Найти в Дзене
Чудесные истории

Колесница эпохи храппской культуры

Последние археологические работы значительно расширили географический диапазон хараппской культуры: её памятники были обнаружены далеко за пределами собственно долины Инда. Одним из таких мест является Даймабад в районе Ахмеднагар, находящийся на некотором расстоянии к северо-востоку от Бомбея. На протяжении большей части второго тысячелетия до нашей эры он был постоянно заселен людьми, работавшими с медью и бронзой, но не с железом, после чего был заброшен. Керамика и артефакты датируют его ранние слои (ок. 2000–1750 гг. до н.э.) тем, что обычно называют поздней хараппской эпохой. В 1974 году группа местных жителей, тайно раскопав дерево возле археологического кургана, обнаружила тайник с четырьмя бронзовыми изделиями. Массивные предметы, состоящие из слона, носорога, водяного буйвола и колесницы были изготовлены из медного сплава, содержащего немного мышьяка и олова. Представленная здесь бронзовая колесница имеет пару цельных колес с гнездами внутри, к которым прикреплена ось, вр

Последние археологические работы значительно расширили географический диапазон хараппской культуры: её памятники были обнаружены далеко за пределами собственно долины Инда.

Одним из таких мест является Даймабад в районе Ахмеднагар, находящийся на некотором расстоянии к северо-востоку от Бомбея.

На протяжении большей части второго тысячелетия до нашей эры он был постоянно заселен людьми, работавшими с медью и бронзой, но не с железом, после чего был заброшен.

Керамика и артефакты датируют его ранние слои (ок. 2000–1750 гг. до н.э.) тем, что обычно называют поздней хараппской эпохой.

Фото с сайта https://kevinstandagephotography.wordpress.com/2020/10/30/national-gallery-new-delhi-harappan-gallery-indus-vally-civilisation-ivc/
Фото с сайта https://kevinstandagephotography.wordpress.com/2020/10/30/national-gallery-new-delhi-harappan-gallery-indus-vally-civilisation-ivc/

В 1974 году группа местных жителей, тайно раскопав дерево возле археологического кургана, обнаружила тайник с четырьмя бронзовыми изделиями.

Массивные предметы, состоящие из слона, носорога, водяного буйвола и колесницы были изготовлены из медного сплава, содержащего немного мышьяка и олова.

Представленная здесь бронзовая колесница имеет пару цельных колес с гнездами внутри, к которым прикреплена ось, вращающаяся вместе с колесом.

Ходовая часть состоит из панели; к бокам которой прикреплены две доски, в нижней части которых находятся два отверстия для оси.

Каркас над панелью образован двумя балками с закругленными вершинами и закрепленными перекладинами.

Две балки также выступают вперед из концов верхней панели и встречаются под углом над спиной модели собаки, помещенной на язычок сразу за доской.

-2

Два вола, везущие колесницу, сильно стилизованы, с короткими мордами, маленькими треугольниками вместо ушей и загнутыми вперед рогами.

Неуклюжие тяжелые тела имеют заметные высокие горбы и опираются на несколько ноги.

Возничий, с согнутыми коленями и выпуклыми бедрами, стоит на платформе и слегка наклоняется вперед, опираясь обеими руками на верхнюю перекладину.

Его правая рука держит над собакой что-то похожее на согнутую палку.

Мужчина обнажен, если не считать треугольной набедренной повязки.

Его довольно маленькая голова сидит на высокой шее и имеет небольшой нос, скошенный лоб, маленькие глаза и пухлую нижнюю губу.

Волосы разделены пробором по центру и собраны в пучок.

И упряжь, и поводья, если таковые существовали, не сохранились.

Ото из Википедии
Ото из Википедии

Поскольку колесница не была получена в результате строго контролируемых археологических раскопок, были предположения, что она и другие находки могут принадлежать к гораздо более позднему времени.

Те, кто поддерживает эту теорию, также указывают на содержание мышьяка в бронзе – особенность, отсутствующую в других памятниках энеолита в районе Декана, где расположен Даймабад.

С другой стороны стиль колесницы делает более раннюю датировку столь же вероятной.

Подтянутая и вытянутая фигура возничего в несколько упрощенном виде сохраняет ту форму, которая так мастерски выражена в фигурах вроде танцовщицы из Мохенджо-Даро (рис. внизу).

‘Танцующая девушка’ Мохенджо-Даро – около 2300 – 1750 гг. до н.э.
‘Танцующая девушка’ Мохенджо-Даро – около 2300 – 1750 гг. до н.э.

Волы также представляют собой бронзовую версию своих аналогов в более ранних хараппских культурах.

Металлургические и стилистические данные заставляют думать об этом предмете как о продукте позднего периода из долины Инда, привезённой в Даймабад.

В то же время резкий стилизованный изгиб задних бедер волов относится не только к традиции столичной долины Инда, но и к современным изображениям на керамике Даймабада; следовательно, возможность местного производства не может быть полностью исключена.