Найти тему

Публичные выступления - правила и полезные навыки

Устное выступление – это наиболее древний вид речи, а значит наиболее освоенный и изученный. Зачастую страх общения возникает тогда, когда нет четкого понимания, как точно выразить свою мысль, как грамотно использовать возможности хорошего русского языка.

Существует множество классификаций ораторских речей по самым разным основаниям.

Между тем, основополагающей является цель выступления – именно от нее оратор отталкивается и выбирает впоследствии и тайминг, и формат, и наличие или отсутствие презентации, и многое другое.

В публичном выступлении самый главный вопрос, который выступающий должен задать себе – «Какой цели я хочу достичь этим выступлением?». Причем ответ должен состоять не из общих рассуждений, а быть четким и ясным.

Однажды итальянский писатель и профессор Болонского университета Умберто Эко сказал: «Только для себя мы пишем одну-единственную вещь: список покупок, чтобы не забыть, что нужно купить, а возвратившись из магазина, порвать и выбросить его за ненадобностью. Любой другой текст мы пишем, чтобы что-то кому-то сказать».

Многие из нас выступали публично или, по крайней мере, смотрели, как это делают другие. При этом исторически сложилось 3 основных мифа, которыми мы поделимся ниже.

1. Выступать публично — не моë. Самый распространённый миф и хорошее оправдание для ленивых. Конечно, удобнее сказать так, чем потратить несколько часов на подготовку и успешно выступить, ведь такая позиция нас освобождает от потребности и необходимости учиться, совершенствоваться. Здесь важно понять, что выступать публично можно и нужно научиться при должном желании, это под силу каждому.

2. Вызубри выступление. Именно этот подход делает выступление неестественным. Можно, разумеется, выступать с небольшими карточками-шпаргалками, где тезисно выписаны основные мысли вашей речи, как делают это выдающиеся спикеры, при этом презентация тоже может стать вашей карточкой-выручалочкой. Однако, не нужно выходить с огромными листами бумаги и, тем более, читать всё подряд оттуда. Не бойтесь запнуться или забыть текст, вы человек, а не робот, со всеми такое бывает, в этом нет ничего страшного, это даже сближает с аудиторией.

3. Начинай с шутки. Антисовет для тех, кто не умеет шутить или делает это непрофессионально и неорганично. Делайте это только если вы уверены в том, что у вас это отлично получается. Однако научиться органично шутить сложнее, чем научиться выступать публично. Так что вы знаете, с чего вам нужно начать подготовку!

Распространенные ошибки

Далее стоит отметить распространённые ошибки публичных выступлений, которые мы советуем не допускать.

1. Недостаток подготовки. Готовиться к публичным выступлениям нужно всегда, даже если тема вам хорошо известна. Обязательно освежите материал как минимум за полчаса до выхода на сцену. Выпишите тезисно основные мысли вашего выступления, учитывая специфику вашей аудитории, которая зачастую разная.

2. Опоздание. Прибыть на мероприятие нужно как минимум за 10 минут до выступления, так вы будете спокойнее. Мы уже не говорим про то, что опаздывать – неприлично. Здесь важным является в первую очередь ваше внутреннее состояние: опоздавший на своё выступление человек редко производит фурор, так как очень нервничает в течение произнесения подготовленной речи.

3. Незнание аудитории. Знание своей аудитории гарантирует вам получение обратной связи и заинтересованность зрителей. Нужно редактировать свою речь в зависимости от того, кто перед вами: пол, возраст, вид профессиональной деятельности, сфера интересов аудитории – всё это важно учитывать. Адаптируйте своё выступление под Ваших зрителей и будет вам счастье.

4. Несоответствие внешности. Ваш внешний вид должен соответствовать профессиональной среде, в которой вы собираетесь выступать. Не нужно выступать в рубашке с галстуком в коллективе, где предпочитают casual style, и наоборот. Ваша внешность должна совпадать с ожиданиями инвесторов, потенциальных партнёров и других заинтересованных сторон – так легче будет установить с ними контакт, так как вы будете приняты за «своего».

5. Слишком много материала. Наш организм защищает мозг от перегревания и перенасыщения информацией, 80% материала всё равно не отложится в памяти слушателей, поэтому не стоит растекаться мыслью по древу. Давайте информацию по порциям, разбивайте её визуально, делайте паузы, жестикулируйте, передвигайтесь по сцене, здесь как раз будет уместна даже шутка.

6. Монотонность. Старайтесь рассказывать интересно, делая акценты и играя с интонацией. Для наглядности запишите своё выступления, определите зоны роста и проработайте их.

7. Отсутствие фокуса выступления. Важно определить, о чём вы говорите, а главное – зачем? Вы питчите проект с целью привлечения инвестиций? Рассказываете о своём проекте, чтобы показать, как классно и подробно вы проанализировали рынок и конкурентов? Чёткое понимание фокуса выступления поможет вам максимально подробно донести информацию до слушателя, в голове которого обязательно отложится вся необходимая информация. Делайте акцент на насущном, отбрасывая детали.

8. Перегруз деталями при недостатке логики. Даже ваша глубокая экспертиза не даёт вам права давать слишком много информации, которую никто не сможет запомнить. Старайтесь не «кричать» о своих компетенциях в той или иной области, вдаваясь в детали, лучше станьте другом вашему слушателю и изложите информацию понятным языком. Соблюдайте структуру и логику выступления, это поможет аудитории успевать следить за вашими мыслями и сформировать единое впечатление о выступающем и теме разговора. Слушатели должны выйти из зала с чётким понимаем того, кто вы, какой у вас проект, что вы успели сделать и что планируете.

9. Технические неполадки. Прекрасно, если никто не запомнил, что в начале вашего выхода были проблемы с техникой: не включилась презентация, сломался микрофон или не работает кликер. Совсем плохо, если после вашего выступления все запомнили только это. Важно иметь при себе шутки или короткие истории, которые смогут сгладить неловкую ситуацию. Так вы убьёте два зайца сразу – расположите к себе аудиторию и сделаете паузу не такой скучной и неловкой. Главное – не теряться.

Секреты успешного питча

Теперь переходим к долгожданным топ-5 секретам публичных выступлений, которые не оставят вас равнодушными.

1. Признай нервозность. При выходе на сцену у нас учащается пульс, повышается температура, потеют ладошки — это абсолютно нормальная биологическая реакция. Нужно просто признать, что вы нервничаете. Вы можете даже поделиться своими эмоциями со слушателями, они вас поймут и поддержат, хлопая. Это, на самом деле, расслабляет намного больше, чем различные неуместные шутки.

2. Баланс эмоционального и рационального. Излишнюю эмоциональность могут воспринимать как несерьёзность и даже некомпетентность, а чрезмерную рациональность – как монотонность. В Кремниевой Долине проводился эксперимент, согласно которому те спикеры, кто выступал менее эмоционально, чем другие, но опирались на факты, заслужили больше доверия со стороны инвесторов. Если вы про бизнес, то скорее всего, от вас ещё ожидают рациональности. Вывод такой: сделайте своё выступление увлекательным и не забывайте при этом поддерживающие ваши утверждения факты и статистику.

3. Используй жесты и перемещайся по сцене. Делать это можно и нужно, так как движение помогает слушателям раньше уловить информацию. Дело в том, что наше тело получает сигналы от мозга и трактует их быстрее, чем наше сознание, и быстрее, чем мы можем их объяснить всё это словами. Так, объясняя что-то своими жестами, вы можете реально объяснить это гораздо быстрее, чем словами. Перемещения по сцене и жесты помогают доступно выражать свои мысли, только не переусердствуйте!

4. Установи контакт с аудиторией. Это необходимо и вам, и самим слушателям. Выберете из аудитории какого-то человека, который слушает вас с симпатией, кто кивает вам, тем самым показывая активное слушание. Если устанавливаете с ним визуальный контакт глазами, то это успокаивает, потому что вы чувствуете, что этот человек с вами соглашается, что он вас слушает, значит ему интересно. Можно также приглашать на свои выступления коллег по работе или помощников. Думаем, они не откажутся сделать вам приятное и поддержать, когда вы будете на них смотреть.

5. Знай, зачем ты выступаешь и почему это должно быть интересно аудитории. Ответьте себе честно на два вопроса: «Ради чего я выступаю и почему это должно быть интересно аудитории?». Когда вы выступаете, главным героем являетесь не вы, не презентация, а аудитория! Нужно уважать её интересы и предпочтения, чтобы материал получится интересным и полезным, а слушатели подходили после выступления со словами благодарности.