"Мона Лиза" с её таинственной улыбкой и блуждающим взором — безусловно, самое узнаваемое художественное произведение в мире. Однако не все её особенности заметны с первого взгляда — от скрытых деталей до теорий о заговорах. Вот несколько тайн, которые хранит шедевр Леонардо да Винчи. Прежде чем приступить к исследованию тайн произведения, давайте разберемся, почему оно так славится. Да Винчи создал его в период с 1503 по 1507 годы. Но произведение не признавали выдающимся образцом искусства Ренессанса до скандала, случившегося много веков спустя. После смерти Да Винчи картину приобрел король Франции Франциск I, и она была размещена в Лувре, где находится по сей день.
В 1911 году итальянец Винченцо Перуджа, работавший над установкой защитных витрин в музее, спрятал картину под плащ и незаметно исчез. Охрана обнаружила пропажу только через 26 часов. Перуджа стремился вернуть картину в Италию. Пресса бурно реагировала в течение 28 месяцев, пока в 1913 году "Мона Лизу" не вернули. Сто тысяч человек пришли посмотреть на картину в первые два дня после её возвращения, а сейчас её ежегодно посещают более восьми миллионов человек. Но лишь немногие знают, как много тайн скрывает это произведение. И вот 10 удивительных тайн. Скрытая беременность. Почти каждый помнит позу Моны Лизы, её повернутую голову и перекрещенные руки. Однако некоторые утверждают, что эта поза скрывает что-то большее. Существуют предположения, что деликатное расположение рук маскирует тот факт, что она на самом деле была беременна. Личность женщины, изображенной Да Винчи, является предметом оживленных обсуждений. Однако, согласно популярной теории, это была Лиза Герардини, жена флорентийского торговца шелком Франческо дель Джакондо. В 2006 году канадские учёные с помощью инфракрасного сканирования создали 3D-версию картины и предположили, что под платьем у неё большой живот. Цвета Моны Лизы со временем потемнели, но снимки выявили тонкую прозрачную вуаль, которую она носила на голове и плечах. Такие вуали часто носили беременные женщины в эпоху Ренессанса в Италии. Этот элемент одежды, известный как гуарнелла, ранее считался шалью или шарфом, но аналогичную вуаль можно увидеть на портрете Смиральды Брандини, выполненном художником Сандро Боттичелли, где изображена беременная женщина. Это подтверждает теорию о Лизе дель Джакондо. Вероятно, Франческо, друг отца Да Винчи, заказал портрет своей жены, чтобы отметить рождение сына в 1503 году.
Многие указывают на то, что у персонажа картины Леонардо да Винчи почему-то отсутствуют брови, или даже ресницы не просматриваются. После обсуждений её улыбки, наиболее острые дебаты вызывает отсутствие бровей и ресниц на шедевре Леонардо да Винчи. Это вопрос занимает умы экспертов уже многие годы. Действительно ли у Лизы Дель Джакондо, если это вообще она, не было бровей? В 2007 году французский инженер по имени Паскаль Кот решил исследовать этот вопрос и сделал удивительное открытие. Оказывается, у Моны Лизы всё-таки были брови. Он сфотографировал картину в высоком разрешении, а затем увеличил изображение в 24 раза, пока не обнаружил над левым глазом крошечный волосок. По его мнению, это был намёк на бровь. Это свидетельствует о том, что Да Винчи изобразил такие детали, но со временем они стали невидимы для глаз из-за потускнения красок или неудачной реставрации. Подтверждение этому можно найти в книге Джорджо Вазари «Жизни художников», написанной во время работы Да Винчи над картиной, где упоминаются густые брови Моны Лизы. Либо Вазари был плохим знатоком искусства, либо знаменитый шедевр уже не тот, что был раньше. Одна из самых необычных теорий о личности самой известной женщины заключается в том, что она вообще не была женщиной, а предположения есть, что Мона Лиза — это автопортрет.
Таким образом, знаменитый образ женственности может быть всего лишь маскировкой, созданной Да Винчи. С давних пор предполагается, что она обладает слегка андрогинными чертами, ведь у неё большой нос и более выступающий лоб, чем у большинства женщин. Некоторые исследователи высказывают предположение, что Леонардо был гомосексуален, и из-за своей страсти к тайнам он решил изобразить себя в женском облике. Историк Лилиан Шварц использовала цифровой анализ картины и предполагаемый автопортрет старого Да Винчи, известный как «Туринский портрет», чтобы подчеркнуть заметные сходства между ними. Группа Комитета Италии по культурному наследию под руководством антрополога Джорджо Группионе надеется осуществить исследование, для которого необходимо эксгумировать череп Да Винчи и воссоздать его лицо с помощью технологии 3D-визуализации. Останки художника были перенесены в 1863 году в часовню в Амбуазе во Франции, хотя точное место его захоронения неизвестно. Однако французские власти не выдали разрешение на эксгумацию, и, таким образом, теория останется недоказанной до тех пор, пока не будет разрешён полноценный анализ ДНК.
Эксперт по искусству Сильвана Винчетти считает, что на картине изображены совмещённые портреты Лизы Дель Джакондо и молодого ученика Леонардо, возможного возлюбленного Джана Джакома Капротти, который позировал для некоторых работ художника, включая картину «Святой Иоанн Креститель», и он действительно напоминает Мону Лизу. Вероятно, именно он вдохновил на создание этой улыбки. Лицо Моны Лизы, независимо от того, мужчина это или женщина, возможно, изучено тщательнее, чем любое другое лицо в истории. В 2010 году профессор из Сицилии, доктор Вито Франко, предложил наименее романтичное объяснение её загадочности — высокий уровень холестерина. Согласно доктору Франко, специалисту по медицине и искусству эпохи Возрождения, у Моны Лизы видны следы ксантелазмы, это накопление холестерина под кожей. Он также заметил, что у неё может быть липома или опухоль жировой ткани вокруг правого глаза и на доминирующей руке. Такое скопление жировых кислот вызывает отёки вокруг лица и рта, что объясняет её двусмысленное выражение лица. Историк по имени Луиза Дольца добавила, что художники Возрождения, такие как Да Винчи и Микеланджело, изучали анатомию и болезни и не боялись показывать неприглядную правду. Возможно, Мона тайно наслаждалась пирожками ночью. Но давайте забудем о тайнах.
Что делает этот портрет таким особенным по сравнению с тысячами других? Некоторые утверждают, что причина, по которой этот шедевр так притягивает нас, заключается в использовании золотого сечения. Это пропорция, возникающая при делении линии на две части таким образом, что отношение более длинной части к меньшей равно отношению всей длины к более длинной. Понятно? Эта концепция использовалась при создании многих древних произведений искусства и архитектурных сооружений, таких как пирамиды в Гизе и, разумеется, самой Моны Лизы. Леонардо да Винчи был страстным поклонником этой идеи и даже создал иллюстрации для книги Луки Пачоли, озаглавленной «Божественная пропорция». Многие считают, что разделив Мону Лизу на части, можно обнаружить примеры золотого сечения по всему полотну, включая рамки её лица, что говорит о пропорциональности её выражения. Профессор Эдриан Бихан из Университета Дьюк объяснил, что человеческий глаз быстрее воспринимает изображения, построенные по правилам золотого сечения, сканируя их горизонтально по пропорциональным частям. Принцип золотого сечения подчёркивает красоту и гармонию, что может объяснить, почему это произведение настолько завораживает людей.
Многие пытались разгадать тайну завораживающей улыбки Моны Лизы. Возможно, да Винчи шутил, когда рисовал её. Тем не менее, существует мнение, что её улыбка двусмысленна. Профессор Маргарет Ливингстон предположила, что странное выражение лица Моны Лизы — это одновременно улыбка и гримаса. Всё зависит от того, куда смотреть. Ливингстон отметила, что если фокусироваться на глазах или других частях картины, улыбка кажется более явной, чем если смотреть непосредственно на губы, которые кажутся слегка сжатыми. Это связано с низкими пространственными частотами, то есть с тем, как объекты фокусируются в центральном зрении, но кажутся размытыми в периферийном. Секрет улыбки заключается в её спрятанности в низкочастотном диапазоне и кажется более радостной, если не смотреть прямо на неё. Хотя до такого понимания зрения учёным предстояло пройти ещё многие века, Да Винчи умело манипулировал нашим восприятием с помощью улыбки. В 2005 году голландские исследователи разработали программу для распознавания эмоций и обнаружили, что лицо на картине выражает счастье на 83%. Кажется, Мона Лиза действительно чему-то улыбалась, но, возможно, была и причина, по которой её улыбка выглядела такой сдержанной.
В 1993 году искусствовед и стоматолог Джозеф Баровский проанализировал полотно Леонардо да Винчи и выдвинул неординарную гипотезу. Он предположил, что Мона Лиза могла страдать от отсутствия зубов. По мнению Баровского, её лицевое выражение было типично для человека, потерявшего передние зубы. Он также обратил внимание на заметный шрам над её верхней губой, который многие считают следствием старения краски. Однако новое исследование 2017 года, проведённое Мартином Кэмпом и Джузеппе Паланти, могло бы подтвердить эту теорию. Они утверждают, что Лиза Герардини пережила крайне несчастный брак, была вынуждена в 15 лет переехать во Флоренцию и выйти замуж за Джакондо, возможно, подвергаясь домашнему насилию.
Другую, менее мрачную версию теории отсутствия зубов предложил в 1999 году доктор Филиппа Сурана, который диагностировал у Моны Лизы бруксизм, или скрежетание зубами, что могло привести к лёгкой припухлости вокруг рта. В 2010 году Комитет Италии по культурному наследию завершил детальный анализ полотна и обнаружил предполагаемый скрытый код Да Винчи, хотя и не смогли расшифровать его значение.
Сильвано Винченти указывает, что в картине скрыты несколько загадочных символов, видимых только через мощные увеличительные стёкла, включая инициалы LV в правом глазе, менее чёткие C, E или B в левом глазе, а также либо цифру 72, либо обозначение L2 на арке моста на фоне картины. Несмотря на предположение, что LV может быть подписью художника, значение других символов остаётся неясным. Эксперты сомневаются в версии, что это могут быть просто микроскопические трещины, как утверждает администрация Лувра. Да Винчи известен своей эксцентричностью и страстью к числам и символам, и, возможно, придавал особое значение Моне Лизе с самого начала, носил картину с собой в специальном футляре в последние годы своей жизни. Кто знает, может, Леонардо да Винчи действительно пытается передать нам сообщение из загробного мира? Сколько ещё тайн хранит Мона Лиза?
Учёный Паскаль Скотт вызвал сенсацию среди специалистов в 2015 году, когда представил результаты своего исследования, согласно которым под известным шедевром могла находиться истинная Мона Лиза. В течение 11 лет Скотт изучал полотно, используя уникальный метод наложения слоёв, после того как получил доступ к картине в 2004 году. Он утверждает, что обнаружил скрытый под оригинальным слоем портрет. Методика исследования заключалась в освещении картины мощным светом под различными углами и фиксации отражённого света камерой, а затем анализе полученных данных с помощью специального программного обеспечения. Благодаря этой тщательной работе, Скотт смог визуализировать, что скрывается между слоями картины, и даже цифровым образом реконструировал другую версию Моны Лизы, которую он теперь считает оригиналом. Тем не менее, мнения экспертов разделились. Искусствоведы, включая Уила Гомперца, считают, что хотя открытие Скотта впечатляет, оно скорее демонстрирует методы работы Леонардо да Винчи, чем раскрывает совершенно новую картину. Кто же на самом деле была изображена на этом портрете? Что думаете?