Найти тему
Сретенский монастырь

ОБ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Оглавление

Священник Исайя Тренхам служит в США в одном из приходов Антиохийской Православной Церкви. На данный момент у него 10 детей и 5 внуков. В американском обществе он не раз подвергался нападкам за свою позицию, связанную с семейными ценностями. Ниже приводится в сокращении одно из его выступлений на тему воспитания детей в свете святоотеческой парадигмы.

Священник Исайя Тренхам на акции в защиту креста на горе Рубидокс
Священник Исайя Тренхам на акции в защиту креста на горе Рубидокс

Братья и сестры, в воспитании детей нужны решительность, вера и терпение. Возьмем пример святых мучеников Маккавейских из Ветхого Завета. Только подумайте об этих семи невероятных братьях, об их мученической кончине от руки язычника. Он принуждал их поклониться его богам, но все они отказались, будучи глубоко убеждены, что Закон Божий запрещает это. Их мать Соломония дала им добродетельное воспитание, пример законоучителя Елеазара был перед их глазами, и они выстояли. Нам необходимо так же воспитывать наших детей.

Святитель Амвросий Медиоланский, учитель Церкви IV века, владевший греческим и латынью, духовный отец блаженного Августина, говорил, что Церковь растет двумя основными способами. Первый – это проповедь Евангелия, катехизация и крещение язычников (сегодня мы могли бы сказать о секуляристах или нехристианах всех мастей). Второй – чтобы христианские семьи приняли призыв Церкви к деторождению и воспитанию своих детей в страхе Божием. Вспомним, что писал о Евангелии апостол Павел: «Оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим. 1: 16). Святитель Амвросий не сомневался в силе Евангелия. Он видел это на примере своего ученика, блаженного Августина, чью жизнь изменило слово Божие.

Братья и сестры, наша жизнь чрезвычайно сложна и полна опасностей. Но мы можем научиться смело смотреть в лицо своим страхам и преодолевать их, можем стать уверенными перед лицом испытаний, которые ставит перед нами Господь. Не нужно притворяться, что жизнь – это нечто такое, чем она не является на самом деле. Мы находимся на краю обрыва. Исламское вторжение на Запад угрожает нам. Эпидемия наркомании убивает наше общество. Редкие болезни и виды рака стремительно распространяются. Институт семьи полностью разрушен. Разводы, домашнее насилие, нищета, гендерная дисфория – все это есть в современном обществе. Это то, что в Священном Писании характеризовалось как отступление Божией благодати от людей.

Вспомните, как писал апостол Павел о людях, которые «познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим. 1: 21). И каков был результат? Они впали во всевозможные противоестественные грехи. Трижды в этом тексте апостол Павел говорит, что из-за их неспособности благодарить Бога, из-за их неспособности признать Его и поклоняться Ему Бог попустил им впасть в эти противоестественные похоти. Он почтил их свободу – то, что они сами выбрали. Результатом этого стала их гибель. И сейчас мы являемся свидетелями того, как нечто подобное происходит на Западе и сегодня. Мы все могли бы написать длинный список коллапса современного общества.

-2

Нам нужно взглянуть в лицо этим вещам и признать, что такова наша реальность. Таков мир, в который Господь Бог привел каждого из нас, чтобы мы жили в нем, опираясь на Него. В этот час трубы уже звучат для каждого из нас, и мы должны стать маяками света, носителями мира и посланниками любви, чтобы другие люди в эти трагические времена могли найти Бога через нас. Но как они найдут Его, если мы сами охвачены страхом? Ведь страх – это диаметральная противоположность христианскому состоянию мира и доверия Богу.

Но не думайте, что в наших нынешних условиях есть что-то слишком уникальное, какими бы ужасными они ни казались набожным христианам. Наше время – время от Первого пришествия Христова до Второго. Вавилон падет, и Царство Божие откроется во всей его полноте. Мы должны исходить из такого видения мира в нашей задаче христианского воспитания и образования детей. Нам нужно прислушаться к словам апостола Павла: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2). Таким образом, давайте отвергнем пути мира и поставим себя перед прекрасной, преображенной, обновленной христианской реальностью.

Спаситель сказал: «Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17: 16). Но как это осуществить конкретно в сфере воспитания? Как нам учиться и учить в мире, но быть не от мира? Я бы хотел сейчас дать частичный ответ на вопрос, в чем должно заключаться наше христианское родительское призвание. Я бы хотел обратиться к житиям великих учителей Церкви, трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; а также брата святителя Василия, святителя Григория Нисского. Все эти сильные духом, доблестные люди Церкви понимали свое время и знали, что должно делать христианам. И они оставили для нас православную парадигму образования, которой хорошо и правильно следовать и нам.

Святитель Василий Великий

Начну со святителя Василия Великого, который написал для своих племянников небольшой трактат об образовании. В нем он отмечает высочайшую ценность Священного Писания и его превосходство над всеми видами языческой литературы и ставит его основой христианского образования и формирования личности. Он говорит, что очень важно всю жизнь серьезно изучать Священное Писание и учить этому детей. Отдельно он приводит в пример Книгу Притч и пишет, что эта книга должна занимать центральное место в обучении. Далее святитель Василий призывает своих племянников, а через них и все последующие поколения христианских учеников, стремиться прежде всего к Царству Божию и праведности. Я бы назвал это эсхатологическим образованием. Ни происхождение, ни силу и красоту тела, ни почести, оказываемые нам людьми, ни что-либо другое мы не должны считать чем-то великим. Мы не завидуем тем, кто всем этим обладает, так как все, что мы делаем в этом мире, есть подготовка к жизни вечной. Вот как мы должны учить наших детей.

Он призывает своих племянников читать стихи, в которых рассказывается о поступках хороших людей, речь которых состоит из хороших слов. «Знакомство со злыми словами – это дорога к злым делам», – учит святитель. Во всем нам следует избегать слов злых и постыдных. Святитель Василий считал слова настолько сильными, что они могут созидать страсть или добродетель. Он говорит: «Мы не должны хвалить поэтов, когда они неправильно определяют, что такое счастье». О, как это актуально сегодня! Еще он учит, что нам следует избегать профанной и поверхностной прозы и особенно презирать ораторов, если те говорят ложь. По его мнению, мы должны быть подобны пчелам, которые приближаются только к тем цветам, у которых есть нектар. Мы должны оберегать души детей от всего душевредного, стремясь к прекрасному.

-3

Он учит, что родителям следует обратить особое внимание на то, что пишут поэты, историки и философы о добродетели, потому что целью воспитания является добродетель. Истинная ценность жизни – стяжание добродетелей, поскольку только они не будут украдены смертью у души. Но мы должны быть не только теми, кто просто изучает добродетель, но теми, кто привносит ее в свою жизнь и в свою профессию. Обратите внимание: святитель Василий не считает, что цель образования состоит в том, чтобы сделать карьеру, заработать деньги, купить дом, получить работу. Ничего подобного. Цель жизни и воспитания, по его мнению, – стать добродетельным человеком, фактически уподобиться Христу.

И, наконец, отдельное место он уделяет музыкальному образованию и искусству. Власть музыки и искусства над душой человека огромна. Святитель призывает молодых людей своего времени полностью отказаться от того, что он называет низменной музыкой, разжигающей страсти. Вспомните пример из Священного Писания, как арфа царя Давида повлияла на психическое состояние царя Саула. Последнего мучили демоны, но все это улетучилось, когда Давид заиграл на своей мелодичной арфе. Музыка, братья и сестры, должна быть частью воспитания наших детей, и нам нужно учитывать ее силу воздействия на них. Особенно подумайте о силе Божественной литургии, которую поет прекрасный хор, и о том, как это влияет на нас.

Святитель Григорий Нисский

Святой Григорий Нисский, брат святителя Василия, написал великолепный трактат о жизни Моисея. В нем он приводит жизнь святого пророка и боговидца Моисея как пример стяжания добродетелей, непрестанного возрастания в добре и в духовной жизни. По его мнению, если нам придется заниматься светскими науками, то нам не следует отделять себя от питания церковным молоком. Благодаря ему наша душа насыщается и взрослеет, получая таким образом силы для восхождения на духовные высоты. От святителя Григория Нисского мы получаем назидание использовать языческое (сегодня мы бы сказали светское) образование для служения Христу и Церкви. Каждый должен принести свой личный дар Богу через свое обучение и образование. Для христиан необходимо оставаться близкими к Церкви и соблюдать все ее законы. Где бы мы ни учились, нам не надо оставлять молитву, посещение богослужений, служение ближним, раздачу милостыни. Самое главное для нас – научиться личному благочестию, внося свой вклад в дело Христово здесь и сейчас.

Святитель Григорий Богослов

Мать святителя Григория Богослова, святая Нонна, так же, как и матери святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, была чрезвычайно ревностна по отношению к чистоте и святости своего сына. Святая Нонна сильно беспокоилась о влиянии внешнего мира на Григория, чтобы он не утратил близости к Богу и не осквернился. Вот как сильно родители должны бдеть о своих детях! Она позаботилась о том, чтобы Григорий находился под постоянным присмотром лучших христиан своего времени. Она пеклась о том, чтобы в каждом месте, куда бы он ни направлялся для продолжения своего светского образования, совершалась Божественная литургия. Мать просила священников и христианских ученых, чтобы они наблюдали за ее сыном и помогали ему. Такова роль матери в жизни этого одного из самых одаренных и глубоких отцов Церкви.

Святитель Иоанн Златоуст

Ни один учитель Церкви не внес большего вклада в христианское образование, чем святитель Иоанн Златоуст. Он говорит так: «Падение цивилизации происходит от пренебрежения нашими детьми». Современная цивилизация деградирует. Если бы кто-то спросил нас, в чем основная причина этого, ответ будет таким же: пренебрежение нашими детьми. «Многие стремятся к сохранению своих имений, – пишет святитель, – но не к сохранению душ, находящихся под их опекой». Это само по себе преступно и, по его словам, равносильно убийству самого ребенка. Святитель Иоанн уделял большое внимание правильному воспитанию детей. Как и упомянутые выше святые отцы, он получил классическое греческое образование. Но он предпринял прямую атаку на образовательные нормы общества своего времени, взяв за основу учение апостола Павла о жизни во Христе. Цель образования, по его мнению, должна состоять в христианском формировании ребенка как духовного атлета.

Главным среди критических замечаний Златоуста в адрес традиционного греческого образования была большая тревога за христианскую молодежь. Моральной опасностью, о которой он говорил, была педофилия. Звучит знакомо для современного общества, не так ли? Святитель сетовал на то, что многие родители знали, что их дети подвергались насилию, но закрывали на это глаза ради их образования. Вот его слова: «Но родители детей, подвергшихся насилию, переносят все это молча». Похожее сейчас происходит среди православной христианской молодежи. В современных православных семьях родители могут быть в курсе того, что души детей повреждаются, так как их могут учить в светских заведениях чему угодно, не обращая внимания на Бога. Современным детям преподносят безнравственность как норму, и, увы, мы слишком часто терпим это молча.

 В. Пукирев. «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда», 1868 г.
В. Пукирев. «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда», 1868 г.

Святитель говорит, что лучшим контекстом для христианского образования является педагогика монашества. Но поскольку это не всегда возможно, родители должны позаботиться о том, чтобы дети получили образование, максимально связанное с монашеством и духовностью. Он сетовал, что многие родители направляют свои усилия на то, чтобы их дети стали богатыми, но не мудрыми. Он писал, что обычно его современники прилагали большие усилия, чтобы обучить своих детей искусству, литературе и риторике, но не обращали внимания на приобретение ими добродетелей. Поэтому родители должны проявлять усердную заботу о том, чтобы их дети добивались успеха именно в своем христианском развитии.

Святитель Иоанн говорил, что родители несут полную ответственность за образование своих детей. И если взрослые хотят заручиться помощью наставников и педагогов, они должны позаботиться о том, чтобы те оказывали положительное влияние на детей, помогая им в приобретении добродетелей. То есть мы должны быть очень избирательными в выборе наставников для наших чад. Далее он говорил, что родители должны считать себя художниками. Подобно художникам или скульпторам, они должны формировать своих детей. Как художники кладут свой холст на мольберт и изо дня в день прибавляют к нему штрихи, так и родители должны относиться к своим детям, добавляя недостающее, удаляя лишнее. И это проект длиною в жизнь.

Христианское образование должно начинаться с самого раннего возраста, поскольку уроки, полученные в ранней юности, остаются с ребенком на всю его жизнь. По словам святителя, маленькие дети подобны теплому воску, и отпечаток, который они получают от воспитания, вскоре затвердеет и останется с ними навсегда. Поэтому родителям следует с самого начала жизни своих детей давать им стимул к добру, при этом нарекая их солидными христианскими именами. Он говорит, что неправильно называть детей в честь предков, что ни один праведник в Священном Писании не делал этого. Скорее, мы должны называть детей в честь праведников, мучеников, святителей и апостолов, чтобы каждый раз, когда дети слышат свое имя, они вдохновлялись подражать этим людям.

Святитель считал почитание церковных праздников очень важным. Родители должны объяснять детям значение христианских праздников. Не делать этого – значит быть осужденным как нерадивый родитель, а быть таковым – хуже, чем быть убийцей. Нет ничего хуже, чем развратить душу ребенка. Причинить вред душе ребенка гораздо хуже, чем причинить вред телу. По словам святителя, некоторые родители позволяют своим детям слушать то, что они называют сатанинскими песнями, и таких родителей следует строго наказывать. Некоторые взрослые из небрежения не знакомят своих детей со Священным Писанием. Поэтому для выполнения своих воспитательных задач они сами должны иметь христианское образование и знать заповеди Божии, чтобы передать их со смирением своим детям. Базовую христианскую этику необходимо тщательно преподавать детям дома, чтобы священник в церкви мог их обучать более глубоким вещам.

Правильное воспитание детей требует посвящения их чувств Богу. Это начинается с языка. Святитель пишет, что с самого раннего детства нужно приучать детей к благодарению, славословию и благоговению, когда они говорят о Боге. Нужно учить детей говорить «слава Богу» и «если Богу будет угодно». И особенно мы должны учить их изгонять из уст критику ближних и злословие. Святитель Иоанн говорит, что следует уделять особое внимание слуху. Ребенок не должен слышать ничего плохого и душевредного. Родители должны представлять себе, что их ребенок – как святой дом, возводимый для Бога. Они должны поступать как строители, которые ограждают свое здание, пока оно строится, и разрешают приближаться к нему только тем, кто может соучаствовать в строительстве. Если ребенок находился рядом с непристойными людьми, родители должны интересоваться тем, что было ими сказано, чтобы исправить это.

-5

Далее святитель призывает родителей беречь обоняние детей от экстравагантных или тяжелых запахов и духов, которые, по его мнению, ослабляют душу и делают мужскую душу женственной. Он также говорит, что определенные ароматы могут разжигать страсти. Поэтому хорошо воскуривать фимиам в своем доме, и не только потому, что ладан мучает бесов и отгоняет их, но и потому, что запах ладана способствует молитве и приобщает ребенка к литургической жизни Церкви.

Еще есть и зрение, которое святитель называет самым прекрасным из всех чувств, но которое очень трудно охранять. Он считал, что родитель должен соблюдать строгость и не позволять своему ребенку ходить в театр, чтобы он не развратился ни слухом, ни зрением, так как греческий театр был очень развращен. Ранее актерская деятельность была запрещена всем, кто хотел креститься. Быть актером означало быть безнравственным. Но недостаточно просто оградить ребенка от развращающего влияния. Необходимо и правильное влияние. Глаза должны не только избегать нечистоты, но и видеть прекрасное: прекрасное искусство, солнце и его великолепие, цветы, луга, хорошие книги. Пусть ваши дети увидят и полюбят хорошие книги. Это питает ребенка и поддерживает его. Иоанн Златоуст рекомендует родителям, помимо совершения паломничеств в монастыри, регулярно выезжать на природу, освобождаться от тягостного давления тесного города и лицезреть великолепное богатство природы, деревья, цветы и небо.

Святитель говорит и о чувстве осязания. По его мнению, ребенка следует приучить к строгости в этом отношении. Он учит, что строгость и серьезность в регулировании чувств будут хорошо приняты ребенком, если родитель напомнит ему о том, что он сделает для чада при его послушании и как обильно он будет благословлен Богом впоследствии. Таким образом ребенок будет терпеливо переносить отказ от участия в безнравственной деятельности. Мы не просто говорим детям, чего не следует делать, – мы радуемся всему прекрасному, что их ожидает.

По словам святителя, самым эффективным в обучении является подражание хорошему примеру. Вот почему мы стараемся связать наших детей со святыми людьми, и сами стараемся стать достойными родителями. Многие из вас, возможно, знают замечательный текст, написанный русским священником отцом Александром Ельчаниновым, который называется «Дневник русского священника». В нем он задается вопросом: «Что самое лучшее из того, что каждый родитель может дать своим детям?» Его ответ таков: «Самый большой подарок, который любой родитель может сделать своим детям, – это вести активную внутреннюю жизнь». На самом деле, если превыше всего остального мы будем радеть о нашем собственном спасении, будем становиться такими, какими хочет нас видеть Господь, – это будет величайшим подарком, который мы сможем сделать нашим детям. Если мы будем работать над собой таким образом и станем поощрять наших детей в этом, они станут мужественными и смогут отринуть то, что принято в обществе, но по сути унизительно.

-6

Святитель Иоанн говорит еще о важности общения детей со священником. Это поможет защитить их целомудрие. Вместе со священником родители должны прививать детям презрение к греховным путям. Отец должен научить сына, что вид женщин в неподобающем виде, слышание и произнесение скверных слов недопустимо. Это особенно важно для нас сегодня, в эпоху развития интернета. Святитель Иоанн очень конкретен. Он говорит, что отец должен показать сыну, как пьяные выходят из питейного заведения, спотыкаясь и падая. При этом стоит спросить сына: «Сынок, что ты об этом думаешь? Разве ты хочешь быть таким? Разве нет лучшего пути?» Это, говорит он, поможет ребенку понять, что христианский образ жизни возвышает человека, и только его нужно держаться.

Таковы наши лучшие люди Церкви, три святителя и святитель Григорий Нисский. Братья и сестры, они дают нам прекрасное представление о том, что значит быть родителем-христианином, любящим Бога, стремящимся к покаянию. Они учат нас созидать из наших детей христиан. Нам не нужно ничего бояться, ведь Господь сказал: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16: 33). Христос сделал нас Своими сонаследниками. Скоро-скоро придет Его Царство, и тогда все зло этого мира исчезнет и мы возрадуемся вечной радостью на брачном пире Агнца. Сейчас же время подготовки к этому, нашей собственной и наших детей. И давайте держаться друг за друга в этом шествовании по пустыне мира сего. Да поможет нам Бог. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Saintkosmas.org

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм