Найти в Дзене
Makar Cinema

Как снимали «Дюну». Интересные факты о фильме, которые вы могли не знать.

Приветствую! В данной статье представлено 32 интересных факта о фильме «Дюна» Дени Вильнёва, которые вы могли не знать. Фактов много, так что статья разбита на две части и совсем скоро вторая появится на канале. Обязательно пишите ваше мнение о фильме и погнали. UPD — ссылка на вторую часть ниже. Фильм является экранизацией одноимённого романа Фрэнка Герберта. Для начала минутка истории. Когда книга была опубликована в 1965 году, её чуть ли не сходу определили как потенциально перспективную для кино. С 1971 года права принадлежали нескольким продюсерам. Попытки экранизации совершались, но из-за широты содержания первоисточника адаптация становилась невозможной, а фанаты к этому времени уже были готовы биться с экранизацией, так как, по их мнению, любое безосновательное отклонение от книги сразу испортит репутацию фильма. Одним из тех, кто планировал экранизировать «Дюну», был продюсер Артур Джейкобс. В его «Дюне» пост режиссёра должен был занять Дэвид Лин и сценарист Роберт Болт. Одна
Оглавление

Приветствую! В данной статье представлено 32 интересных факта о фильме «Дюна» Дени Вильнёва, которые вы могли не знать. Фактов много, так что статья разбита на две части и совсем скоро вторая появится на канале. Обязательно пишите ваше мнение о фильме и погнали.

UPD — ссылка на вторую часть ниже.

Факт: 1

Фильм является экранизацией одноимённого романа Фрэнка Герберта.

Факт: 2

Для начала минутка истории. Когда книга была опубликована в 1965 году, её чуть ли не сходу определили как потенциально перспективную для кино. С 1971 года права принадлежали нескольким продюсерам. Попытки экранизации совершались, но из-за широты содержания первоисточника адаптация становилась невозможной, а фанаты к этому времени уже были готовы биться с экранизацией, так как, по их мнению, любое безосновательное отклонение от книги сразу испортит репутацию фильма. Одним из тех, кто планировал экранизировать «Дюну», был продюсер Артур Джейкобс. В его «Дюне» пост режиссёра должен был занять Дэвид Лин и сценарист Роберт Болт. Однако Лин отказался. Предлагали также режиссуру Чарльзу Джаротту, ну а пока шёл процесс написания сценария, продюсер неожиданно скончался от сердечного приступа. Ещё осмелился сделать адаптацию книги Алехандро Ходоровски, у которого в планах был 14-часовой фильм, и проект намечался амбициозным. Его сын должен был исполнить Пола, Сальвадор Дали планировался на роль Шаддама четвёртого, Орсон Уэлс должен был сыграть Барона Харконнена, Ален Делон — Дункана Айдахо, а Мик Джаггер — Фейд-Рауту. Проект так свет и не увидел из-за раздутого бюджета, ну а о нём вы можете узнать в документалке 2013 года «Дюна Ходоровского». Сам Фрэнк Герберт в своё время должен был написать сценарий к фильму. В 1976 году права приобрел Дино де Лаурентис и в 1978 нанял Герберта на написание сценария. Фрэнк тогда написал трёхчасовую версию фильма. В 1979 нанимают Ридли Скотта на режиссуру, а сценарий написал уже другой человек. Но Скотт по итогу отказался, так как не хотел тратить два года на создание одного фильма, плюс Ридли тяжело пережил смерть своего брата и решил, что просто фильм не вывезет. В 1984 году экранизация увидела таки свет от режиссёра Дэвида Линча. Изначально фильм был трёхчасовой, но его «Дюна» была сокращена до 137 минут. Лента, как вы знаете, была плохо принята, и Линч по итогу от него открещивался. Удачная же попытка экранизации была в 2000. Права приобрел продюсер Ричард Рубинштейн и создал совместно с режиссёром Джоном Харрисоном мини-сериал. Следующей попыткой адаптировать роман совершила Paramount. Она арендовала права и в 2008 году наняла Питера Берга в качестве режиссёра. В 2009 он уходит, в 2010 студия нанимает Пьера Морель, а уже в 2011 отказывается от планов на «Дюну», и права возвращаются Рубинштейну.

Факт: 3

Только после этого всего права попадают в студию Legendary, которая в 2016 году приобрела права на создание фильма и сериала, и уже в сентябре того года свою заинтересованность к постановке выразил Дени Вильнёв. С ним созвонилась вице-президент студии Мэри Пэрент, он ей высказал своё видение фильма и что хочет сам написать сценарий, но для начала ему нужно было закончить фильмы «Прибытие» и «Бегущий по лезвию». Это ещё и плюсом опыт по работе над научной фантастикой был. Контракт Дени подписал в январе 2017 года.

-2

Факт: 4

В какой-то момент Питер Джексон выражал интерес к режиссуре «Дюны».

Факт: 5

Перейдём к актёрам и персонажам, ну и начнём, конечно, с Пола Атрейдеса. Дени Вильнёв кастинг начинал как раз с этой роли, чтобы уже плясать от выбранного актёра. Искал он, значит, на эту роль актёра, у которого была цитата: «Старая душа в теле подростка». По его словам, кастинг Тимоти Шаламе был безальтернативный, и он идеально подходил на эту роль. Сам Шаламе хотел принять участие в фильме Вильнёва. Он однажды уже пробовался в фильм «Пленницы» 2013 года, но неуспешно. Ради этого он прилетел на Каннский кинофестиваль, чтобы встретиться с Дени лично, и летом 2018 года подписал контракт.

Факт: 6

Полу по сюжету 15 лет, самому Шаламе на момент съёмок было 23, и он был на два года младше Кайла Маклахлена, исполнившего Пола в «Дюне» Линча. Сам Кайл горячо поддерживал кандидатуру Шаламе и сам рассчитывал получить эпизодическую роль в фильме.

-3

Факт: 7

Чтобы ходить по песку, как фримены, Шаламе тренировался с хореографом Бенджамином Миллепье. На тренировках настоял сам Шаламе, так как ему самому нужно было учить Джессику по сюжету фильма и показать то, что хождение по песку является для него инстинктивным.

Факт: 8

Далее Вильнёв искал актрису на леди Джессику. В сентябре 2018 года переговоры вела Ребекка Фергюсон, однако она к этой роли относилась скептически. Причина была в роли Ильзы Фауст из «Миссии невыполнима». Ребекка считала, что Джессика похожа на Ильзу, и ей не хотелось ассоциироваться только с сильными женщинами. Она передумала после того, как прочитала роман и Вильнев рассказал ей своё видение фильма. Ребекка подписалась на роль в январе 2019.

-4

Факт: 9

Для второстепенных ролей кастинг-директор Франсин Мейслер собрала около 50 записей актёров, чтобы Вильнёв потом отсмотрел и принял решение.

Факт: 10

Дэйв Батиста получил роль Глосса Рабана, и на самом деле он сам хотел позвонить или встретиться с Вильнёвым, чтобы порекомендовать себя. Однако Вильнёв первый позвонил Батисте и предложил роль. По словам Дэйва, он был горд этим и цитата: «Подобные моменты показывают, насколько далеко я продвинулся как актёр».

-5

Факт: 11

Грим Батисты повлиял вообще на весь дом Харконненов. Для актёра гример Дональд Моэут выбрал театральный грим и использовал 4 цвета жирной косметики. Он показал конечный результат Вильнёву, тому понравилось, и Дональд пошел дальше и вообще всех Харконненов сделал бледными.

Факт: 12

А вот Оскар Айзек сам связался с Вильнёвым, так как хотел поучаствовать в его фильме. Дени смог предложить ему роль герцога Лето, и Оскар согласился, заявив, что образ ему физически подходит. Айзек сам решил снимать свою последнюю сцену смерти голым, так как сцена напоминала ему распятие Христа.

-6

Факт: 13

Стеллан Скарсгард был выбран на роль Барона Харконнена, так как Вильнёв нашёл актёра достаточно пугающим. Режиссёр образ Барона Владимира Харконнена представлял как носорога в человеческом обличии. Также режиссёр сразу решил, что они не будут прибегать к помощи компьютерной графики при создании образа, а будут использовать протезы. Так, по мнению Дени, у актёра возникает больше связи со своим персонажем. Стеллан Скарсгард каждый день проводил по 7 часов в гримерке для создания образа. Визажисты, к слову, отмечали профессионализм Стеллана. При работе со многими актёрами тем каждые 20 минут нужно поговорить по телефону или отдохнуть, в то время как Стеллан сидел по 7 часов и не просил даже перерыва на обед.

Факт: 14

Шарлотта Рэмплинг когда-то должна была сыграть леди Джессику в версии Ходоровски. В этом фильме актриса получила роль Гайи Елены-Мойиам — преподобной матери ордена Бене Гессерит.

Факт: 15

На роль Чани было 6 кандидаток, среди которых была Зендая. Именно у неё возникла химия с Шаламе, и по этой причине её подписали на роль. Кстати, несмотря на то, что Зендая получила высокие оценки и была показана на большинстве промо-постеров, у неё всего около 10 минут экранного времени в фильме.

-7

Факт: 16

Изначально для фрименов решили использовать линзы голубого цвета и сделали для теста парочку для Зендаи. Но только потом подумали, что ходить с линзами по этой жаре в песчаных бурях и пыли — это будет катастрофой, и в итоге цвет глаз изменили в цифровом виде.

Факт: 17

Роль Стилгара получил Хавьер Бардем. Вильнёв сам позвонил актёру и предложил роль. Бардем приятно был удивлен и сравнил Стилгара с Арагорном из «Властелина колец», который был его любимым персонажем.

Факт: 18

По словам Джейсона Момоа, он получил предложение пройти кастинг на роль Дункана, когда катался на сноуборде в горах. Позже он созвонился по скайпу с Вильнёвым, чтобы сказать, что он в деле.

-8

Факт: 19

Дэвид Дастмалчян исполнил Питера де Врийе, и, по его словам, он согласился на роль, не читая сценарий, так как сильно доверял Вильнёву. Образ его персонажа, как в принципе и всего дома Харконненов, лысый, и Дэвид поначалу был на 100 процентов готов побриться налысо. Потом же он получил роль в другом фильме и позвонил гримеру Дональду Моуэт и, извиняясь, рассказал, что не может побриться. Команда гримёров посовещалась и пришли к мнению, что образ можно спокойно достигнуть с помощью силиконовой шапочки. Так, собственно, и сделали.

Факт: 20

Определённые проблемы возникли с кастингом доктора Юэ. Франсин Мейслер составила список из самых талантливых китайских актеров, и с Чанг Ченгом оказалось сложно связаться. Они вышли на него через его менеджера, который работал в Китае, и не зря, Ченг в итоге принял роль.

Факт: 21

Персонаж Лайет Кайнс в книге был мужчиной. В фильме пол персонажу поменяли, и исполнила роль Шэрон Дункан-Брюстер. По словам кастинг-директора, она излучала интеллект, мощь и внутреннюю силу.

-9

Факт: 22

Стинг в «Дюне» Линча исполнил Фейта Рауту, и он рассматривался на небольшое камео в этом фильме. На какую роль — непонятно, но этого персонажа решили не включать в фильм, и Стинг не понадобился.

Факт: 23

Переходим к фильму и начнём вот с такой детали. Фильм начинается с каких-то шаманских звуков, позже мы узнаем, что это голос Сардаукара, и со строчки внизу, которая переводится как «Сны — это послание из глубины». В целом фраза говорит нам о сюжете, что Пол видит видения, а глубина обозначает пустыню, где будет происходить действо.

-10

Факт: 24

Кстати, эти самые видения вызывали вопросики, ведь они являются взглядом в будущее, в котором Джамис наставлял Пола. Но дело в том, что видений будущего у Пола всегда было несколько, и не все они сбывались, о чём он говорил в фильме. Если нам показывают одни ветки сценария будущего, не значит, что у Пола не было других, и видения, где Джамис является наставником, это один из вариантов сценария будущего, где он не вызвал на бой Джессику. Так, собственно, Пол и смог его победить, ведь он знал о слабых местах Джамиса.

Факт: 25

Съёмки стартовали 18 марта 2019 года и проходили по 26 июля того года. Также прошли дополнительные съёмки в августе. Снимали фильм в Венгрии, Арабских эмиратах, Австрии и Словакии. Океаны на Каладане снимались в Норвегии, а пустыня в основном снималась в Иордании и в Абу-Даби.

Факт: 26

Это, естественно, первая адаптация «Дюны», снятая в IMAX-формате, ну а для аутентичности Дени Вильнёв провернул такой трюк. Значит, по словам оператора Грега Фрейзера, они снимали на цифровую камеру ARRI Alexa LF, затем Вильнёв перенес картинку на 35-мм пленку и снова её отцифровал.

-11

Факт: 27

Визуалом фильма занимался художник-постановщик Патрис Верметт, и он создал целую визуальную библию, чтобы направлять производство визуала и графики фильма. По словам Патриса, при создании картинки они стремились сделать её более реалистичной, чтобы зритель смог поверить в увиденное. Вдохновлялись при этом изображениями зиккуратов из Месопотамии, бункерами времён второй мировой, стилем архитектуры брутализм, который был распространен в Советском союзе в том числе, мраморными шахтами, ледниками и Египтом.

Факт: 28

В дизайне декораций Каладана Верметт стремился придать чувство меланхолии и хотел, чтобы это было похоже на осень в Канаде, откуда он родом. Это, по его мнению, символизирует конец цикла и начало нового. Норвегия, конечно, легла в основу вдохновения внешними сценами Каладана, а внутреннее убранство было сделано в стиле японского средневековья.

Факт: 29

На дизайн Арракина, города на Арракисе, повлиял климат, описанный в книге, и Верметт создал дизайн города в виде каменной чаши, чтобы защитить от червей, а здания сделаны под углом, чтобы защитить от сильного ветра. При этом стены зданий должны быть толстыми, чтобы внутри было прохладно. Также они провели разведку местности в пустыне Вади-Рам и нашли там похожее поселение, окружённое скалами, на этом и основывали дизайн. Кстати, спецы по графике создали модель города с низким разрешением и перенесли её на планшет, чтобы Дени Вильнёв мог продумывать ракурсы камеры так, как бы он снимал с вертолета.

-12

Факт: 30

Дизайн орнитоптера был придуман Вильнёвым и художником-раскадровки Сэмом Худецки. Вильнёв задумал его как стрекозу-вертолёт, но при этом он должен был быть реалистичным и подчиняющийся законам физики, природы и гравитации. Две модели орнитоптеров были разработаны реквизиторами в Лондоне, одна была 14,5 метров, другая побольше — 22,8 метров. Весили они более 11 тонн, и нужно было доставить их из Лондона в Венгрию, а затем в Иорданию. Использовать, кстати, их на практике было сложно, но Вильнёв чувствовал, что актёрам будет полезно как минимум увидеть их своими глазами.

Факт: 31

Взлёт и приземление орнитоптеров снималось на практике с помощью вертолёта. Для начала снимали вертолёт, а потом убирали его на компьютере и добавляли орнитоптеры. Поэтому кадры взлёта и приземления машин выглядят реалистично и упростило создание эффектов, ведь им не нужно было добавлять поднимающуюся пыль.

Факт: 32

При создании костюмов Вильнёв дал задание взять за основу историю и не опираться на футуристические дизайны, которые были в фильмах, а также придать философскую атмосферу. Собственно, дизайнеры Жаклин Уэст и Боб Морган обратились к истории. Они изучили каждого персонажа и пришли к выводу, что костюмы должны идти из средневековья, но с представлением, как бы они выглядели сейчас. Костюмы дома Атрейдесов вдохновлялись домом Романовых, так как он ассоциируется с концом империи, костюмы Бене Гессерит основаны на картах Таро и шахматах. Ну а сардаукары понятно кем вдохновлялись, их Жаклин назвала нацистами во вселенной Дюны. Также при создании костюмов вдохновлялись художниками Караваджо, Гойя и Джотто ди Бондоне. Плюс что-то взяли от бедуинов, туарегов и Кристобаля Баленсиаги, а именно платья леди Джессики в сценах на Каладане.

-13

Продолжение следует.