Сегодня, мой дорогой немногочисленный читатель, я снова буду говорить о фундаменте. Без него всякие технологии, деньги, навыки и даже удача особо не сработают. Если начать строить дом со стен, то все равно вернешься к фундаменту. Просто перестраивать здание, когда уже живешь внутри, - в сто раз сложнее. Поэтому надо с самого начала хотя бы примерно понимать инженерные принципы и не строить вверх ногами.
Сейчас будем снимать розовые очки. Дело в том, что конкуренция есть везде. Бизнес - как трава. Без сдерживания извне прорастет и сквозь асфальт, озеленив любой доступный ландшафт. А ты, мой дорогой читатель, - всего лишь одна травиночка. Рядом с тобой обязательно будут другие. И нет такого места, такой ниши, где ты останешься в одиночестве. Если среда достаточно благоприятна - трава будет повсюду, если же агрессивна - то и одинокий колосок долго не протянет.
Многие начинающие мыслят категориями уникальной бизнес-идеи. Мол, я сейчас такое напридумаю, чего никто еще не делал, и вот тут-то мой бизнес и расцветет!
Не расцветет.
Идея - ничто, реализация - все. Идеи почти ничего не стоят. Их можно производить тысячами в день. А с помощью нейросетей и миллиардами на одного человека. Но реализация - это куда более затратная штука. Тебе надо, как минимум, пойти и погуглить конкурентов. И вот на этапе гуглежа обычно выясняется, что твоя супер-пупер идея уже давно придумана и даже протестирована. И никому нахрен не упала не нужна. Тогда нуб начинает выдумывать другую идею, еще более экстравагантную. И опять оказывается, что ее кто-то придумал раньше! Весь процесс поиска сводится к увеличению оригинальности проекта, что ведет к большей оторванности от реальности. Ведь все обычные идеи уже реализованы и работают, а как же добавить нотки уникальности?
Для начала надо признать, что конкуренции много, она существует везде. Все идеи уже придуманы, а многие из них и опробованы. И почти все, что думает непосвященный человек, уже много раз обслюнявлено профессионалами. Нет смысла тужиться и рожать какую-то уникальную идею. Она либо мертворожденная, либо неисполнимая, либо уже реализована.
Хорошая новость заключается в том, что конкуренция существует. И сама собой может служить ориентиром для выбора ниши. Причем этот ориентир обычно повернут на 180 градусов относительно взгляда новичка.
Правильный ориентир: надо идти туда, где уже много конкурентов. Да, надо сажать свои семена там, где травка и так зеленеет. Можно, конечно, попробовать и над морем развеять зернышки, но… вы сами понимаете.
Много ларьков с шаурмой на улице? Отлично! Значит, еще для одного точно найдется клиентура. А вот шиномонтаж, наверное, тут открывать не стоит.
- А как же мечты? Стремление изменить этот мир? Принести в него что-то новое?
- С этим тоже никаких проблем. Новое берется не из фантазий, а на основе уже существующего. На самом деле все изобретения, ноу-хау и блестящие бизнес-идеи рождаются не на пустом месте, а как следующий этап эволюции. Стив Джобс не изобретал телефон; он придумал, как сделать его максимально удобным. А Генри Форд не придумал автомобилестроение; он всего лишь увеличил скорость сборки машин (подсмотрев идею конвейера в сельском хозяйстве).
Перед тем, как начать свое первое дело, примите тот факт, что вас будет окружать конкуренция. Вы всегда будете соревноваться с другими. В какой бы узкой нише не работал бизнес, всегда есть альтернативное предложение от конкурента. Даже естественные монополии - весьма условны, и на каждый Газпром найдется свой Новатэк.
Не грезьте супер-идеей, которая перевернет правила игры. Скорее всего, это полная ерунда. Куда надежней взять рабочую идею и шлифовать ее до блеска в реальных условиях.
Заканчиваю.
Конкуренция везде. И так будет всегда. Хорошая бизнес-идея - это не фантазия, а лучшее решение из имеющихся.