Байкал – удивительное творение природы. Его называют бездонным колодцем планеты, чудом света, священным сибирским морем. Эта достопримечательность посещается теми, кто хочет прикоснуться к сокровенной тайне Вселенной и познать смысл бытия. Сегодня мы познакомим вас с интересными историческими аспектами, которые связаны с озером Байкал.
Чем памятно 31 июля для русских людей?
История бережно хранит память о каждом дне. 31 июля 1656-го года считают началом русской экспедиции к берегам Байкала. На самом деле, озеро было открыто раньше. Имя первопроходца сохранилось в летописях тех времен.
Курбат Иванов стал тем, кто открыл уникальность для населения нашей страны. Именно он увидел эту красоту еще в 1645-м году. Остановимся на этом событии подробнее.
Курбат Иванов взял с собой в поход 74 человека. Отряд сопровождал тунгусский князь Можеуль. В то время побережья Байкала были заселены лишь тунгусами и эвенками.
Экспедиторы преодолели путь по реке Лене и Иликте. Затем переправились через Приморский хребет и спустились по Сарме к неизведанному озеру. Путешественники вышли напротив острова Ольхон.
Их взору предстали строгие скалы и утесы. Попасть на Ольхон в обход не представало возможным. Курбат Иванов отдал распоряжение строить суда. Так, они смогли переправиться на остров.
Экспедиторы разделились на два отряда. Один из них, под предводительством Семена Скороходова, направился к северной оконечности Байкала. Здесь им было открыто устье Верхней Ангары. Главная цель визитеров: сбор ясака с местных племен. Отряд Скороходова расположился на этих землях на зимовку. Но позже он был уничтожен людьми Архича Батура.
Курбат Иванов в это же время с другой половиной экспедиторского отряда направился в обратный путь. Он остановился в Верхоленском остроге и занялся составлением карты местности.
А вот уже 31 июля 1656-го года сюда пришел Афанасий Пашков. Участие в этой экспедиции принимал также и протопоп Аввакум. Руководителю отряда был отдан приказ, исследовать эти земли, открыть пригодные для пашни участки и определить места для сооружения острогов.
Сведения о том походе сохранились благодаря записям, которые делали путешественники во время пути. В частности, много информации оставил протопоп.
Он писал, что отряд переживал трудные времена. Провизии не хватало. Питались травами и кореньями. Многие экспедиторы погибли.
Вернулся отряд только в 1662-м году. Примечательно, что автор записок обосновался в этих землях. Он поселился в избушке на берегу Иргень и жил в уединении, питаясь дарами природы.
История строительства железной дороги вокруг озера Байкал
Сохранение памяти об исторических событиях, касающихся нашей страны, способствует ее прославлению. Строительство железной дороги вокруг Байкала входит в список уникальных творений человека.
Предысторией этого события считают строительство Транссиба. Он стал стройкой века. С помощью этого сообщения удалось наладить связь между двумя частями необъятной страны.
Первоначально весь путь был разбит на 7 отрезков. Кругобайкальская дорога стала одним из них. Впоследствии ее назовут «Золотой пряжкой Транссиба».
Строительство шло несколько лет: с 1899 года по1905 год. За это время погибло немало людей, не вынесших тяжких условий. Но цель была достигнута. Строителям приходилось прокладывать путь сквозь скалы. Они буквально вгрызались в каменный грунт.
Использовались взрывчатые вещества. Исследователям удалось установить, что за все время стройки израсходовали более 300 тонн динамита.
Движение по Кругобайкалке было открыто 14 сентября 1904-го года. Но до окончания работ было еще далеко. Дело в том, что была проложена только однопутная дорога.
Начался второй этап строительства. Он проходил с 1911 г по 1915 г.
Известно, что на каждые 400 метров железной дороги приходится одно сооружение. Это может быть мост, галерея или тоннель. Весь путь считается достопримечательным. Это уникальное творение человека. На его создание ушло 65 млн. рублей. Напомним, что речь идет о деньгах, затраченных в начале прошлого века. Это громадные суммы.
Но несмотря на все усилия использовать Кругобайкалку безопасно не получилось. Это крайне трудный путь. Особенности местности провоцировали обвалы и обрушения.
Данные говорят о том, что за период с 1930 г по 1984 г было зафиксировано более 1200 обвалов. Каменные глыбы повреждали пути и проходящие поезда.
Было принято решение сместить дорогу на более безопасный участок. И уже в послевоенные годы поезда стали двигаться по обходному пути.
В 50-х годах было завершено строительство ГЭС в Иркутске. Участок дороги, проходящей здесь, оказался затопленным. Именно с этого момента уникальную железную дорогу перестали использовать совсем.
Последний поезд прошел по участку, соединяющему станции Байкал и Култук, в 1956-м году. Сейчас он доступен только туристам. Путешественники могут проехать по ж/д на ретро-поезде.
Таким образом, самый сложный участок Круговой Байкальской железной дороги использовался чуть более полувека. Сейчас он превратился в музей под открытым небом.
Эту железную дорогу называют памятником русской инженерной и архитектурной мысли. Это уникальное строение, не имеющее аналогов в мире. Посетить его можно как самостоятельно, так и в составе экскурсий. Сюда регулярно организуют туры.
Имена русских исследователей Байкала: краткая история освоения озера
История исследования озера богата самыми разнообразными фактами. К ней причастно множество людей. В память об уже ушедших героях времени вспомним некоторые факты.
Первооткрывателем Байкала, как мы уже и говорили, считают Курбата Иванова. Он побывал на Ольхоне и территории Малого моря.
Его путь повторили Василий Колесников (1646 год), Иван Похабов (1647 год), Иван Галкин (1648 год). Генеалогическое древо исследователей говорит о том, что они принадлежали к казачьему роду.
Но постепенно байкальские земли стали заполняться ссыльными. Неугодные власти люди также внесли вклад в исследование природной достопримечательности России.
Одним из них стал протопоп Аввакум. Это лидер старообрядческого сопротивления. Он был направлен в ссылку на Даурию. Это человек входил в состав отряда Пешкова.
Свое путешествие старообрядец тщательно записывал. Он также делал зарисовки. Сегодня эти записи изучены. Историкам открылись удивительные факты о флоре, особенностях местности, быте племен, населявших эти земли.
О Байкале писал приближенный царя Алексея Михайловича Николай Спафарий (Милеску). Он, занимая пост посла, свидетельствовал о существовании озера в чужеземных странах.
В начале 18-го века появились картографические данные. Их предоставил составитель Семен Ремезов.
Петр I заинтересовался озером Байкал. Он отдал распоряжение глубоко и точно исследовать эти земли. Для осуществления этих целей были привлечены ученые из Германии. В России, в частности, работал Даниил Готлиб Мессершмидт. Он занимался исследованиями более 10 лет.
Позже, когда была учреждена Академия наук в России, к нему присоединились и другие ученые. Среди них оказались Иоганн Георг Гмелин и Петр Симон Паллас.
В последующие 100 лет важных открытий, касающихся Байкала, сделано не было. Но к легендарному озеру вновь вернулся интерес.
В 1851-м году был основан Восточно-Сибирский отдел Русского географического общества. В связи с этим событием к Байкалу снова снарядили экспедицию. В ней принимал участие Густав Радде – ученый-натуралист.
Во второй половине 19-го века к исследованиям присоединились участники польского восстания. Например, Бенедикт Дыбовский и Виктор Годлевский провели на территории Байкала более 10 лет.
За это время они организовали массу научных исследований в районе Култука. Эти люди были энтузиастами. Они вкладывали собственные средства в изучение Байкала.
Строительство Кругобайкальской железной дороги также относится к работам исследовательского характера. Для работы сюда были направлены экспедиции. Одну их них возглавлял Ф.К. Дриженко.
В 1916-м году в Санкт-Петербурге создали комиссию, которая была должна заниматься вопросами изучения Байкала. В ее состав входили В. Ч. Дорогостайский и Г. Ю. Верещагин. Но революционные события помешали организовать работы должным образом.
Однако в 20-х годах прошлого века Дорогостайский вновь вернулся к своим исследованиям и наблюдениям. Он издал работу, посвященную фауне Байкале.
Верещагин смог организовать комплексные исследования озера. Более того, он возглавил станцию Лимнологическую, которую открыли в Листвянке. По сути, это была научная лаборатория.
Известно и имя профессора М.М. Кожова. Он выступал против строительства БЦБК, так как считал, что это повредит экологии и естественным обитателям местности.
К истории озера Байкал причастно множество людей. Все имена не могут поместиться в одной статье. Но они сохранены в памяти человечества, как выдающиеся.
Исследованием Байкала занимались люди увлеченные, преданные своей профессии и стране. Все их работы имели значение. И национальность ученого или экспедитора не имеет значения. Они были верны Отечеству, которому служили. А именно – России.
Семейное древо и родословная каждого из нас рассказывают интересные факты и знакомят потомков с прошлым Родины. Это цифровой памятник, код жизни, дающие право на бессмертие.
Увековечить имя близкого – долг потомков. Только так возможно сохранение истории и передача опыта и мудрости будущим поколениям.
Создать страницу Памяти вы можете прямо сейчас. Расскажите своим детям и внукам о том, кем стоит гордиться.