Русский север является весьма интересным регионом с точки зрения фольклора и этнографии. Особенно ярко тут выделяется Архангельская область. Что характерно, язычество тут прекрасно уживалось с православием под одной крышей, и это никого не смущало. Подобное двоеверие в народной среде всегда было в порядке вещей. Именно здесь, в российской глубинке, по наши дни живы предания о многочисленных представителях низшей мифологии – нечистой силы, обитающей в деревенских домах, хозяйственных постройках, а также в местных лесах, полях, озёрах и реках. Это домовые, обдерихи, банники, овинники, амбарники, лешие, полудницы, водяные. И если общеизвестный домовой издавна считается преимущественно добрым духом, оберегающим жилище, то с остальными представителями северной мифологии всё несколько сложнее.
Обдериха (банник) – банный дух, преимущественно злой, вредный. Карает в основном тех, кто нарушает законы бани: моется не вовремя (с полуночи до полудня), топит печь слишком жарко, не просится погреться и помыться.
Суровость и опасность обдерихи в архангельских поверьях разнится. По одним рассказам, строгий дух без раздумий живьём сдирает с незадачливого посетителя кожу, а затем сушит её на печке. По другим свидетельствам, обдериха сначала может припугнуть каким-либо шумом или иным знаком, дабы моющийся человек поспешно ретировался в чём мать родила (ибо страх был такой, что одеться попросту не хватало времени и воли). Что касается внешнего облика, самым распространённым описанием обдерихи была женщина с длинными волосами, широко расставленными глазами, большими зубами, иногда образ дополнялся когтями и рогами. Реже обдериха представала в облике кошки, в основном, чёрного цвета. Обитает, согласно поверьям, хозяйка бани под полком, либо за печью. Появление обдерихи традиционно связывали с родами. Не секрет, что в старину в деревнях рожали именно в бане, и появлялись обдерихи из родильной крови и нечистоты. Кстати, маленьких детей, находящихся в бане в одиночестве, обдериха могла подменить.
Что касается непосредственно банника, то эта мужская ипостась банного духа не имела такого распространения в народной молве. Вопреки некоторым заблуждениям, банник вовсе не муж обдерихи, а самостоятельное существо. Зачастую это был старичок чёрного цвета, очевидно, вымазанный в саже, с большой головой и бородой, напоминавшей банный веник. Очевидно, банник был намного более безобидным, да и встречался куда реже обдерихи, поэтому молва о нём носила намного менее выраженный характер.
Овин – помещение для сушки снопов перед молотьбой. Хозяином этой постройки исконно считался овинник. Надо отметить что тут нередко возникает путаница с гуменником. Но в русских деревнях овин и гумно (помещение для обмолота) для удобства нередко объединяли, и может возникнуть вопрос, одно ли это существо, либо два разных духа. Внешне овинник представлял собой чаще всего огромного чёрного кота с горящими глазами, реже – пса. Иногда упоминался человек с лохматыми волосами.
По своей свирепости овинник не отставал от обдерихи, пусть и не был, в отличие от последней, настолько враждебным и злым. К человеку он скорее был просто настроен преимущество недружелюбно и мог задавить или попросту физически сломать того, кому не повезло нарваться на гнев владыки овина. А если окончательно испортить с ним отношения или попросту не понравиться ему, он мог и вовсе сжечь овин. Для небогатых крестьян в старину это было настоящей катастрофой, грозящей голодной смертью, и это если ещё вместе с овином не сгорит жилой дом. В то же время овинника можно задобрить: общаться с ним, приносить в овин угощения, не работать в отдельные праздники – в таком случае овинник обеспечит хороший обмолот и никого не тронет.
В амбаре, где хранится зерно, мука и прочие важные припасы, делами заправлял амбарник. Он следил за сохранностью запасов, хранящихся в амбаре, а так же обеспечивал чистоту и порядок. В целом же амбарник относится скорее к недобрым духам. Подобно овиннику и обдерихе, он мог причинить человеку вред и даже убить его, если тот нарушит правила посещения амбара и не будет сам принимать деятельного участия в уходе за амбаром. Представления о внешнем облике амбарника различны, но зачастую он описывался как старик с рыжей бородой.
В целом же, как и его коллега из овина, амбарник не был склонен появляться перед людьми в открытую, как это охотно делала та же обдериха.
Леший, как и домовой, широко известен не только на севере России, но и далеко за его пределами, имеет множество упоминаний и отсылок в русской литературе. На русском севере он традиционно считался суровым хозяином леса, который мог как покарать, так и помочь. Помощь выражалась в благополучном выпасе скота, в удаче на охоте, в обереге от лесных пожаров. Кроме того, леший мог помочь заблудившемуся человеку выйти из своих угодий. Тех, кто не спрашивал у хозяина леса разрешения на охоту и прочий промысел, ждали неприятности. Леший мог завести таких посетителей в такую дремучую часть леса, выхода откуда те уже найти не смогут. Также нельзя было шуметь, кричать, мусорить и ещё как-либо вредить обители лесного духа. Данные о внешнем облике лешего, опять же, разнятся.
Чаще всего в описаниях приводился старик с длинной бородой, серым лицом с отсутствующими на нём бровями и ресницами. Зачастую он мог предстать в облике человека, знакомого посетителям леса, будь то родственник, друг или просто сосед. Иногда это мог быть и вовсе умерший человек. Появление рядом признаков лешего чаще всего связывали с внезапными и резкими порывами ветра в лесной чаще, а также с ощущением тревоги.
Полудницы олицетворяли ещё одних "уличных" духов. В отличие от лешего, они появлялись не в лесу, а в поле, либо в огороде в полдень. Согласно большинству свидетельств, полудницы являли собой высоких женщин в белом платье.
По одним данным, это были красивые молодые девушки, по другим – страшные старухи. Ещё издревле было установлено, что работать в летний полуденный солнцепёк опасно для организма. Полудницы наказывали тех, кто нарушал эту, так сказать, трудовую дисциплину. Они могли защекотать до смерти, либо срубить голову серпом. Также они по каким-то причинам не любили детей и могли похитить их с поля. Интересно, что из всех духов полудницы единственные являлись "сезонными", действуя в летнее время.
Водяной был духом ни злым, ни добрым. Он мог как помочь утопающему, так и утопить купающегося без видимых на то причин. Внешне он представлял собой мужчину с зелёной кожей и рыбьим хвостом вместо ног.
Часто обитал в водоворотах, что легко объяснить опасностью таковых мест для купающихся. По рассказам старожилов, водяной нередко вступал в конфликт с лешим. Причина такого противостояния неизвестна.
Вместе с русской деревней понемногу вымирает и её потусторонний мир, а жаль. Это целый этнокультурный пласт, в котором, было бы желание, можно отыскать немало интересного. Возможно, мы ещё вернёмся к этой теме в дальнейшем.