Фотофон — незаменимый помощник для любой студийной съёмки. Ими пользуются фотографы и видеографы, блогеры и стримеры, они нужны для съёмки портретов и предметки, для художественной фотографии и онлайн-каталогов. Какие виды фотофонов бывают, как они крепятся и как вообще ими пользоваться — давайте разбираться вместе!
Виды фотофонов
Фоны различаются, прежде всего, по материалу, из которого они изготовлены. В зависимости от материала различаются способы их использования, крепления и даже жанры съёмки.
Бумажные фоны
Бумажные фотофоны очень популярны, особенно в больших коммерческих фотостудиях, ведь они классно подходят для массовой работы с большим количеством клиентов. Благодаря невысокой цене их часто используют как одноразовые: отматываете на необходимую длину, застилая пол для бесшовного рисунка (и спокойно ходите по фону ногами, не боясь испачкать), а потом просто отрываете испорченную часть — и отматываете снова. Именно поэтому бумажные фотофоны часто продаются в больших рулонах по десять-пятнадцать метров.
В домашних студиях фоны из бумаги можно использовать более экономно, например, не ходить по ним в обуви. А если вы блогер и снимаете картинку по пояс или по плечи — можно просто не закрывать им пол. В любом случае, бумага — материал весьма недолговечный, она легко мнётся и пачкается. Однако есть и свои плюсы: материал практически не бликует, а разнообразие выбора цветов тут максимальное.
Для фотофонов из бумаги нужно использовать особые крепления, о которых поговорим чуть позже.
Преимущества бумажных фонов:
- множество цветов и оттенков на любой вкус;
- бесшовный рисунок;
- матовая небликующая поверхность без текстуры;
- низкая стоимость.
Недостатки:
- недолговечные;
- быстро мнутся и пачкаются.
Бумажные фотофоны Raylab поставляются в двух основных форматах: широкий (2,72 на 11 метров), который подойдёт для любой портретной съёмки и крупных объектов, и компактный узкий (1,35 на 6 метров), который удобно использовать для предметной фотографии и съёмки крупным планом (в том числе для видеоблогов по пояс). Они не бликуют, лишены отвлекающей текстуры и накручены на крепкую картонную втулку — удобный инструмент для каталожной съёмки в самых разных стилях.
Тканевые фоны
Ещё один популярный тип фотофонов. Чаще всего они изготавливается из специальной плотной хлопковой ткани — муслина. Такой фон получается прочным и небликующим, с практически незаметной текстурой.
Это надёжный и долговечный материал, однако фоны из него получаются ощутимо тяжёлыми и их бывает сложно вешать. При покупке также стоит обратить внимание на то, чтобы фон не просвечивал.
В отличие от фонов из бумаги многообразие доступных расцветок намного ниже, однако вы можете найти очень интересные варианты художественных фонов в стиле tie-dye, которые классно подходят для креативной портретной фотографии.
Обычно фоны из ткани достаточно легко мнутся, но эта проблема решается утюгом или отпаривателем. Кроме того, с помощью ткани вы можете задрапировать стену или мебель, не используя специальные системы крепления фона.
Муслиновые фоны лучше подходят для специальных (отдельных) съёмочных помещений — постоянно вешать/снимать такие фоны неудобно, не говоря уже о драпировке. С другой стороны, если вы захотите поехать на выездную съёмку с собственным фоном, ткань легко складывается и помещается в сумку, в отличие от той же бумаги, которую придётся везти прямо в рулоне. Однако будьте готовы, что при транспортировке фон помнётся.
Преимущества тканевых фонов:
- прочные и долговечные;
- матовые — минимум бликов и отражений;
- драпировка стен и мебели;
- можно стирать в стиральной машине и гладить утюгом;
- компактно складываются для хранения или транспортировки.
Недостатки:
- тяжёлые — снимать и перевешивать неудобно;
- быстро мнутся;
- ограниченный набор цветов;
- дорогие.
Муслиновые фоны Raylab поставляются в классических цветах: белый, чёрный, серый и хромакей. В данный момент представлены два формата: 3х3 метра и 3х6 метров. Второй вариант лучше подойдёт, если вы хотите создавать бесшовный рисунок, постелив часть фона на пол, а также для групповых портретов или драпировки целой стены/угла помещения.
Пластиковые фоны
Фоны из пластика, чаще всего из гибкого — например из винила, неприхотливы в обслуживании и стоят недорого.
Их легко мыть — можно прямо перед съёмкой протереть поверхность влажной тряпкой, и фон готов к работе! Также пластиковые фоны почти не мнутся. На некоторых видах пластика могут образовываться заломы, которые потом практически невозможно разгладить. Тоже самое касается царапин.
На пластике сегодня печатают практически любую текстуру — под кирпич, дерево и т.п., а также всевозможные цвета. В этом плане пластик составляет конкуренцию бумажным фонам.
К сожалению, крупноформатные пластиковые фоны с качественной печатью/цветом по-прежнему редкость, чаще используются небольшие варианты для предметной съёмки или для портретов по пояс. При этом по весу пластик часто оказывается тяжелее тканевых и тем более бумажных фонов того же размера. Для установки такого фона вам также понадобится специальная система крепления.
Преимущества пластиковых фонов:
- прочные и долговечные;
- практически не мнутся;
- разнообразные паттерны и узоры;
- легко мыть.
Недостатки:
- тяжёлые;
- крупноформатные фоны с качественной печатью — всё ещё редкость;
- могут образовываться царапины и заломы.
Хромакей фоны
Отдельно стоит поговорить о хромакеях. Это зелёный или синий фон, который используется в фото- и видеосъёмке для быстрого удаления и замены заднего плана.
Идея использования проста: вы снимаете человека или другой объект на фоне хромакея, а далее с помощью программного обеспечения заменяете фон на любой другой.
Почему хромакеи именно зелёные или (реже) синие? Всё просто: эти оттенки практически отсутствуют в тонах кожи человека, поэтому они легко автоматически удаляются в процессе постобработки.
Материалы для хромакея те же, что и для обычных фотофонов: бумага, ткань или пластик. Главное, на что стоит обратить внимание при покупке — размер фона, чтобы объект попадал в него полностью, иначе у вас возникнут проблемы в ходе постобработки.
Raylab предлагает хромакей-фоны в формате от компактных складных (150 на 200 см) для выездной съёмки и домашних блогов до больших тканевых фонов (3 на 6 метров), которые можно использовать, к примеру, для записи интервью с двумя участниками в кадре.
Способ крепления фотофона
Следующее, на что стоит обратить внимание, — способ крепления фона. Если вы не драпируете стену с помощью тканевого фона или не приклеиваете пластиковый/бумажный фон к стене на двусторонний скотч (быстрый, но крайне ненадёжный метод), вам понадобится конструкция, на которую вы сможете повесить ваш фон или сразу несколько фонов. Такие конструкции можно условно разделить на разборные и стационарные. Наконец, в отдельную категорию мы вынесем складные фоны.
Разборные системы крепления
Разборные системы бывают двух видов:
1. Ворота (две стойки с перекладиной посередине).
Ворота могут выдерживать большой вес и поэтому подходят для любых типов и материалов фонов. Также они бывают разной ширины — от полутора до четырёх и более метров, так что их можно использовать и для одиночных, и для групповых портретов.
Фон крепится к верхней перекладине либо через клапан, либо при помощи зажимов-клипс. Покупая систему типа «ворота» нужно понимать, что вешать и снимать фоны, особенно большие — процесс трудозатратный, так что стоит рассматривать это как стационарную или полустационарную историю. Тем более вы вряд ли будете собирать-разбирать сами ворота до и после каждой съёмки. Если вы работаете в домашней студии — выделите для ворот с фоном отдельную стену, к которой их можно прислонить после фотосессии.
Наиболее удобный вариант «ворот» — модели с телескопической перекладиной. В них верхняя перекладина быстро сужается и раздвигается, что позволяет регулировать ширину фона (удобно для небольших помещений), а также складывать систему для хранения между сессиями.
Преимущества ворот:
- подходят для любых материалов и видов фонов (рулоны/листы);
- подходят для больших фонов;
- просто транспортировать при переезде;
- телескопические системы удобны для хранения.
Недостатки:
- сборка-разборка системы и установка фонов занимает время;
- требуется постоянное свободное место для хранения;
- не повесить сразу несколько фонов.
2. Т-образное крепление (одна стойка с одной перекладиной посередине).
Т-образные стойки более мобильные и занимают меньше места, но они более ограничены в вариантах использования: выдерживают бумажные и пластиковые фоны в виде листа, а также складные фоны на пружине или каркасе. К стойке фон крепится с помощью зажимов.
Такие стойки обычно не шире двух метров, поэтому подойдут для блогеров, каталожной съёмки одежды и для одиночных портретов. В отличие от «ворот», Т-стойку между фотосетами можно поставить на хранение «в уголок».
Преимущества Т-образных стоек:
- легко транспортировать и переносить с места на место;
- занимают мало места;
- можно быстро менять разные фоны.
Недостатки:
- не подходят для тяжёлых фонов и рулонов;
- узкие;
- не повесить сразу несколько фонов.
Стойка Raylab BT2 подойдёт для крепления пластикового или небольшого бумажного фона: ширина верхней перекладины 140 см и высота в 2 метра — отличный вариант для домашней съёмки каталогов одежды, портретов и блогов «по пояс». Стойка легко и быстро собирается, а в комплекте поставляются зажимы для крепления фона.
Стационарные настенные/потолочные системы
Если вы хотите повесить сразу несколько фонов и менять их прямо во время фотосета, стоит обратить внимание на стационарные системы крепления. Именно такие системы обычно используют в коммерческих фотостудиях: система закрепляется на потолок/стену, и на неё вешается один или несколько фонов в рулоне (обычно бумажных, реже пластиковых).
Системы крепления, которые устанавливаются на потолок или стену, отлично подходят и для домашней студии, особенно если вы определили отдельную комнату под фотозону или место для съёмки блога. Главный плюс: после съёмки фон можно поднять вверх, и он совершенно не будет мешаться. При этом он всегда готов «к бою» — стоит только опустить его вниз, как жалюзи. Для монтажа системы понадобится сверлить стены, поэтому если вы часто переезжаете, это не самый удобный вариант.
Настенные системы рассчитаны в основном на бумажные фоны в рулонах, реже их используют с пластиковыми фонами. А вот тканевые фоны для такого крепления не подойдут.
Преимущества настенных систем:
- можно закрепить сразу несколько фонов разного цвета;
- быстрая смена фонов прямо во время фотосета;
- почти не занимают места в студии.
Минусы:
- установка системы требует определённых навыков;
- придётся свердить стены;
- подходит только для бумажных и некоторых пластиковых фонов;
- не подойдёт для выездной съёмки.
Система крепления Raylab BS-Sх представлена в модификациях для одного, трёх или четырёх бумажных фонов в рулонах. Её можно установить на потолок или стену, а для подъёма-опускания используется пластиковая цепь (звенья можно разъединять, чтобы настроить по высоте) с утяжелителем.
Складные фоны
Складной фон — удобный вариант для выездных фотосъёмок, а также различной предметки, портретов по пояс, по плечи и «хэдшотов» крупным планом. Такие фоны хорошо подходят для онлайн-трансляций, презентаций, блогов и съёмки каталогов одежды.
Складные фоны бывают двух основных видов: на пружине и раздвижные.
Фон на пружине представляет собой ткань, натянутую на гибкую раму — он легко складывается до компактных размеров и укладывается в сумку или чехол. Такой фон можно прислонить к стене или закрепить на стойку с помощью клипсы.
Складной фон на пружине Raylab RF-12 размером 150x200 см — удобный вариант для выездной портретной съёмки. Двусторонний (чёрный и белый) тканевый фон не бликует и имеет практически незаметную текстуру. Он легко складывается в сумку-переноску и практически не мнётся. Белую сторону можно использовать не только как фон, но и как большой отражатель, а чёрную — в качестве флага для отсечения лишнего света.
Раздвижной фон — вытягивается из корпуса, который может служить ему опорой. У такой системы есть плюс: её можно использовать самостоятельно без каких-либо стоек. Раздвижные фоны можно регулировать по высоте для разного типа контента.
Складной фон Raylab RL-BC06 поставляется в трёх цветах: чёрный, белый и зелёный-хромакей. Плотный тканевый фон выдвигается из корпуса-опоры на ножках на высоту до 2 метров и надёжно фиксируется на ней за счёт рамы-пантографа. Ширина фона в 1,5 метра подойдёт для проведения онлайн-трансляций и портретов по пояс. Для установки вам не понадобится никаких дополнительных креплений, а в сложенном виде фон представляет собой компактный тубус с удобной ручкой для переноски (учтите, что вся система весит 8 килограмм).
Преимущества складных фонов:
- можно работать без системы крепления;
- мобильный вариант для выездных съёмок и временных помещений;
- не занимает места при хранении.
Недостатки:
- обычно складные фоны имеют ограниченные размеры по ширине/высоте, поэтому подходят не для всех жанров;
- не подходят для создания бесшовного рисунка;
- большие раздвижные фоны могут быть тяжёлыми.