Найти тему

Душная история Аладдина

В детстве я до дыр засмотрел Аладдина – мультфильм 1992 года, не помню, где мы раздобыли кассету. И вот недавно усадил детей с важной миной перед экраном и стал показывать им «один из любимых мультиков детства». Вспомните, как вы делились важными для вас фильмами с друзьями. Я вглядывался в их лица и понимал, что Аладдин им не заходит. Но сильнее меня грызло чувство, что в детстве, по какой-то причине я видел совсем другой фильм.

Кадр из мультфильма 1992 года.
Кадр из мультфильма 1992 года.

Я люблю мультики и считаю их наивысшей формой кинематографического искусства. Да, в кадре нет живых актёров, однако есть их голоса, и режиссёр с художниками обладают здесь абсолютной властью над материалом.

Я не считаю, что мультипликация страдает от отсутствия фотореализма. В конце концов, живопись может нести гораздо больший смысл, преломляясь через субъективный стиль художника.

В сценарном отношении мультфильм мало чем отличается от кино. А по канонам кино нужно непременно обозначить, чего герой хочет, и каков его обыденный мир. Причём ключевые черты личности героя киноделы показывают минимум дважды, чтобы зритель непременно понял, что они не случайны.

Ключевые черты Аладдина – он бескорыстен и добр. Мы видим, как он отдаёт кусок хлеба сироте, а потом защищает ребёнка от кнута напыщенного принца, идущего во дворец свататься.

В следующей сцене мы перебираемся в жилище главного героя. Он живёт в заброшенном доме на крыше среди вещей, которые ему явно не принадлежат. И главное украшение его дома, как и всей его жизни, – вид на дворец, в котором наш герой вслух мечтает жить.

Аладдин играет важную роль и в замыслах злодея Джафара. Юноша – алмаз неогранённый – единственный человек, который достоин войти в Пещеру Чудес и не погибнуть в ней. То есть Пещера прямо указывает, что Аладдин – некий нравственный идеал.

Но этот идеал – мы знаем это из обыденного мира – вор. Причём, своё воровство он оправдывает голодом. Более того, за ним безуспешно гоняется стража, а ещё многие жители Аграбы знают его в лицо, из чего можно сделать вывод, что такие головокружительные погони происходят едва ли не каждый день.

Мы видим, что Аладдин – парень не промах. Он смелый, крепкий, сообразительный. Он хочет жить во дворце…

И ничего для этого не делает. Он никак не меняет свою жизнь. Она ему вполне удобна. Можно, конечно, предположить, что Аладдин знает, что дворец ему не светит.

Да, султаном ему не стать, но возглавить какую-нибудь секретную службу или даже стражу, - почему нет? Тем более что вся королевская конница и вся королевская рать не могут его, Аладдина, поймать.

Наконец, самый важный момент мультфильма. Расположение принцессы Аладдин добивается не благодаря своим стараниям или личностным качествам, а при помощи ковра-самолёта, который позволяет им за одну ночь совершить едва ли не кругосветное путешествие.

Я ни в коем случае не хочу заламывать руки, мол, «ах, какой плохой мультик!». Не утверждаю, будто зарубежные сказки непременно хуже наших, в наших тоже разной дичи хватает.

Я говорю, что нужно обсуждать с детьми увиденное и прочитанное. И обсуждать так, чтобы им, детям, было понятно.

А поведение Аладдина мне напомнило насущную проблему нашей современной культуры. У нас есть люди, которые благодаря интернету, сказочно разбогатели. И не просто разбогатели, но всю свою славу и известность построили на том, как они привольно живут, сорят деньгами и раскатывают по дубаям на ламбах.

А вслед за ними естественным образом тянется огромное количество подражателей, готовых занести мошенникам любые суммы, лишь бы приобрести волшебную кнопку, нажав которую, на них посыпятся горы бесплатных денег. И главное, руками ничего делать не нужно, только подписаться, сделать ставку, публично оскандалиться или правильно сформулировать запрос к вселенной.