Найти тему
Титун путешествует.

Сияющая жемчужина в созвездии трех вокзалов. Казанский вокзал Москвы

Для меня существует два основных города, откуда берут начало все мои дороги. Это Москва и Уфа. И из Уфы в Москву можно попасть не только самолетом. И железная дорога соединяет эти два города. И воротами из Москвы в Уфу является Казанский Вокзал.

Раньше частенько путешествовала по железной дороге. Наш фирменный поезд «Башкортостан» 39/40 прибывал в Москву рано утром на Казанский вокзал.

И сегодня разговор о Казанском вокзале. Здание Казанского вокзала на Комсомольской площади обладает статусом объекта культурного наследия федерального значения.

Изначально, до 1912 года вокзал носил имя Рязанский. Первое здание вокзала было деревянным и открылось в 1862 году. В том же году, в июле отправился поезд Москва — Коломна. Уже в 1864 году, через два года, было построено каменное здание вокзала (автор проекта здания вокзала — архитектор Матвей Левестам).

-2

И когда в 1912 году железная дорога дотянулась из Москвы до Казани, то естественно вокзал сразу был переименован в Казанский. Но еще лет так надцать использовались оба названия. По привычке.

В том же 1912 году началось строительство нового вокзала по проекту знаменитого архитектора Алексея Щусева. Этот проект задумывался в национально-романтическом варианте с элементами неорусского стиля и восточными мотивами. Вокзал напоминает стилизованный русский терем, его главное украшение — башня высотой 73 метра, так же стилизована под дозорную башню Сююмбике Казанского кремля. Верхушку венчает флюгер в виде мифологического существа крылатого змея Зиланта (Казанский дракон). Это персонаж из татарских сказок. ним связаны легенды об основании Казани, так же он считается защитником и покровителем этого города. Еще Зилант изображен на флаге и гербе Казани.

Закончилось строительство в 1940 году.

Строительство вокзала было грандиозным как в финансовом, так и в архитектурном плане. Правлением дороги, во главе с Николаем Карловичем фон Мекком, были выделены значительные средства, к тому же в проекте участвовали лучшие архитекторы, инженеры и художники России. На фасаде здания установлены часы со знаками зодиака на циферблате, работы часового мастера В. Пушкарева. Часовая башня имитирует образ часовой башни собора св. Марка в Венеции. Левая башня вокзала копирует знаменитую Кутафью башню Московского Кремля. На главном фасаде (по бокам входа в метро) размещён редчайший образец ранней послереволюционной геральдики — серп и молот.

Ни на одном из восьми остальных вокзалов Москвы нет таких обширных и высоких помещений, как на Казанском.

Вокзалу была придана П-образная планировка, над путями появились волнистая крыша-навес и новый зал ожидания с восточной стороны

-5

В 1950-х годах был достроен зал пригородного сообщения, который был соединён с кольцевой станцией метро «Комсомольская».

В 2010 году на платформах был построен трёхэтажный пригородный вокзал.

Интерьеры вокзала поражают своим великолепием. В создании интерьеров Казанского вокзала были задействованы громкие фамилии, такие как Николай Рерих, Александр Бенуа, Борис Кустодиев, Евгений Лансере, Зинаида Серебрякова.

-6

В 2016 году прошла реставрация здания вокзала. Отреставрированы настенные фонари, светильники и флагштоки из бронзы. Исторические дубовые двери подновили. В главной башне заменили металлические решетки ограждения балконов и ярусов.

Также некоторые залы правого крыла исторической части подверглась реставрации. Проведены работы работы над живописными плафонами и панно зала бывшего ресторана (сейчас это зал ожидания повышенной комфортности), его свод богато декорирован. В оформлении присутствуют белоснежные с позолотой детали, живописные вставки, лепнина.

-7

В залах ожидания много простора, сводчатые потолки, отреставрированные люстры.

Этапы большой истории на Казанском вокзале отражены в различных панно.

В 1946 году Евгений Лансере создаёт огромные панно «Победа» и «Мир».

-9
-10

Именно отсюда с этого вокзала1959 году отправился на целину первый студенческий строительный отряд.

-11

ФАКТЫ

  • Казанский вокзал является местом международного почтового обмена с функционирующей таможней и имеет почтовый индекс 102900 для таможенной зоны и 102000 для вокзала в целом.
  • Первые в Советской России сотрудники железнодорожной милиции появились 18 февраля 1919 года на Казанском вокзале, теперь эта дата отмечается как день основания транспортной полиции в России.
  • До 2015 года на Казанском вокзале работал киоск «Жди меня», где также можно было оставить заявку на поиск человека.

В настоящее время вокзал помимо услуг по перевозке, предоставляется ряд других услуг. Это и хранения багажа, санитарно-гигиенические услуги, беспроводной интернет, бизнес-залы, услуги проживания. На территории вокзала есть различные кафе и магазины, парикмахерская, салоны связи, комнаты матери и ребенка, и другие удобства для пассажиров.

Путешествуйте с удовольствием. И обязательно загляните полюбоваться самим вокзалом. Это того стоит.