Найти в Дзене

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ… Тайны села Вазерки: жизнь и судьбы (четвертая глава).

Глава четвертая.

ВАЗЕРСКИЕ ХРАМЫ

Теперь, познакомивший с биографиями стольких замечательных людей, мы можем с вами более полно оценить их наследие, дошедшее до наших дней, возможно, как я смею надеяться, у кого-то из вас дрогнет сердце, не позволив пройти мимо того, что мы еще можем спасти.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (ныне утрачена)

Удалось установить, что 5 февраля 1712 г. по челобитью графа Гаврилы Ивановича Головкина был выдан указ, по которому велено: «в Вазерской слободе на погосте подле холодной церкви Покрова Пресвятой Богородицы построить вновь теплую церковь во имя Николая Чудотворца и освятить города Пензы соборной церкви протопопу Ивану Дмитриеву», на что тогда же и был выдан антиминс.

В 1717 г. в Вазерках при одной церкви служили попы Василий Дорофеев и Григорий Матвеев, дьячок Дмитрий Клементьев, пономарь Осип Прокофьев, просвирня Василиса Леонтьева, при другой – поп Трофим Афанасьев, пономарь Александр Андреев, просвирня Аксинья Ананьина. В том же году во время Большого Кубанского погрома кочевники «разорили и пожгли» как само село, так и обе церкви. Поэтому в феврале 1718 г. граф Г.И. Головкин просил разрешения построить в Вазерках вновь деревянные церкви – «на том же погосте во имя Николая Чудотворца, теплую, на ней верхнюю во имя Покрова Пресвятой Богородицы», а также выдать на них антиминсы и освятить их «города Карсуни Воздвиженскому соборному протопопу Василию Дорофееву». В том же году антиминсы были выданы. В феврале 1736 г. служитель графа Михаила Гавриловича Головкина Семен Четвериков сообщал, что «верхняя церковь Покрова Пресвятой Богородицы гор. Корсуни соборным протопопом Василием Дорофеевым освящена и освященные антиминсы к тем церквам выданы, а теплая Николаевская церковь в то время в готовности не была и за тем не освящена, а помянутой протопоп Василий умре, а оная церковь со всем принадлежащим св. церкви благолепием имеет быть к освящению в готовности; и просил об освящении Николаевской церкви по прежде выданным в прошлом 1718 г. освященном антиминсе города Пензы Спасского собора протопопу Иоанну Андрееву для освящения послать… указ».

Каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы построен после пожара без колокольни в 1815 г. на средства помещицы Дарьи Александровны Олсуфьевой. Правый придел во имя свт. и чуд. Николая освящен в 1817 г. при священнике Иване Гаврилове, посвященном в сей сан из пономарей этой же церкви в 1815 г., настоящая – в 1825 г. при священнике Иване Иванове, рукоположенном во священника к сей церкви в 1824 г. из пономарей с. Юлово Мокшанской округи. После окончания Пензенской духовной семинарии он был в 1820 г. рукоположен во священника к Покровской церкви на место священника Антона Петрова, на дочери которого он был женат, переведенного в Пензу ко Введенской церкви, в 1821 г. его назначили благочинным. В 1839 г. колокольня еще строилась. В 1863 г. в приделе свт. и чуд. Николая устроен новый иконостас. Второй придел – во имя свт. Тихона Задонского – освящен в 1864 г. Священник Петр Филиппович Секторов, окончивший семинарию в 1848 г., был перемещен к сей церкви в 1855 г. из с. Сузгарья Инсарского уезда, где он неоднократно удостаивался архипастырского благословения за попечение об украшении храма. Любовь к храму Божию сказалась у него и на новом месте: в 1864 г. он получил архипастырскую признательность и благословение за «отличное попечение о благоукрашении храма».

В 1898 г. прихожане пожертвовали на исправление церковной ограды 220 руб. В 1913 г. священнику Анатолию Алексеевичу Соловьеву за заботу о благосостоянии и благоукрашении храма была выражена признательность епархиального начальства.

В 1916 г. на средства прихожан отлит на месте в с. Вазерках колокол весом 111пудов 25 фунтов.

Около церкви были похоронены дети Александра Дмитриевича (1790–1853) и Марии Васильевны (р. Нарышкиной) Олсуфьевых – младенцы Екатерина (1828–1829) и Сергей (1836–1837), жена управляющего их имением Екатерина Федоровна Богдановская (ок.1835–1870), мокшанский купец Яков Семенович Сарычев (1834–1872) и учащийся 8 класса Пензенской гимназии Александр Иванович Сарычев (1866–1885).

Храм и Деревянная усыпальница не сохранились.

Церковь Троицы Живоначальной.

-2

В конце XIXвека о храме и приходе сообщалось:

«Село Усть-Вазерки. Храм во имя св. Живоначальной Троицы и в нижнем этаже в память Покрова Пр. Богородицы, первый холодный, а второй теплый, каменный, построен в 1795, расстоянием от г. Пензы 30 в.

На кладбище молитвенный дом во имя св. благов. Кн. Александра Невского, в дер. Адамовке часовня в память 25-летія царствования императора Александра II.

Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3 д., полевой 50 д. Жалование по окладу V кл.; в пользу причта вклад 243 р. Дома для членов причта церковные. Прихожан м. п. 1209, ж. п. 1337.

Приход состоит из села, сельца Лебедчиков (в 1/2 в.), дер. Сергиевки (в 7 в.) и Адамовки (в 13 в. за р. Сурой).

В селе училище земское, церковно-прих. школа женская, в Адамовке школа грамоты, в дер. Сергиевке школа грамоты для мальчиков и школа грамоты для девочек».

11 января 1697 г. по челобитью десятника Дмитрия Ивановича со товарищами и по указу Святейшего Патриарха велено было в Усть- Вазерках построить церковь во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Священником этой церкви состоял отец Василий. В 1700 г. был выдан антиминс на освящение церкви.

Каменный Троицкий храм начат постройкой в 1762 г. новым владельцем сел Вазерки и Усть-Вазерки лейб-компании адъютантом Петром Федоровичем Гринштейном. В 1769 г. он передал «в вечное и потомственное владение» свое имение Адаму Васильевичу Олсуфьеву, сын которого – генерал-майор Сергей Адамович Олсуфьев в 1795 г. закончил строительство Троицкого храма. Сооружен храм был при священнике Григории Васильевиче Матвееве, после смерти которого в 1795 г. на его место был рукоположен во священника его сын Иван Григорьевич Матвеев, ранее служивший дьячком той же церкви. Нижняя церковь во имя свт. Василия Великого освящена в 1795 г. и еще раз, после переправок, сделанных в ней действительным статским советником Дмитрием Сергеевичем Олсуфьевым, – 8 октября 1832 г. После устройства в ней нового иконостаса и перемене престола освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы 8 декабря 1874 г. Верхняя Троицкая церковь в разгар эпидемии холеры, освящена 5 июня

1831 г. епископом Иоанном, а «по исправлению стен и возобновлении иконостаса» еще раз – 25 июня 1865 г. епископом Антонием I. В 1864 г. за богослужением епископ Антоний наградил священника сей церкви Иоанна Осиповича Щепотина, перемещенного сюда в 1857 г., набедренником «за отличное усердие к благоустроению и благоукрашению своего приходского храма, за назидательные беседы с прихожанами и честную жизнь». В следующем году он получил архипастырское благословение за попечение о благоукрашении храма, а в 1866 г. назначен благочинным.

В верхней церкви купол деревянный, хоры, трехъярусный иконостас, в нижней церкви иконостас двухъярусный, пол из кирпичного плитняка. Ранее на фасаде были изображены фрески, из всех сохранились частично две: вмц. Екатерины и Троицы Новозаветной.

В 1872 г. прихожане пожертвовали 147 руб. на исправление ветхостей в храме, в 1896г. – 237 руб. на ремонт храма. В 1910 г. крестьянин Федор Нечаев пожертвовал в церковь металлические хоругви стоимостью 133 руб.

В 1911–1912 гг. церковно-приходским попечительством, учрежденным в 1911 г., был произведен наружный ремонт храма за 3400 руб. На эти цели супругами князем Владимиром и княгиней Марией Шаховскими было пожертвовано сто рублей, супругами крестьянами Петром и Агафией Самсоновыми – 250 руб., крестьянами Федором Нечаевым, Михаилом Кочуковым, Василием Петрушковым, Василием Захаровым, Капитоном Мешковым – по 25 руб., Егором Мишиным и Ильей Шагалиным – по 20 руб., местным землевладельцем Иваном Мушановым в церковь пожертвованы полные священническое и диаконское облачение стоимостью 226 руб.

Приписная кладбищенская деревянная часовня (молитвенный дом) в д. Адамовке. Часовня, устроенная без колокольни, в 1880 г. в память 25-летнего царствования императора Александра II на средства Григория Павловича Кондоиди (супруг Натальи Адамовны Олсуфьевой), Ивана Евфимовича Мурзина и стараниями пензенского мещанина Александра Тархова, освящена 30 августа 1864 г., в которой была помещена икона св. блгв. кн. Александра Невского, сделанная на пожертвования служащих завода.

-3

* * *

В Троицком храме села Вазерки во времена Отечественной войны 1812 года была поставлена особая кружка. Такие кружки ставились только в больших храмах, средства собирались на Пензенское ополчение и на помощь людям, пострадавшим в западных районах. Определенные доходы церковь получала от продажи свечей. По Городищенскому уезду самый маленький доход составлял 4 руб. 35 коп., самый высокий – 75 руб. 15 коп. По Мокшанскому уезду: Николаевская церковь Бекетовки, Архангельская церковь с. Засечного – 11 руб. 15 коп., Покровская церковь с. Вазерки – 48 руб. По Мокшанскому уезду самый маленький доход составлял 4 руб. 65 коп., самый высокий – 48 руб. 17 июля 1812 г. Святейший Синод представил Александру I доклад, который был им утвержден, получив силу высочайшего указа из Святейшего Синода от 25 июля 1812 г. В докладе содержались следующие основные положения: 1) «из прибыльной суммы, получаемой от свечной в церквах продажи», отдать «в пособие» к составлению ополчения в С.-Петербургской и Московской губерниях 1,5 млн. рублей; 2) призвать «епархиальных архиереев, монастырских настоятелей и прочее духовенство к пожертвованию или лично от себя или от архиерейских домов и монастырей деньгами, серебряными и золотыми вещами, без всякого употребления лежащими»; 3) «объявить причетникам, детям священно- и церковнослужителей при отцах находящимся, а семинаристам не выше

риторического класса, что ежели кто из них пожелает, защищая Отечество, идти в новое ополчение, на которое призываются все состояния, таковых увольнять беспрепятственно и для одежды их и продовольствия позволить церквам делать пособие из кошельковой суммы, остающейся за содержанием церквей», «а дабы действительно причетники охотнее и благосклоннее жертвовали собою в настоящих обстоятельствах к защите Отечества, то благочинные подтвердить обязаны священникам тех церквей, откуда поступят причетники в ратное ополчение, чтоб их доходы местные отдаваемы были женам их и детям во всякой целости и верности до самой их из службы возвращения».

Пожертвования духовенства должны были сначала поступать в духовные консистории, а затем, после открытия губернского комитета пожертвований для ополчения, по согласованию с губернатором доставляться туда. Епархиальный архиерей должен был рапортовать в Святейший Синод о собранных средствах и о лицах, пожелавших вступить в ополчение.

Большую роль православное духовенство сыграло в оказании помощи беженцам. 22 октября 1812 г. в Пензе было получено циркулярное предписание Главнокомандующего в С.-Петербурге С.К. Вязмитинова от 1 октября о людях, выходящих из мест, занятых неприятелем. Во всех губерниях, где находились беженцы, «для попечения об них», С.К. Вязмитинов предписывал создать Комиссии под надзором гражданских губернаторов, вице-губернаторов, губернских предводителей дворянства и губернских прокуроров, на которые возлагалась обязанность по их принятию и размещению. Посредством градских и земских полиций Комиссиям предлагалось поставить в известность всех прибывших из мест, занятых неприятелем, которые имели нужду, о возможности получения пособия от государства. для этого каждой Комиссии предлагалось открыть кредит до 10 тыс. руб. в губернских казенных палатах. По согласованию с епархией предлагалось решить вопрос о размещении в монастырях беженцев, не имеющих пристанища, особенно «престарелых, немощных и малолетних», а в церквях – учредить особые кружки для добровольных пожертвований населения в пользу людей, «потерпевших разорение от неприятеля».

23 ноября пензенский губернатор князь Г.С. Голицын по поручению членов Комиссии попечения о беженцах писал епископу Пензенскому и Саратовскому Афанасию, чтобы он «приказал, кому следует», поставить особые кружки для добровольных пожертвований населения в пользу людей, «потерпевших разорение от неприятеля», «по городам в каждой церкви, а в селениях только тех, которые известны по своей торговле или другим заведениям; и высылку из тех кружек делать чрез месяц благочинным в городах при городничих или полицмейстерах, а в уезде при старшинах сельских, и доставлять те деньги в уездные казначейства, о которых комиссия будет извещаема от казначеев».

24 января 1813 г. Афанасий уведомил пензенского губернатора о том, что в церквях, во всех городах и селах Пензенской губернии, установлены особые кружки учреждены, а 20 мая епископ Пензенский и Саратовский сообщил о том же Святейшему Правительствующему Синоду, отмечая, что «при всех соборах и церквах, кроме малоприходных и бесприходных, яко церквей таких, которые не имеют постоянных доходов, и где бы кружка была без всякой пользы», для добровольных пожертвований населения были учреждены особые кружки «с надписью: "В пользу потерпевших от неприятеля разорение"», по подобию С.-Петербургской епархии. Также епископом Пензенским и Саратовским Афанасием настоятелям всех монастырей было предписано принять в призрение «некоторых из сих лишенных пристанища жителей, особенно престарелых, немощных и малолетных».

Что касается добровольных пожертвований населения в пользу «потерпевших от неприятеля разорение», которые вносились посредством кружечного сбора, то определить их сумму крайне сложно. Известно, что деньги в духовные правления от благочинных поступали, по крайней мере, до марта 1814 г.

Благодаря этим документам мы видим, что храм имел большой приход, позволяющий делать такие сборы на нужды благотворительности.

* * *

В 1918 г. Церковь была отделена от государства, начались закрытия приходов, гонения на духовенство.

Житель села, писатель и журналист Федор Яковлевич Великанов после себя оставил записи событий 1929 года. В письме описывается, что в село Вазерки приехал уполномоченный из с. Лунино с целью закрыть церковь, но местными женщинами был организован сход в защиту храма, благодаря которому его удалось отстоять.

-4

В 1930 году храм все-таки закрыли. В 1946 году он был вновь открыт, но в феврале 1959 года произошел пожар, после чего его снова закрывают. И на долгое время теряется вся информация о храме, не удается найти метрические книги, фотографии, планы его строительства, клировые ведомости и вообще какие-либо документы, с ним связанные, до пожара. Неизвестна судьба колоколов. Часть храмовых икон люди успели спасти от пожара забрав домой, в надежде вернуть храму после его восстановления. В алтаре храма хранится серебряная лжица, найденная после трагедии.

Надпись на обороте фотографии: Настоятель храма с. Вазерки и благочинный церквей 3-ий округ Пензенской епархии, протоиерей Феофилакт Сенченовцев, хор певчих и члены церковного совета. 1958 г. Августа 20 дня.
Надпись на обороте фотографии: Настоятель храма с. Вазерки и благочинный церквей 3-ий округ Пензенской епархии, протоиерей Феофилакт Сенченовцев, хор певчих и члены церковного совета. 1958 г. Августа 20 дня.
-6

Несколько слов нужно сказать и о церковной сторожке, сейчас это молитвенный дом свт. Василия Великого. Его судьба тоже интересна. Изначально в сторожке крестили детей. После закрытия прихода в 1930 г. здание пустует, и местные власти отдают его под жилье, присвоив статус жилого дома, поделив на две половины. В разное время здесь на одной половине живут семьи Вдовиных, Медведевых, Боженовых: Николай Федорович и его дочь Людмила (Торопова). На второй долгое время, до самой кончины, проживала Мария Борисова. В конечном итоге дом целиком будет принадлежать ее дочери Надежде Борисовой (в замужестве Тороповой), земля под ним будет носить статус ЛПХ, использоваться под огород. Позднее в доме жить никто уже не будет, там будут содержать скотину. В состоянии хлева он и будет выкуплен. Мы к этому еще вернемся.

Конец четвертой главы. Продолжение следует....