У нас не придавали серьезного значение деятельности оуновских организаций за рубежом, считая, что они находятся далеко и не стоит того, чтобы ими серьезно заниматься. Жаль.
«Какими оуновцы были, такими и остались. Ничего не изменилось в их взглядах и установках, их лютой ненависти ко всему не только неукраинскому, а просто – небандеровскому. Правда, с присущей им политической мимикрией в лексикон свой они ввели новую терминологию: вместо „нового порядка” – „свободный мир”, „элиминировать” (т.е. „физически уничтожить”) – „бороться за демократию”, „права человека”». (С.Панчишин)
Статья опубликована в газете ПРАВДА в понедельник, 12 сентября 1988 года:
Операция «Бумеранг»
Ее совместно провели советские и польские органы госбезопасности
Минувшей весной на таможне киевского аэропорта "Борисполь" оскандалился турист из Великобритании Камерон Тейлор. При досмотре багажа у него обнаружили в тайниках различные антисоветские фальшивки, инструкции по подрывной работе, листовки, якобы составленные комсомольской группой "Перестройки" в Киевском государственном университете, но напечатанные за водами Ла-Манша.
А немногим раньше здесь же при досмотре задержали 18-летнюю жительницу Нью-Йорка Марту Коломиец. Она пыталась провезти незарегистрированную в декларации видеокассету, запечатлевшую беседу с львовянами Вячеславом Черноволом и Михаилом Горынем, которые дружно лили грязь на советский строй.
Эти и другие факты отражает усиление подрывной деятельности спецслужб империалистических держав в отношении нашей страны. Однако их ухищрения то и дело терпят поражения. Об одном таком провале украинских буржуазных националистов, находящихся в услужении у международного капитала, мы беседуем с сотрудником Комитета государственной безопасности УССР полковником Константином Константиновичем Высоцким. Он участник Великой Отечественной войны, дважды тяжело ранен в боях с фашистами, награжден четырьмя орденами, более 40 лет в партии.
— Эта акция, которую КГБ СССР проводил совместно с МВД Польской Народной Республики, длилась около 20 лет,— начал рассказ К. Высоцкий,—А все началось с того, что львовский врач Святослав Игнатьевич Панчишин, выходец из семьи местной интеллигенции, окончивший в свое время медицинский факультет Венского университета, взялся играть роль человека, готового помочь организации украинских националистов (ОУН). Его репутация в глазах «центрального провода» — руководства ОУН — поддерживалась и тем, что дядя Панчишина входил в состав так называемого «украинского государственного правления», провозглашенного в свое время преемниками Бандеры.
Оуновцы долго проверяли Панчишина, давали ему различные сложные задания, приглашали в Польшу для бесед с неким Билинским, который в свою очередь бывал во Львове. Святославу Игнатьевичу для подготовки и пересылки материалов были даны кодовая таблица, инструкции по тайнописи, подставной адрес в Англии. Он вел себя умело и не вызывал подозрений.
— Знаете, чем-то похоже на Артузова в операции «Трест»
— В некотором роде. Работать Панчишину было нелегко, так как оуновцы требовали сведения о дислокации войск, о размещении ракетных установок, поставили задачу подобрать надежного человека в Киеве для создания опорного пункта «закордонных частей ОУН». Этим человеком стал журналист Юрий Иванченко. Его вызвали в Польшу, где с ним встречались все тот же Билинский и другие оуновские эмиссары. Они долго обрабатывали киевлянина, а убедившись в его надежности, инструктировали, как себя вести дальше. Из бесед, встреч, наставлений, инструкций, идущих от агентов ОУН, Панчишин и Иванченко извлекали богатую информацию, которая представляла большую ценность для успешной борьбы с разного рода зарубежными антисоветскими центрами.
Поскольку в международных оуновских кругах то и дело обостряется борьба за влияние между бандеровцами и мельниковцами, Панчишину и Иванченко предписывалось следить за этим и ориентировать «подопечных» в духе директив центра. Говорилось им и о том, что президент Рейган настроен более благосклонно к бандеровцам. На Западе уже считали, что у них во Львове, Киеве и других местах существуют надежные группы «единомышленников». А Панчишин с коллегой продолжали, образно говоря, водить за нос своих «хозяев». И вот уже из-за рубежа пришло зашифрованное известие, что Святослав Игнатьевич в знак признания заслуг кооптирован в «центральный провод» «закордонных частей ОУН», назначен председателем «главного суда», а также руководителем так называемой «службы безопасности» на Украине»...
— Это напоминает «союз меча и орала» Остапа Бендера.
— Нет, это не так смешно. Нельзя не принимать во внимание цели, которые ставят перед собой оуновцы, — любой ценой вредить советскому народу, срывать процесс разрядки, вести борьбу за уничтожение социалистического строя на Украине. С помощью тех же «туристов» во Львов был передан портативный множительный аппарат для тиражирования националистических документов, микрофотопленки с различными провокационными воззваниями. Посылали большие суммы денег, американские доллары, специальные радиоприемники и фотоаппараты. Для мифической группы Панчишина ничего не жалели — его самого не только назначили главным судьей «в крае», но и отметили его сообщников «за большие заслуги перед ОУН» «золотым крестом». Да кроме этого, еще и включили в состав «украинского правительства». А уж Билинского, который так старался в Польше по созданию оуновского подполья во Львове и Киеве, наградили не только «золотым крестом», но расщедрились еще и на серебряную медаль Бандеры.
Теперь уже в правящих оуновских кругах Панчишина и Иванченко фигурировали как руководители групп. Дело дошло до смехотворных заявлений некоторых главарей ОУН, что ими, дескать, с помощью созданного законспирированного подполья надежно «контролируется» политическая обстановка на Украине.
— Имеется в виду "группа Панчишина"?
— Естественно! Все это нужно было для создания видимости перед теми, кто финансирует это грязное отребье. Ну а Панчишин и Иванченко тоже создавали видимость. Так шла работа. В последнее время центр настоятельно требовал от них получения информации об аварии на Чернобыльской АЭС, о настроениях и поведении вернувшихся из мест лишения свободы Черновола, Красивского, Осадчего. Бандеровцев волновало, остались ли они на прежних националистических позициях и можно ли делать на них ставку в организации и проведении враждебной деятельности.
— Судя по некоторым высказываниям, у нас не всегда придают серьезное значение деятельности оуновских организаций за рубежом, считая, что они находятся далеко и не стоит того, чтобы ими серьезно заниматься.
— Опасность со стороны ОУН не надо преувеличивать, но и нельзя недооценивать. Эмиссары «провода» доставили Панчишину и его «сообщникам» большое количество документов, принятых на седьмом «великом сборе» этой организации. Смотрите, в основу выдвинутых «сборищем» стратегических задач положена «концепция» «закордонных частей ОУН» по завоеванию «самостийной Украины» путем организации вооруженной борьбы против советского государственного и общественного строя. Возможность ее осуществления бандеровцы ставят в прямую зависимость от возникновения «глобального военного конфликта» или «внутренней революции» в СССР. В этой связи важное место отводится анализу с антисоветских позиций современной обстановки на Украине. Выражается, в частности, резкая враждебность новому курсу КПСС, как якобы вынужденному, проводимому под «давлением внешних факторов» и «серьезных потрясений» внутри страны, вызванных «силами национального характера». Большие усилия намечается сосредоточить на распространении провокационных измышлений о «росте сопротивления» перестройке и якобы назревании в Советском Союзе крупных политических и социальных конфликтов. Делается это с целью посеять сомнения в правильности и искренности политики КПСС, линии на обновление и улучшение материальной жизни народа.
В так называемом «обращении к украинскому народу» оуновские главари призывают «не поддаваться обману гласности», которая, по их утверждению, рассчитана лишь на легализацию «оппозиционных элементов», ограничение их рамками «правозащитной деятельности» и отвлечение от активного участия в «подпольной освободительной борьбе». И дальше в документах «сбора» акцентируется внимание на то, будто в Советском Союзе в последнее время получают широкое распространение «противоправительственные процессы», приобретающие «массовый революционный характер». Это они о Казахстане, Латвии, Эстонии, крымских татарах и некоторых других подобных проявлениях. В отдельном постановлении «по военным делам» содержатся установки на случай «возникновения внутренней революции» на Украине, которые прямо нацеливают «сознательные элементы» на захват власти, организацию своей полиции и украинских военных подразделений. «Сбор» одобрил планы активизации подрывной деятельности бандеровцев на территории СССР.
Нашлось место в документах «сбора» и молодежи. В специальном решении ставятся задачи расширения «фронта борьбы украинской молодежи против советского строя» с использованием «вскрывшихся в ходе перестройки противоречий социалистической системы», инспирирование «актов саботажа, диверсий, демонстраций», вовлечения молодежи на путь борьбы «за свободу и государственную независимость Украины» и пополнения рядов «украинского подполья, действующего в соответствии с рекомендациями ОУН».
— Некоторые наши молодые ребята, выходящие с весьма смутными целями на стихийные митинги и демонстрации, видимо, и не подозревают, что это на руку темным силам, мечтающим свернуть нашу страну с избранного пути?
— Безусловно. Бандеровцы ведут курс на блокирование со всеми антисоциалистическими силами в мире. Всему этому, конечно, можно было бы и не придавать особого значения, если бы не силы, стоящие за этими марионетками. Но вот взгляните на издающиеся на Западе оуновские газеты «Шлях перемоги», «Свобода». Они полны сообщений о поддержке руководством США антисоциалистических, антисоветских сил, заправил украинских буржуазных националистов. «Свобода» сообщает о том, что Рейган выступил в присутствии десятков украинцев в поддержку «угнетенных народов», конгрессмен США на страницах газеты «Шлях перемоги» выражает надежду на развал Советского Союза.
- Вы бывали за рубежом, знакомы с украинской эмиграцией?
— Неоднократно. За океаном огромное число украинцев относятся с любовью и симпатией к нашей стране, к Украине, с большим интересом следят они за благотворными процессами, происходящими на земле их предков. Но есть и немало обманутых, введенных в заблуждение, а то и просто враждебно настроенных к нам людей. Их-то и используют заправилы из ОУН в угоду своим хозяевам.
— Как взаимодействовали в этой операции органы госбезопасности нашей страны и Польши, чего конкретно добились?
— Органы КГБ СССР и МВД ПНР получили документальные материалы о подрывной деятельности, ведущейся против Советского Союза и Польской Народной Республики бандеровскими формированиями, дислоцирующимися в США, Англии, Канаде, ФРГ и других западных странах. Вскрыты попытки главарей «закордонных частей ОУН» консолидировать в рамках АБН (антибольшевистского блока народов) антисоветскую деятельность с другими антисоциалистическими зарубежными группировками и сионистами, оказывать воздействие на отдельных буржуазных политических деятелей капиталистических стран, прежде всего США, для «давления» на СССР с целью предоставления «независимости» Украине.
Все это время при активной помощи Панчишина, Иванченко и других советских патриотов подрывная деятельность «закордонных частей ОУН» против Польши и Советского Союза велась под нашим контролем. Достаточно сказать, что в результате операции были выявлены и обезврежены подрывные действия более 20 бандеровских эмиссаров, перехвачены программные и кадровые установки, решения IV, V, VI и VII «великих сборов» украинских националистов, сотни других инструкций и наставлений по вопросам проведения антисоветской деятельности, свыше тысячи экземпляров различной оуновской литературы, много технических средств, а также крупные суммы в советской и иностранной валюте.
Сейчас в Киеве находится сотрудник МВД ПНР майор Александр Минвкович, активно участвовавший в операции. Мне хочется выразить искреннюю благодарность ему и другим польским товарищам. Главный результат наших совместных усилий состоит в том, что в ходе операции еще раз разоблачены истинное лицо и замыслы оуновцев — заклятых врагов социализма.
— Спасибо за беседу, Константин Константинович. (М. ОДИНЕЦ. Корр. «Правды»).
В рассекреченных документах НКГБ мелькают упоминания о драматической судьбе некоего М. Е. Кухтяка из села Бурканов Тернопольской обл. Пятнадцатилетний парень в 1950 году, обучаясь в Золотниковской средней школе, был втянут в молодежную националистическую организацию «Сирко» и даже вошел в руководящее ядро «пятерку». Юные ОУНовцы печатали и распространяли антисоветские листовки, раздобыв ППШ с патронами, готовились застрелить участкового. Но в декабре 1951 группа была раскрыта, актив арестован. Как ни странно УКГБ не отправила этапом школьника-террориста в Сибирь, а… провела с ним профилактическую беседу и отпустила с миром. Возможно, сыграло роль «социальное происхождение»: отец – колхозник, мать убита полицаями в 1943 году.
В разгар «перестройки» представители из КГБ предлагали Михаилу Евгеньевичу Кухтяку переехать из невменяемого Ивано-Франковска в какое-либо более спокойное место. Он отказался. И видимо очень зря. Понадеялся на короткую память бандеровцев. А ведь у этого типа существ и память, и склероз бывают очень избирательными. И вот: вскоре после развала Союза случилась странная смерть Кухтяка от внезапного инфаркта. Практически в то же время в 1992 году при похожих обстоятельствах скончался и Святослав Игнатьевич Панчишин.
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом Президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "ПРАВДА". Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.