Найти тему
Трибун

ЛИЧНОСТЬ КОММУНИСТА И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОРГАНИЗАЦИИ

Что же должно стоять в центре воспитания? Коллективный труд. Он должен стоять в основе воспитания, должен быть встроен в жизнь… Коллективный труд, озаренный светом науки. Такой труд будет воспитывать <…> социалистов [5].
Н.К. Крупская

Вопрос личности и морального облика коммуниста вызывал и по сей день вызывает массу дискуссий. Но все эти обсуждения, так или иначе, сегодня сводятся к кухонным разговорам за чашкой чая или разглагольствованию в комментариях об извечных истинах добра и зла.

Однако если задуматься, то вопрос этот не просто важный, - во многом, он определяющий. Сегодня, в эпоху капитализма, человечеству присуща именно буржуазная форма общественного сознания, которая крайне далека от коммунистических идеалов. Бытие определяет сознание, а раз бытие у нас капиталистическое, то и сознание буржуазное.

-2

Несмотря на то, что капитализм уже стал преградой на пути социально-экономического прогресса общества, - буржуазная идеология своих позиций не сдаёт. Она использует все средства воздействия, дабы выдать кризис капиталистической системы за что-то другое, замаскировать его, увести от него внимание [3, С. 5]. Вместе с тем, воспитание рабочих в духе буржуазной идеологии выгодно любому капитализму, поэтому соответствующую пропаганду мы видим на телевидении, в Интернете, в образовательных организациях.

Центральное место в системе ценностей человека капиталистического общества занимает идея личного успеха. Синонимами успеха, как правило, признаются власть, богатство, карьера и т.п. Именно индивидуализм, разобщенность людей, незаинтересованность в общественных делах, - являются главными принципами морали буржуазного общества. Отсюда и все вытекающие фундаментальные проблемы, которые мешают человеку работать на благо общих интересов, что так важно для коммуниста: мелкобуржуазное мировоззрение, инертность, сытость, страх, необразованность и нежелание учиться [8].

Всё это присуще и марксистам. Они могут быть членом уже сложившейся организации, состоять в марксистском кружке, быть Ютуб-блогером, концентрирующимся на агитации и пропаганде или же просто самостоятельно изучать марксизм, быть сторонником коммунистических идей. К сожалению, тот факт, что человек изучал труды классиков марксизма, разделяет коммунистические воззрения, а порой и работает в какой-либо марксистской организации, - не избавляет его от всех особенностей буржуазного мировоззрения. С ними требуется бороться, равно как и работать над формированием особенностей характера, привычек, системы ценностей, которые помогут ему в его деле, позволят эффективнее выполнять свою работу в качестве члена организации, редакции, кружка или просто заниматься агитацией в кругу широких масс.

Над чем необходимо работать, какие качества воспитывать в себе и соратниках, а также как это делать? Давайте разбираться.

-3

Оговоримся, что термин «коммунистическая мораль», который часто используют марксисты, вероятно, не совсем корректен. Н.И. Бухарин в статье «Воспитание смены» отмечал:

«Как известно, под моралью всегда разумеется такая норма, такое правило поведения, которое представляет собой нечто фетишистское <…> Совершенно ясно, что всякий фетишизм для рабочего класса и для рабочей молодежи должен быть исключен. Мы должны разрушать всё то, что выходит за пределы рациональных познаний. С этой стороны фетишистские нормы, которые навязываются прошлым, нужно разрушить. Но, с другой стороны, я считаю, что для рабочего класса и рабочей молодежи нужны некоторые правила поведения. Я думаю, что их отличие от морали заключается в том, что за ними не стоит неизвестная, никому и никем не объяснимая норма» [2].

Именно материалистическая, трезвая, а не фетишистская постановка вопроса обуславливает необходимость самовоспитания себя и воспитания своих соратников. Но это не воспитательная работа в духе абстрактной «коммунистической морали», а вполне конкретные правила поведения, черты характера, привычки, ценности, взгляды и т.д., - в общем всё, что отражает жизненный путь человека, его воспитание, мировоззрение и мн.др. Учебник по марксистско-ленинской философии определяет это как индивидуальное сознание.

-4

Так, индивидуальное сознание каждого человека формируется под воздействием условий жизни класса (на которые никак повлиять нельзя), а также под воздействием условий жизни той или иной прослойки внутри класса, социальной группы, а также ближайшего окружения и, наконец, условий личной жизни. Индивидуальное сознание находится также под воздействием и таких факторов, как уровень развития индивида, личный характер и т.п. Общественное и индивидуальное находятся в постоянном взаимодействии: влияют и обогащают друг друга. Каждый индивид в течение своей жизни через социальные отношения с людьми (посредством обучения, воспитания) испытывает влияние общества, формируется, в том числе, под воздействием него. В этой связи, несмотря на то, что базис – капиталистический, элементы надстройки способны влиять друг на друга [4, С. 411]. А общественное способно влиять на индивидуальное.

Чтобы подойти к вопросу, каким должно быть это общественное воспитание (в нашем случае, в коммунистической организации), прежде всего, требуется определить, кто такой коммунист.

Н.К. Крупская: «Коммунист – прежде всего, - человек общественный, с сильно развитыми общественными инстинктами, желающий, чтобы всем людям жилось хорошо» [5].

Таким образом, именно общественный инстинкт есть обязательная и ярко выраженная черта личности коммуниста. Отметим, что коммунисту присущи идеи социалистического гуманизма, а также пролетарского интернационализма - человечности и заботы о товарищах, уважительного отношения к любой нации, к любым социальным меньшинствам. Это выражается в желании и готовности помочь другим, в нужных случаях личными интересами поступиться ради интереса коллектива. Коллективизм и воспитание в духе коллективизма, а также гуманизм помогают бороться с индивидуализмом, - тем самым бичом капиталистического общества. Это уже многое, но ещё не всё.

-5

Общественный инстинкт, опережающий личные интересы, должен формировать коммунистическое отношение к труду и собственности. Человек готов трудиться с полной отдачей сил, делать это добросовестно, творчески, дисциплинированно. Дисциплина основывается на сознательном отношении к своим обязанностям, а также на коллективизме и товариществе. Ведь если ваш товарищ не выполняет взятые на себя обязанности, то он подводит не себя, а весь коллектив.

Коммунист мыслит, руководствуясь принципами диамата, но вместе с трезвым рассудком не теряет оптимизма, - глубокой уверенности в светлом будущем. Для этого характерна не только уверенность в будущем Родины, но и способность уже в сегодняшнем дне видеть зримые черты коммунизма. Для оптимиста, тем не менее, характерно сочетание бодрого взгляда на жизнь с острой критикой старого и отживающего. Такое сочетание холодного рассудка и оптимистического взгляда в будущее позволяет бороться даже тогда, когда кажется, что сил на борьбу нет.

Мы уже отмечали критическое отношение ко всему, что связано с капитализмом, что отживает, что является преградой общественного прогресса. Но вместе с критикой существующего общественного строя, необходимо особенно выделить и критическое отношение к себе и другим. Это относится и к подготовке теоретических материалов, и к практической работе, и к поведению. Критически, но не по-критикански. Аргументированная, взвешенная и спокойная критика помогает творческому росту, даёт стремление идти вперед, исправлять ошибки и совершенствоваться. Привычка критически оценивать своё поведение, смело вскрывать чужие недостатки, - показатель высокой сознательности и неравнодушия. Вместе с тем он сам воспринимает критику и показывает пример честного отношения к ней [1, С. 21-22]. Таким образом, честность, правдивость, принципиальность сопутствует работе коммуниста.

Стоит отметить также важность культуры поведения (уважение других, культура разговора, опрятность и аккуратность, умение держать себя в обществе и пр.). Вежливость и культурное поведение – основа уважения других, основа для конструктивной дискуссии и спора.

-6

И, наконец, коммунисту необходимо немало знать. Он должен разбираться в механизме существующего строя, а также понимать законы развития человеческого общества. Он должен знать историю развития хозяйственных форм, развития собственности, деления на классы, развития государственных форм. Должен понимать их взаимосвязь и взаимозависимость и представлять, как из этого вырастают религиозные и моральные представления. Поняв законы развития человеческого общества, коммунист должен ясно представлять себе, куда идёт общественное развитие. Необходимость в теоретической подкованности обуславливает стремление коммуниста к постоянному образованию и самообразованию, неустанный поиск ответов на вопросы.

Если подытожить, то можно выделить следующие основные правила поведения, особенности мировоззрения и системы ценностей, которые необходимо воспитывать в себе и соратниках современным коммунистам:

- коллективизм, дружба и товарищество;

- гуманизм;

- интернационализм, а также толерантное отношение к социальным меньшинствам;

- коммунистическое отношение к труду и к собственности;

- критическое отношение к себе, товарищам, обществу;

- дисциплинированность и организованность;

- оптимизм по отношению к коммунистическому будущему;

- высокая принципиальность, правдивость, честность;

- культура поведения;

- постоянное стремление к образованию и самообразованию.

Всё вышеперечисленное крайне редко свойственно человеку. Добиваться наличия этих качеств, норм поведения, привычек ему приходится самовоспитанием. Воспитание может оказывать и организация, редакция, кружок, в котором участвует человек.

-7

Итак, что же такое «воспитывать»?

Воспитывать – значит планомерно воздействовать с целью получить определенный тип человека [6]. Процесс нравственного воспитания включает в себя организацию жизни и деятельности, и воздействие на сознание в целях формирования нравственных качеств, черт характера и выработки навыков, привычек поведения.

Современные союзы коммунистов, как правило, не уделяют особого значения воспитательному процессу своих членов. Это как бы отодвигается на задний план, а важным признаётся теоретическая подготовка и некоторая практическая работа, которую они выполняют. И отчасти это верно, потому что в центре воспитания должен стоять коллективный труд.

Что нужно учитывать при регулировании рабочих процессов в организации?

-8

Во-первых, организация, редакция, кружок должны давать возможность своим членам быть не просто пассивным созерцателем, но и активным строителем общего дела. Ведь то дело, на которое ты трудишься, становится для тебя ещё более близким. Вместе с этим, работа должна быть построена на принципах коллективизма.

Организация должна воспитывать в товарищах умение работать коллективно (формировать рабочие группы, соединять людей горизонтальными связями) и чувство ответственности за свою работу перед коллективом. Последнее особенно важно, ведь у современного человека, существующего в капиталистическом обществе, существует представление о том, что «это моё дело», «если я что-то не сделаю, то ничего с общим делом не случится». Преодоление этого всего кроется в постоянном, неуклонном проведении принципа коллективизма. Так, это, например, формирование коллективных планов работ на эн-ный период времени, где каждый имеет свое направление или поле работы. Поддержание связи по ходу выполнения работы, а далее – коллективное обсуждение её итогов. Так, каждый член коллектива будет не только находиться на связи с товарищами, чувствовать себя частью целого, но и видеть, что его деятельность включена в общий план работы, что он ответственен перед каждым человеком в организации.

-9

Во-вторых, разделение труда в любом коллективе крайне важно и во многом будет обуславливать его эффективность. Зачастую мы видим примеры, когда в организации «все занимаются всем» или разделение труда присутствует, но оно носит формальный характер. Деление современных марксистских редакций, организаций, партий на рабочие группы/комитеты позволяет каждому из них работать над собственными задачами, развиваться в узкой области, а значит – создавать результат, который по качеству будет превосходить то, что получается в итоге от «всех по чуть-чуть». Рабочие группы между собой должны быть связаны горизонтальными отношениями, на постоянной основе друг с другом взаимодействовать, поддерживать, дополнять, помогать.

В-третьих, каждая рабочая группа/комитет должны быть, с одной стороны, самостоятельны в своей работе, но, с другой стороны, подчиняться решениям коллектива на принципах демократического централизма. Самостоятельность проявляется в том, что группа самостоятельно формирует план собственной работы на эн-ный период времени (план утверждается общим собранием коллектива), а также самостоятельно выстраивает процессы реализации плана и взаимодействие с другими рабочими группами/комитетами. Это позволяет развивать в членах группы организационный опыт на основе совместного труда.

-10

Работа не должна быть утомительной, в тягость: такое бывает, но, безусловно, лучше давать возможность членам организации заниматься тем трудом, который приносит им удовольствие, позволяет развивать их творческие навыки, даёт мотивацию к совершенствованию. Если человеку нравится работать над теоретическими статьями, - пожалуйста; монтаж видео – пожалуйста; переводы – пожалуйста, и т.д. Кроме рода занятий, член организации должен сформировать для себя удобный график работы и брать только те функции, которые он готов выполнить (с учётом его временных возможностей, навыков, умений). В противном случае, можно наблюдать результат, когда человек, нагруженный той работой, которая ему не приносит удовольствие и в таком объеме, на который у него нет времени, - просто «пропадает». Не делает в обещанный срок, но и не предупреждает о невыполнении. Или выполняет, но не особенно «заморачивается» над качеством.

В-четвертых, организация и её члены должны быть способны (и постоянно над этим работать) воспринимать критику друг от друга и от сторонних организаций. А критика критике – рознь. Критика имеет под собой чёткие основания, аргументацию. Она должна быть спокойна, выдержана. Не должны допускаться оскорбления, пустословие, ни на чём не основанное критиканство. Организация должна показывать всем своё честное отношение к критике как внутри себя, так и снаружи, - по отношению к другим организациям. Над этим необходимо вести постоянную работу: зачастую мы видим примеры, когда критика воспринимается в левой среде как «нападки, агрессия», а «нападающая» сторона становится, в буквальном смысле слова, нерукопожатной. В худшем случае, - враждебной организацией. Это категорически неверно, - ведь именно это делает коммунистов костными, не способными к развитию и реагированию на изменения внешних условий, замыкает их в себе.

-11

Со своими товарищами внутри организации необходимо планомерно выстраивать работу, когда аргументированная критика становится нормой, а дискуссии по тем или иным спорным вопросам – обыденностью.

В-пятых, внутри организации должно осуждаться всё, что противоречит нормам интернационализма, неуважения к социальным меньшинствам, гуманизма. Вполне понятно, что ситуации бывают разные, темы для обсуждения бывают разные. В конце концов, люди бывают разные. И далеко не всегда получается быть согласными по всем вопросам, а иногда и по, казалось бы, понятным для коммунистов. Мы говорим о крайних формах агрессии и неуважения к людям, социальным меньшинствах, нациям и т.д., которые необходимо обрывать и с которыми необходимо работать.

Таким образом, неуклонное проведение принципов коллективизма, демократического централизма, интернационализма, гуманизма, уважения к социальным меньшинствам, а также разделение труда, критический взгляд на себя и других, дисциплина и ответственность, стремление к самообразованию и самовоспитанию внутри организации, «взращивание» нравственных качеств, культуры поведения - вот что формирует те кадры, которые представляют собой «качество, а не количество». Не только организация, но и каждый член организации самостоятельно должен работать над собой.

Вне всякого сомнения, человек не обязательно должен быть высокоморальным, чтобы считаться коммунистом. Напротив, даже история показывает нам различные примеры. Но самовоспитание, самообразование, а также воспитательная работа в организации важны, безусловно, как и ежедневная работа над благополучием общества.

Автор: Янтурина В.Р. - редактор Marche Des Femmes.

Список использованной литературы:

  1. Болдырев Н.И. Воспитание коммунистической морали у школьников / Н.И. Болдырев. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956. – 118 с.

2. Бухарин Н.И. Воспитание смены / Каким должен быть коммунист // Под ред. Е.М. Ярославского. – М., 1926. – С. 18-32

3. Иконникова С.Н. Фальшивые кумиры: что предлагает молодежи буржуазная идеология? / С.Н. Иконникова. – М.: Лениздат, 1965. – 140 c.

4. Константинов Ф.В. Основы марксистско-ленинской философии / Ф.В. Константинов. – М.: Политиздат, 1972. – 544 с.

5. Крупская Н.К. К вопросу о коммунистическом воспитании молодежи / Вопросы коммунистического воспитания молодежи // Н.К. Крупская. – М., 1959. - №8-9. – С. 13-19

6. Крупская Н.К. Подготовка ленинца / Вопросы коммунистического воспитания молодежи // Н.К. Крупская. – М., 1959. - №8-9. – С. 19-24

7. Ленин В.И. Мораль буржуазная и коммунистическая / / Каким должен быть коммунист // Под ред. Е.М. Ярославского. – М., 1926. – С. 9-14

8. Титеев Д.И. Болезнь мелкобуржуазного мировоззрения. Электронный ресурс, URL: https://vk.com/@molodezhny_front-bolezn-melkoburzhuaznogo-mirovozzreniya

Не забудьте подписаться на наш канал в других социальных сетях для получения для получения еще большего количества интересного контента! Ждем вас:

Telegram

Вконтакте

YouTube