Летом этого года исполнилось 70 лет фильму режиссера Юрия Чулюкина «Неподдающиеся».
Поначалу молодой режиссер Юрий Чулюкин снимал на телевидении документальные очерки о трудовых достижениях советского народа. Однако в 1958 году его пригласили работать на студию «Мосфильм», где предложили сценарий серьезного идеологического фильма «Жизнь начинается».
Из-за лоботрясов Грачкина и Громобоева отстает по всем показателям заводская бригада. Надя Берестова получает комсомольское задание: перевоспитать тунеядцев, которые вовсе этого не желают. Но хрупкая девушка справилась с поставленной задачей.
Позже название поменяли на «Неподдающихся». Чулюкин переживал: кого же взять на главные роли? И предложил худсовету киностудии своих сокурсников по ВГИКу Надежду Румянцеву (по легенде, на нее и был написан сценарий) и Юрия Белова. Да еще и Юрия Никулина, которого сам же открыл для кино, когда работал ассистентом по актерам в фильме «Девушка с гитарой».
- На кинопробах царила нервная атмосфера, - вспоминал Никулин. – Режиссер пытался добиться своего и требовал быстрого ритма. Я чувствовал, что проба прошла плохо. Приехал домой мрачный. Но через несколько дней мне сообщили, что на экране все вышло неплохо. И, если первое время в группе никто не верил в меня, то на просмотре проб многие смеялись, и меня утвердили на роль Клячкина, которая оказалась для меня звездной.
Надежда Румянцева в фильме сыграла умелого токаря. Она лихо управляется со станками, мастерски зажимает в тиски детали, обтачивает их. Оказывается, незадолго до съемок актриса специально училась токарному делу в ремесленном училище, готовясь к другому фильму «Навстречу жизни». Но эти навыки пригодились ей и в «Неподдающихся». Партнеры по фильму даже просили Надежду научить их работать на станках.
- Надя Берестова – первая моя по-настоящему любимая роль, - рассказывала Румянцева. – Хотя до этого у меня уже было 14 работ в кино, но именно после «Неподдающихся» я стала действительно известной. Конечно, было приятно еще и то, что сценарист Татьяна Сытина написала сценарий специально «под меня». Хотя мне фильм кажется скорее бенефисом Юрия Белова (Толик Грачкин).
- На съемках Юра постоянно рассказывал нам какие-то истории, анекдоты, - вспоминала актриса Нина Агапова (в фильме сыграла роль массовика-затейника). – Помню, мы, затаив дыхание, слушали его рассказы о том, как живут рыбы. Как они разговаривают между собой, как плавают. И это было так интересно! Только потом мы поняли, что Юрка нас дурачит: рыбы-то не разговаривают. Всегда, когда встречала Белова, сразу думала: как он поздоровается, какой финт выкинет?! А все слухи о том, что мы выпивали на съемках, - неправда.
Основные съемки фильма проходили в цехах московского завода имени Орджоникидзе и в павильонах «Мосфильма».
- Актеры на заводе пытались что-то подпилить на станках, изображали мастеров, а настоящие рабочие хохотали над нашей неумелостью. Но мы с ними все равно сдружились и вместе ходили обедать в заводскую столовую, - делился с нами Владимир Земляникин (завцехом Зернов).
Съемочная группа выезжала в короткие экспедиции в Ялту. Кстати, в этот период там режиссер Юрий Чулюкин встретил звезду фильма «Три плюс два» Наталью Кустинскую, которая снималась в другой кинокартине.
- Мы были немного знакомы еще в Москве, - рассказывала мне Наталья Николаевна. – Когда мы встретились в Ялте, я была просто заворожена Юрой. Да и он сразу же начал за мной ухаживать. Мне кажется, наши чувства очень помогли ему закончить фильм, который у него шел с трудом. Как только «Неподдающиеся» вышли на экраны, мы поженились.
На премьерном просмотре фильма, который состоялся в фабричном клубе «Трехгорки», к удивлению съемочной группы, публика стала смеяться. Тогда режиссер понял – получилась комедия.
- На моей памяти это единственный случай, когда создавали серьезный фильм, а вышла комедия, - вспоминал Юрий Никулин.
После выхода фильма на экраны многие кинопрокатчики в шутку писали афиши на свой лад. "Неподдающие" - так называлась у них картина.
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов