Старая, но не бесполезная Niva Travel
Один из самых доступных и в то же время способных внедорожников. Машина с историей сколь богатой, столь и трагикомичной. Это — очередная итерация многострадальной «Шнивы», теперь известная как Лада Нива Тревел. Достойна внимания?
Многоликая и многострадальная
Niva Travel — следующая ступень эволюции Chevrolet Niva, которая должна была получить полноформатное второе поколение, но не получило. А потом и концерн GM ушел из России, оставив партнерам по АвтоВАЗу все нехитрое наследие, включая права на исконный бренд Niva.
Сама Chevrolet Niva в свое время тоже должна была стать вторым поколением — только классической Нивы, ВАЗ 2121. Машину с индексом ВАЗ 2123 даже одно время мелкими партиями выпускали на рынок, но потом пришел GM, вошел в совместное предприятие — и второе поколение Нивы стало самостоятельной моделью.
А теперь самое смешное: несмотря на три смены имени (Niva-2 — Chevy Niva — Lada Niva Travel), это по сути один и тот же автомобиль. Безусловно, на протяжении двух десятилетий биографии в нее вносились конструктивные изменения, дважды весьма радикально менялся дизайн. Но это все косметика, а суть прежняя: чахлый 1,7-литровый атмосферный мотор, механика с раздаткой и пониженным рядом, блокировка межосевого дифференциала. То есть плюс-минус все тот же набор, что с нами уже 46 лет как — с того момента, когда оригинальная Niva впервые выехала на дороги.
Специфика Нива Тревел
Все же кое-что оригинальное в последней итерации старушки-Niva есть. Про новый дизайн сказали выше: оригинальный облик ВАЗ 2123 прожил до 2009, когда свет увидела Нива Шевроле с рестайлингом дизайн-ателье Bertone. Во второй раз ее перерисовывали менее именитые специалисты, зато они умудрились создать видимость реально нового автомобиля. Только боковины выдают 2123, в остальном — новое авто с оригинальной трапецевидной решеткой радиатора, головной и кормовой оптикой, мускулистыми боками и пухлыми арками.
Чуть меньшей ревизии подвергся интерьер. Приборная панель у Niva Travel от легкового Lada Xray, есть древняя медиасистема еще на базе операционки Windows CE. Из других благ цивилизации — кондиционер для жаркого времени года и обогрев лобового стекла — для времени холодного. Правда, все последнее (как и камера заднего вида с омывателем) — прерогатива топ-версий. Более простые и выглядят куда беднее, отсвечивая допотопным дедушкиным блоком управления климатом, толстенными кнопками и неприлично дешевым пластиком.
Оно, конечно, утилитарной машине недешевый пластик ни к чему, но Лада Тревел сегодня даже на вторичке-это от миллиона до двух, за такие деньги резонно ожидать чего-то ну хотя бы уровня Duster. Но это даже близко не он.
Возможности Нива Тревел
Любое брюзжание про пластик и устаревшую прошивку медиасистемы уходит, когда пробуешь Лада Нива Тревел в деле. Это там, где ни зги не видно, от дорог не осталось даже направлений, под колесами — комья в лучшем случае слежавшейся и промерзшей глины — и не так уже важен пластик, форма кнопок и дребезжание задней полки.
Конечно, «из коробки» возможности Niva Travel очень ограничены, например, резиной. Хотя АвтоВАЗ прилагает определенную смекалку и изобретательность: есть комплектации, в которых прямо с завода будут и «зубастые» внедорожные шины, и шноркель. Очень полезно в том плане, что не надо дополнительно заниматься легализацией офроуд-аксессуаров в ГИБДД, все изменения в конструкции задокументированы и одобрены.
Но в остальном, конечно, Лада Тревел с прицелом на внедорожное использование — это всегда конструктор-самоделка «сделай сам» и раздолье для гаражных мастеров: лебедка, лифт подвески, шаманство с пружинами…
Хотя и без гаражных доработок Лада Нива Тревел заедет куда дальше подавляющего большинства кроссоверов (кроме, возможно, того самого Дастера). Доработки ей требуются под специфические задачи, а вот под бытовое городское использование ее, увы, не доработать никак. На проселке еще можно мириться с дохлым мотором (80 л.с.), воем трансмиссии, общим (никаким) уровнем шумоизоляции. Но на асфальте ее разболтанное поведение и неспособность держать прямую, невозможность осуществить мало-мальский обгон, «козление» и тесноту в салоне выносить уже совершенно невозможно.
Отсюда очень простой вердикт: Нива Тревел — хороший и в меру надежный инструмент для выполнения специфических задач в сельхозместности, суровых условиях Приполярья и спортивных трофи-рейдов. Но смотреть на нее как на универсальное повседневное авто и замену недорогим кроссоверам не стоит. Для сочетания жизни в городе и систематических вылазок на природу уж лучше посмотреть на неоднократно помянутый Duster в этом же бюджете. С Лада Нива Тревел даже после многочисленных доработок быт не заладится точно.
Плюсы и минусы Лада Нива Тревел
Пожалуй, один из самых весомых минусов, но отчасти и плюсов, — это устаревшая техническая часть. Все агрегаты разработаны еще в СССР, но зато их легко ремонтировать, сделать это сможет любой механик, а запчастей пруд пруди. Ресурс двигателя при этом порядка 200 тысяч км. Для внедорожного автомобиля — слишком мало.
Интерьер не просто устарел, но и крайне неудобен. Зеркала нужно регулировать с центральной консоли, в подлокотник класть что-то опасно — вывалится на первом же повороте, зато вы будете часто его открывать, чтобы привести в действие стояночный тормоз. Внутри при этом будет как в пылесосе, шумоизоляции как будто и вовсе нет.
Про безопасность тоже говорить не стоит — в базовой комплектации всего одна подушка безопасности. Хочешь выжить — плати. Но даже если заплатишь, получишь не сильно больше. Стабилизации же нет даже у топов.
Хоть предполагается, что Нива — машина для вылазок подальше от цивилизации, много с собой при этом взять не получится, багажник не позволит. Базово в нем 320 литров, если сложить задний ряд — 650. Выбираться при этом стоит только после визита в сервисный центр, где вам обработают ее с ног до головы антикором. Без этого никуда, кузов оцинкован лишь частично.
Зато едет Нива Тревел неплохо. Подвеска позволяет не замечать препятствия, а те, которые заметит, все равно проедет. Выедет она хоть откуда, и трансмиссия при этом не подведет. Да и управлять ей будет вполне удобно — передачи подобраны хорошо и переключаются прекрасною.
В зимних поездках будет довольно комфортно. Хоть кондиционера и нет в базовых комплектациях, есть печка. Справляется она на ура.
Итого
- шумный, тряский, медленный автомобиль с корнями из 70-х
- очень хорош за пределами асфальта, но совершенно невыносим на нем
- обладает широким потенциалом для тюнинга и доработок
- никак не годится на роль единственной и универсальной машины в семье
- но идеально подойдет для мест, где не ступала шина ни одного автомобиля.
Подписывайся на канал в Дзене!