Всем доброго времени суток!
Сегодня я расскажу о легендарном электровозе вл10 и его модификациях. Надеюсь расскажу вам что то новое.
Начнём.
Электровозы ВЛ10, ставшие настоящими легендами за свой узнаваемый внешний вид и надёжность (не зря выпустили порядка 2000х тысяч электровозов), выпускались сразу на двух заводах ТЭВЗ (Тбилисский Электровозостроительный Завод) и НЭВЗ (Новочеркасский Электровозостроительный завод).
Но вернёмся к истокам.
С 40х годов в СССР масово проводилась замена паровозов на более современные тепловозы и электровозы. НЭВЗ в 1955 году уже выпустил прорывной на тот момент электровоз ВЛ8. Но НЭВЗ не мог в полной мере обеспечить всю страну своими электровозами по этому ТЭВЗ принял решение самостоятельно сконструировать совершенно новый электровоз для железных дорог СССР.
За основу был взят электровоз ВЛ8.
В 1961 году, был собран электровоз Т-8 001 (Тбилисский тип 8) с кузовом собранным на Ворошиловоградском тепловозо строительном заводе, двумя двух осными тележками собранных на НЭВЗ и всем остальным от электровоза ВЛ8.
Полностью доработав электровоз в 1962 году его начали испытывать прямо в Грузии на линии Тбилиси - Застафони. Показав хорошии результаты электровоз отправили в Москву на ЭК ВНИЖТ где он проходил уже более углублённые испытания. Показав там превосходные результаты в 1964 году был передан в депо Златоуст.
К тому времени на ТЭВЗ были построены ещё несколько электровозов Т8.
Для электровозов с 004 номера и до 020 номера применялся кузов от тепловоза 2ТЭ10Л
С 1963 электровозы переименовали из Т8 в ВЛ10 (кроме 001, он так и остался т8)
С 1967 года кузов для электровозов ВЛ10 начал поставлять НЭВЗ и уже электровозы с номера 021 стали похожи на привычные нам вл10. С этого же года ТЭВЗ начал наращивать производство электровозов ВЛ10.
Поступив в массовую эксплуатацию электровозы не сразу понравились машинистам. По началу сидушек не хватало (редко было и 2 на электровоз) по этому машинисты носили сидушки из кабины в кабину, контроллер машиниста занимал очень много места и был не удобным (фото кабины машиниста под №4) Зимой электровоз очень долго прогревался, чистить лобовое стекло было очень трудно. Но не смотря на всё это электровоз был очень надёжным (редко ломался).
С 1974 по 2005 год ТЭВЗ и НЭВЗ выпускали более современные электровозы вл10у.
Теперь поговорим о модификациях вл10
ВЛ10Н (Владимир Ленин тип 10 Норильский). Выпускался с 1984 по 1985 год для нужд Норильска. Всего было построенно 10 таких электровозов, но в 2000х электровозы были не рентабильны и всю серию электровозов списали.
ВЛ10П (Владимир Ленин тип 10 Пассажирский). В 2001 году на Челябинском электровозоремонтном заводе из секции 1 с использованием кабины от секции 2 электровоза вл10-1867 был собран односекционный электровоз вл10п-1867-1 оборудованый эпт для вождения пассажирских поездов. С того же 2001 года и по 2005 год испытывался на ЭК ВНИИЖТ но в серию не пошёл. Сейчас электровоз стоит на базе запаса Кормиловка.
ВЛ10К (Владимир Ленин тип 10 прошедший капитальный ремонт). С 2004 года и по 2008 год на том же Челябинском электровозо ремонтном заводе все электровозы вл10 проходившие ремонт получали совершенно новую кабину управления, как снаружи так и в нутри и новую электрочасть. Срок службы таких электровозов в среднем продливался на 3 года.
Больше о модификациях ВЛ10 я расскажу в следующих статьях.
Вот такая история у электровозов вл10.