Найти тему

Каменная грудь и температура 39,5: грудное вскармливание новорожденных

Рассказываю, как налаживала лактацию с помощью консультанта по ГВ в Бразилии.

Важно! Это статья про кормление грудью, поэтому я буду описывать этот процесс и употреблять названия частей груди. Если вам это кажется неприятным, пожалуйста, закройте статью прямо сейчас, не мучайте себя.

Сразу после родов я думала, что теперь могу почивать на лаврах, все самое сложное — позади.

У лактации были свои соображения на этот счет. В статье про мои домашние роды я написала, что ГВ ударило меня кувалдой. В комментах надо мной посмеялись, так и написали ГВ — это прекрасно, это наслаждение и радость. А я до сих пор считаю, что сравнение с кувалдой самое точное, хотя и счастливо кормлю сына уже больше года.

В первые дни шло молозиво. Сын учился брать грудь, я училась давать ее. В результате на обоих сосках появились настоящие ссадины, которые сильно болели. Когда Марк прикладывался и начинал сосать, я закусывала губу и плакала. Несколько раз сцеживала молозиво в ложку, набирали его в шприц и отдавали малышу.

Кормившие мамы знают, что это были лишь цветочки. Поздним вечером 22 июля, почти через трое суток после родов, пришло молоко.

Груди мгновенно увеличились примерно на два размера и натурально окаменели. До них было больно дотронуться. Температура быстро поднялась до 39,5 градусов. Марк не мог приложиться к груди из-за ее твердости, а я не понимала, как помочь ему и себе. Я пробовала как-то давить на грудь, плакала от боли и вспоминала рассказ моей мамы из далекого 1992 года из барнаульского роддома.

Когда я родилась, и молоко пришло у нее, две акушерки привязали маму к койке, одна начала со всей силы размянать одну грудь, другая — вторую. Сказали, мол, сама не справишься, будешь себя жалеть, а привязываем, чтоб не брыкалась.

Представить не могу, как она пережила эти издевательства. Мне боль причиняло даже лёгкое прикосновение к молочной железе, не то что жесткий массаж двух мощных женщин.

Я благодарна центру домашних родов за мягкие и классные роды мечты, но я даже не могу найти слов, как сильно я благодарна отдельно Ане Пауле за помощь с началом лактации.

Столкнувшись с проблемой мы написали в чат в WhatsApp по моим родам, отправили фото груди и получили рекомендации. Ана Паула сказала массировать грудь и сцеживать молоко, особое внимание уделяя одной зоне на левой груди, где уже началось покраснение кожи — верный признак воспаления. Если с этой областью ничего не делать пару дней, получишь мастит и, вероятно, операцию. Словом, дело серьезное.

Мы с мужем следовали рекомендациям, делали холодный компресс на грудь, массаж и сцеживание. У нас получалось, об успехе свидетельствовало снижение температуры, но грудь все равно была каменной, болела, и малыш не мог сосать из нее молоко. Его кормили из шприца тем, что удалось сцедить.

За этими увлекательными процедурами прошла ночь. Хорошо помню то утро. Я сидела на диване и думала, что у нас ничего не получится, мы не справимся. От этого было невероятно грустно, мне очень хотелось кормить грудью. Пока была беременна, прочла книгу о грудном вскармливании и четко уяснила, как оно важно для ребенка и мамы. Особенно для ребенка, конечно.

Но сил в то утро не было вовсе. Грудь все еще была твердой и болезненной. Нужно было заботиться о малыше, но это было невозможно, пока хотя бы минимально не позаботишься о себе. Как-то я накормила сына, а после в скрюченной позе уснула с ним на диване.

Даже полтора часа сна творят настоящие чудеса. Я проснулась с мыслью, что моя лактация наладится, кормят же женщины. Несколько часов мы еще терзали мою грудь неумелым массажем, смотрели видео на YouTube и пытались использовать горячий душ (в первые дни лактации — это большая ошибка).

А потом приехала Ана Паула со своими бесподобными кудрями и белозубой улыбкой. Уверенная и деловая. Она вымыла руки, надела перчатки и начала учить нас правильному глубокому массажу груди, который нужно делать при лактостазе и для его профилактики. Она легкими почти безболезненными движениями пальцев массировала железы, потом надавливала на соски и молоко начинало брызгать струями. Она тогда весело смеялась и говорила, что у Марка полным-полно еды. У нас струй совсем не получалась, от нашего массажа молоко стекало капельками.

После того как мои проблемы с грудью были решены, Ана Паула перешла к взешиванию Марка. Для этого используется специальная сумочка и кухонный кантарик. Малышу очень комфортно и совсем не страшно, ни разу не заплакал на взвешиваниях
После того как мои проблемы с грудью были решены, Ана Паула перешла к взешиванию Марка. Для этого используется специальная сумочка и кухонный кантарик. Малышу очень комфортно и совсем не страшно, ни разу не заплакал на взвешиваниях

Мы прерывали массаж на кормление Марка, который наконец смог нормально присосаться к размякшей груди и наесться вдоволь. Помню в первые недели, насытившись, он отваливался от груди как пьяненький мужичок, расслабленный с полузакрытыми глазами, издавая смешные нечленораздельные звуки.

Кроме массажа Ана Паула дала еще две чрезвычайно полезные профилактические рекомендации:

  • «Mama-shake» — тщательное растрясание желез перед кормлением. Это позволяет молоку легче покидать грудь;
  • «Mama-sutra» — постоянная смена поз для кормления. Утром держишь ребенка на руках, через пару часов он лежит на подушке, и ты кормишь как бы из-под подмышки, потом вы лежите с головами направленными в одну сторону, потом валетом, потом младенец лежит на спине, а мама нависает над ним, целясь соском в рот. Последнея — моя любимая, она застою вообще не оставляла шанса, так как отхождению молока способствует гравитация.

Так, буквально за час Ана Паула устранила проблему, которая мне казалась нерешаемой. Сейчас моему сыну 13 месяцев. Я до сих пор кормлю грудью. Лактация дается мне непросто, я сбилась со счету, как много у меня было застоев, как много часов я потратила на сцеживания.

Но несмотря на это я очень счастлива, что кормлю грудью уже так долго. И соглашаюсь с комментаторами к статье про роды, ГВ — большая радость. Эти минуты уединения с сыном для кормления не заменит ничто.

Где я только не кормила в Бразилии) Еще ГВ, пока молоко — единственная еда малыша, — это удобно, не надо ничего кипятить, разводить, покупать. Все всегда при маме, главное, ее хорошо кормить
Где я только не кормила в Бразилии) Еще ГВ, пока молоко — единственная еда малыша, — это удобно, не надо ничего кипятить, разводить, покупать. Все всегда при маме, главное, ее хорошо кормить

Однако ГВ — это и большой труд, я прекрасно понимаю женщин, не справляющихся с вызовами, которые оно бросает. Не уверена, получилось бы у меня, если бы не было такой большой поддержки от мужа, если бы не было рядом Аны Паула с ее добротой и знаниями.

Точно могу сказать, что консультанты по ГВ не зря едят свой хлеб. Кормление грудью — это целая сложная наука, это знания, котрые надо передавать от матери к дочери, а у нас в этом отношении связь поколений совсем разорвана. Да и что передавать, если женщин к кушеткам привязывали, чтоб лактацию наладить?

Я отдельно еще расскажу потом о диете на ГВ, я опытным путем выяснила, что она все же есть. А также соберу чек-лист рекомендаций по ГВ, которые помогли мне.

Читайте также: