ВАЗ-2110 вызывает смесь смущения и восхищения, дебютирует УАЗ-3160 с новым кузовом и старой начинкой и наконец в России вскоре должен появится новый народный автомобиль Бориса Березовского, но все оказывается подобием финансовой пирамиды. Чтобы вы думали объединяет эти темы? Речь про 1993 год в истории нашей страны! Сегодня мы поговорим об автомобилях, которыми запомнились эти времена.
ВАЗ ПОКАЗАЛ “ДЕСЯТКУ”
Тольяттинцы показывают новый ВАЗ-2110! Необычный округлый кузов смотрит со всех обложек газет и журналов, вызывая противоречивые мнения.
Выставочная машина сражает лоснящимся кожаным салоном, вклеенными стеклами, краской металлик и заявленным 16-клапанным мотором, с каталитическим нейтрализатором и электронным впрыском.
Обозреватели сетуют на отсутствие у десятки электроприводов стекол, люка и даже подстаканников, но заявленные характеристики на бумаге даже в чем-то опережают западных конкурентов.
От серийного седана ВАЗ-21099 десятка отличается более просторным салоном и удобным багажником с низкой погрузочной высотой. Удобно!
Следом автолюбителям продемонстрируют и универсал ВАЗ-2111: он вместительнее и может везти на 25 кг больше поклажи.
И хотя прошлый предсерийный вариант десятки был показан еще пять лет назад, на выставке Автодизайн-88 о запуске модели на конвейер даже сейчас речи не идет.
Представители завода говорят про 800 млн долларов, уже потраченных на подготовку производства, но ожидать серийную десятку россиянам придется до 1995 года.
Впрочем, Автоваз на момент 1993 года и со старыми моделями показывает советские темпы производства: выпуск достигает 700 тыс. автомобилей в год, и почти половина из них уходит на экспорт.
НОВЫЙ УАЗ-3160
Похожа ситуация в Ульяновске! Несмотря на старые модели, темпы производства завода выросли еще на шесть процентов.
Купить новенький УАЗик без посредников невозможно - все раскуплено на корню, а машины у спекулянтов стоят на треть дороже.
При этом продавать уазики на экспорт все сложнее: из 34 требований европейской комиссии старинный УАЗ-469 соответствует 12-ти.
Превышен уровень шума в салоне, рулевое колесо и кресло водителя травмоопасны и дальше, дальше по списку.
При этом новая модель 3172, которую разрабатывают с семидесятых годов, так и не запущена в производство - не хватает финансирования, а что-то делать надо.
И кажется, в Ульяновске придумали выход из ситуации: оставить механическую часть старой модели, но добавить к ней новый кузов.
Плавные обводы нового кузова 3160 даже помогает проектировать Валерий Семушкин - легендарный дизайнер и автор облика классической Нивы.
Ходовая часть тоже претерпевает некоторые изменения: в частности подвеска наконец-то не рассчитана на перевозку солдат и вооружения, как у классического УАЗика, а сделана более мягкой, легковой.
Внутри более цивилизованный и дружелюбный интерьер с пластиковой передней панелью и ”в кои-то веки здесь можно почувствовать себя водителем легковушки” (цитата из журнала тех лет).
Еще один шок: руль с гидроусилителем. Впрочем, по сложившейся советской традиции ждать серийную машину приходится долго: выпуск начнется только в 1997 году, когда окончателньо устареет и новый кузов.
ГНОМ ДА УДАЛ
В России может появится еще одна надежда отечественного автомобилестроения: микролитражка Гном! Ее выпуск планируется Автовазом на отдельном сборочном заводе емкостью 10 000 машин в год.
Гном полностью оправдывает свое название: он сделан на укороченной платформе и без того маленькой Оки, поэтому агрегаты и запасное колесо с трудом влезают в его моторный отсек.
При этом конструкторам дается задача обеспечить внутренний простор, сравнимый с моделью Таврия. В общем, в теории Гном может пройти путь легендарного Фольксвагена Жука или Фиата 500, ставшими народными автомобилями для обездоленного невзгодами населения.
Чуть позже на базе Гнома будет создана открытая внедорожная модель Эльф: подобие российского пляжного багги с внедорожной резиной и 21-сантиметровым дорожным просветом.
Эльф даже покажут на Парижском автосалоне и по слухам получат заказ от туристической фирмы на двести таких автомобилей, но… Ох, это вечное но!
Обе микролитражки пополняют список нереализованных проектов! Все ресурсы уйдут на подготовку к производству старших моделей Автоваза.
БЕРЕЗОВСКИЙ СОЗДАЕТ АЛЬЯНС АВВА
В Большом театре представлен новый автопроизводитель: Всероссийский автомобильный альянс или АВВА, который будет выпускать ни много не мало новый народный автомобиль.
Причем о проекте знают на высшем уровне: на вопросы журналистов в этот вечер отвечают Егор Гайдар из правительства и Владимир Каданников - генеральный директор Автоваза. Стоит же за этим всем одиозный олигарх Борис Березовский.
По плану через несколько лет в Тольятти планируется построить еще один автомобильный завод, который будет выпускать новую компактную модель ВАЗ-1116. Генеральным партнером проекта может стать концерн General Motors, да и эскизы будущей легковушки очень похожи на их модель Opel Corsa.
А пока каждому россиянину предлагается покупать акции Всероссийского автомобильного альянса, чтобы в перспективе получить сверхприбыли от роста их стоимости.
Сам Борис Березовский на тот момент очень влиятельный человек, вхожий в высшие круги страны. Один из его активов - Первый канал на телевиденье. Сама Россия в этот момент переживает катастрофическое падение доходов населения и стоит на пороге бума развития финансовых пирамид - вот-вот свою деятельность начнет МММ.
В конце-концов бумаги народных инвесторов просто обесценятся, а Каданников объявит, что АВВА не удалось собрать необходимой суммы для организации производства. Тем временем Березовский, кажется, вовремя направит собранные средства на покупку других активов, а за Всероссийским автомобильным альянсом закрепится слава еще одной прогоревшей финансовой пирамиды.
ГОНОЧНЫЙ ЗИЛ В ЕВРОПЕ
Сложно сейчас представить, но ЗИЛ в 1993 году выставляет заводскую команду на международном чемпионате грузовиков. Российский производитель выступает в классе А - где соревнуются машины с объемом двигателей до 12 литров.
И занимает по итогам сезона четвертое место в зачете гонщиков и четвертое в зачете производителей. Впервые зиловцы засветились в чемпионате 1989 года еще во времена СССР, а текущая машина уже третьего поколения построена в 91 году.
Под капотом грузовиков стоят гоночные комплектующие: 1000-сильный дизель Катерпиллар, автоматическая коробка передач ZF, тормоза Лукас, покрышки Континенталь.
На такой технике удается опережать гоночные грузовики Рено и Мерседес и Вольво со Сания. Правда это в большинстве своем частники, у которых нет заводской поддержки.
В некоторых гонках зиловцы поднимаются на подиум, а компанию им на трассе составляют КАМАЗы. Впрочем, очень скоро завод из Набережных Челнов окончательно поймет, что его главная цель - победа в Дакаре.
А заводская команда ЗИЛ последний раз выйдет на старт в следующем 1994 году. Хотите почитать и о нем? Пишите в комментариях! И смотрите статьи про другие годы у нас на страничке.