти свой бизнес в США и получить доступ к новым технологиям и ресурсам, Фоккер продал 40% акций своего американского подразделения General Motors. Несмотря на эту сделку, проблемы Фоккера в США продолжались. В конце концов, Антон свернул деятельность за океаном, сосредоточившись на европейском рынке.

Вместе с Эллиоттом Рузвельтом, сыном президента, Фоккер работал над сделкой по продаже пассажирских самолетов Советскому Союзу для переоборудования их в бомбардировщики. Эта секретная схема прорабатывалась с 1934 года, но так и не была реализована. В августе 1935 года раскрытие этой аферы привело к выдаче ордера на арест Фоккера. На этом фото Тони разговаривает с советскими официальными лицами под крылом своего авиалайнера F.XXXVI в Голландии. АРХИВ N. V. NEDERLANDSCHE VLIEGTUIGFABRIEK FOKKER
Вместе с Эллиоттом Рузвельтом, сыном президента, Фоккер работал над сделкой по продаже пассажирских самолетов Советскому Союзу для переоборудования их в бомбардировщики. Эта секретная схема прорабатывалась с 1934 года, но так и не была реализована. В августе 1935 года раскрытие этой аферы привело к выдаче ордера на арест Фоккера. На этом фото Тони разговаривает с советскими официальными лицами под крылом своего авиалайнера F.XXXVI в Голландии. АРХИВ N. V. NEDERLANDSCHE VLIEGTUIGFABRIEK FOKKER

Все это время фирма Фоккера продолжала разрабатывать как гражданские, так и военные самолеты, хотя сам Антон уже не принимал в их создании непосредственного участия. Главным конструктором становится инженер Эрих Шацки, эмигрировавший из Германии после прихода нацистов.

Fokker C.X был двухместным бипланом, разработанным в 1933 году как разведчик и легкий бомбардировщик. Самолет имел смешанную конструкцию, характерную для Фоккера: деревянные крылья и сварной стальной каркас фюзеляжа, обшитый спереди алюминиевыми листами, а сзади - тканью. Производился для ВВС Нидерландов, Голландской Ост-Индии, поставлялся в Испанию и Финляндию (финны даже наладили лицензионное производство этих самолетов). C.X активно использовался в боевых действиях: в Нидерландах во время немецкого вторжения в мае 1940 года, а в Финляндии - во время Зимней войны, Войны-продолжения и Лапландской войны. Финские летчики высоко ценили C.X за прочность конструкции и возможность использования в качестве пикирующего бомбардировщика, несмотря на его низкую скорость. Последний финский C.X, использовавшийся как буксировщик мишеней, разбился в 1958 году.
Fokker C.X финских ВВС
Fokker C.X финских ВВС
В середине 1930-х годов был разработан недорогой истребитель для Королевских ВВС Нидерландов - Fokker D.XXI. Несмотря на устаревшую конструкцию (неубирающееся шасси, смешанная конструкция планера), D.XXI довольно успешно применялся финскими ВВС во время Зимней войны 1939-1940 годов и последующей Войны-продолжения. Именно на Fokker D.XXI финский летчик Йорма Сарванто 6 января 1940 г. сбил за четыре минуты шесть советских бомбардировщиков ДБ-3с (факт, признанный обеими сторонами). Всего на счет финских пилотов D.XXI записано более 120 побед.
Голландские Fokker D.XXI
Голландские Fokker D.XXI
Fokker D.XXIII был инновационным двухмоторным истребителем схемы «тяни-толкай». Разработанный в конце 1930-х годов, он имел два двигателя: один — в носу фюзеляжа, другой — в хвостовой части. Это обеспечивало отличный обзор для пилота и потенциально высокую маневренность. К сожалению, из-за немецкого вторжения в Нидерланды в мае 1940 года было построено только два прототипа, и самолет не успел пойти в серийное производство.
Fokker D.XXIII
Fokker D.XXIII
Одним из самых необычных и эффективных самолетов, созданных компанией был Fokker G.I. Этот двухбалочный тяжелый истребитель, прозванный "Жнец" (Reaper), был разработан в середине 1930-х годов. G.I имел два двигателя, расположенных на крыльях, и две хвостовые балки, соединенные горизонтальным стабилизатором. Экипаж из трех человек размещался в центральной гондоле. G.I был хорошо вооружен и показал отличные летные характеристики. Во время вторжения в Нидерланды в 1940 году G.I сбили несколько немецких самолетов.
Fokker G.I
Fokker G.I

Личная жизнь Фоккера складывалась намного менее удачно, чем профессиональная карьера. Антон был женат дважды: сначала на Софи фон Морген (1919-1923), а затем на Вайолет Истмен (1927-1929).

Аэродинамик Теодор фон Карман, один из директоров MAG, вспоминал:
"Он... постоянно был вовлечен в любовные истории. Я помню, как однажды мы ехали на поезде из Вены в Будапешт на важную конференцию. Когда поезд прибыл, я огляделся в поисках Фоккера. Его нигде не было видно. "Где герр Фоккер?" - тревожно спросил я его помощника. "О, - сказал он, - герр Фоккер покинул поезд". - "Но я же сказал ему, что это важное заседание совета директоров. Что случилось?" - Помощник улыбнулся. - "Герр Фоккер встретил красивую девушку и ушел с ней. Он предвидел, что вы можете рассердиться, - добавил он, - поэтому велел мне передать вам, что заседание совета директоров будет проходить каждый месяц. Но если вы упустите красивую молодую леди, вы никогда не сможете вернуть ее обратно"."
25 марта 1919 года Тетта фон Морген и Антон Фоккер поженились в ратуше Харлема в Нидерландах. Это было скромное мероприятие. Никто из семьи Тетты не смог присутствовать из-за ограничений на поездки для немецких граждан, введенных союзниками. ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МАРКА ДЕРИКСА
25 марта 1919 года Тетта фон Морген и Антон Фоккер поженились в ратуше Харлема в Нидерландах. Это было скромное мероприятие. Никто из семьи Тетты не смог присутствовать из-за ограничений на поездки для немецких граждан, введенных союзниками. ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МАРКА ДЕРИКСА

Первая супруга Антона была дочерью немецкого генерала. Брак оказался недолгим и закончился разводом в 1923 году. Трудоголизм Фоккера и нежелание Тетты заниматься домашним хозяйством так, как это было в те времена принято у голландских женщин, привели к разрыву. Тетта ушла к летчику-испытателю Фридриху Малинкроду.

14 марта 1927 года Антон женился снова, на этот раз на канадской актрисе Вайолет Остман. Здесь Фоккеры позируют в кабриолете Packard перед двумя авиалайнерами F.10 возле завода в Тетерборо, Нью-Джерси. КОЛЛЕКЦИЯ СМЁЛЕРС, БРОНКХОРСТ, НИДЕРЛАНДЫ
14 марта 1927 года Антон женился снова, на этот раз на канадской актрисе Вайолет Остман. Здесь Фоккеры позируют в кабриолете Packard перед двумя авиалайнерами F.10 возле завода в Тетерборо, Нью-Джерси. КОЛЛЕКЦИЯ СМЁЛЕРС, БРОНКХОРСТ, НИДЕРЛАНДЫ

В 1927 году в Нью-Йорке Фоккер женился на Вайолет Остман. Этот брак также оказался несчастливым и трагически закончился в 1929 году, когда Вайолет выпала (или <Роскомнадзор>) из окна отеля. Обстоятельства её смерти остались неясными, что породило множество слухов и спекуляций.

Антон Фоккер умер 23 декабря 1939 года в Нью-Йорке от пневмококкового менингита в возрасте 49 лет. За свою короткую жизнь Фоккер оставил неизгладимый след в истории авиации, став одним из самых успешных и влиятельных авиаконструкторов своего времени.

Telegram: https://t.me/CasusBelliZen.
Casus Belli в VK: https://vk.com/public218873762
Casus Belli в IG: https://www.instagram.com/casus_belli_dzen/
Casus Belli в FB: https://www.facebook.com/profile.php?id=100020495471957

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала