Мы снова в Музее изобразительных искусств Республики Карелия. Хочу показать вам ещё одну выставку, которая проходит в этих стенах: «Вселенная Калевала». Это уникальная часть постоянной экспозиции музея.
«Калевала» – карело-финский поэтический эпос, собранный и изданный в середине XIX столетия языковедом Элиасом Лённротом. В основу сборника легли руны — народные эпические песни, большая часть которых была записана в Карелии. «Калевала» – это своеобразная энциклопедия народной жизни карелов и финнов, обобщённая картина их древнего мира. Вот уже 175 лет (окончательная редакция книги была выпущена в 1849 году) темы, мотивы и образы «Калевалы» служат источником вдохновения для писателей, художников, скульпторов, композиторов разных стран.
В музее Петрозаводска собрана уникальная коллекция из более 700 экспонатов, посвящённых карело-финскому эпосу. Чуть более ста предметов можно увидеть на новой выставке. Это живописные и графические произведения, художественные объекты и предметы декоративно-прикладного искусства карельских, российских и зарубежных авторов. Некоторые из них я покажу в этой статье.
1. Борис Акбулатов. Айно-рыба.
Айно – молодая красивая девушка, сестра Йоукахайнена. Чтобы не выходить замуж за старца, она бросилась в море, решив покончить с жизнью. Но превратилась в рыбу, которую позже поймал на удочку Вяйнямёйнен.
2. Игорь Баранов. Вяйнямёйнен.
Вяйнямёйнен — главный герой карело-финского эпоса, сын богини Ильматар. Согласно «Калевале», Вяйнямёйнен родился сразу после сотворения мира и стал первым человеком на земле.
3. Тамара Юфа. Айно.
Айно в «Калевале» — это, можно сказать, самый поэтичный образ. Он во многом создан творческой фантазией Элиаса Лённрота.
4. Одна из иллюстраций к «Калевале» художника Юрия Люкшина.
5. Георгий Стронг. Вяйнямёйнен играет на кантеле.
Вяйнямёйнен — рунопевец, сеятель и мудрец. Его оружие не только меч и копьё, но и колдовская сила песен. Кантеле – это струнный щипковый инструмент карелов, вепсов, финнов и ингерманландцев.
6. Тамара Юфа. Кантелист.
7. Игорь Баранов. Ильмаринен.
Вместе со своим братом Вяйнемёйненом этот герой карело-финского эпоса создал огонь на небе, при этом искра упала на землю и послужила на пользу людям. В преданиях он называется кузнецом и воспевается как первый, кто выковал из железа орудия.
8. Тамара Юфа. Лоухи и дочь.
Старуха Лоухи – хозяйка Похъелы, могущественная колдунья. Она насылает болезни на страну Калевалу, похищает Солнце и Луну. Но в то же время Лоухи остаётся любящей и заботливой матерью.
9. Тамара Юфа. Невеста Похъелы.
У Тамары Юфа эта героиня предстаёт красавицей с ледяным взглядом. Похъела (По́хьёла, По́хъёла) – далёкая страна в поэме «Калевала». Вяйнямёйнен плывет туда по морю.
10. Тамара Юфа. Невеста.
Невеста Похъелы – дочь Лоухи, к которой сватаются два главных персонажа эпоса – Илмаринен и Вяйнямёйнен.
11. Инсталляция «Рождение Вселенной «Калевала». Перед нами гнездо утки, которая снесла эпическое яйцо.
На колене Илматар – дочери воздуха – утка свила гнездо. Из одной части яйца позже появляется небесный свод, из другой – земная твердь, а из желтка и белка – солнце и луна.
12. А вот интерактивная композиция: здесь представлены карельские музыкальные инструменты, созданные Анатолием Мешко – заслуженным работником культуры Республики Карелия.
13. Слева лежит один из таких инструментов:
...Сказочными тропами карело-финского эпоса каждый посетитель этой выставки идёт через пять залов. 1 зал – «Рунопевческий лес». 2 зал – «Рождение Вселенной «Калевала». 3 зал – «Щука – владычица озер». 4 зал – «Манала – страна смерти». 5 зал – «Само».
14. Обойдя все залы, мы оказываемся перед последним чудом «Вселенной Калевалы». Это инсталляция «Крышка мельницы Сампо», переливающаяся драгоценными камнями. Она невероятно красива.
Вот на этом чуде мы и заканчиваем короткую экскурсию по таинственной земле Калевала. Если будете в Петрозаводске, обязательно загляните на выставку, и тогда всё это волшебство окажется от вас на расстоянии вытянутой руки...