Найти тему
киНоНостальгия

Темное прошлое наносит удар Алену Делону "Как бумеранг".

После успеха ленты "Двое в городе" (Deux hommes dans la ville, 1973) известный мастер криминального жанра Жозе Джованни вновь объединился с Аленом Делоном в работе над новым проектом, продюсером которого опять выступил сам Делон.

Результатом стал фильм "Как бумеранг" (Comme un boomerang, 1976), который в очередной раз показал и доказал, что Делон - актер большой внутренней силы и исключительной органики.

"Как бумеранг" часто относят к жанру триллера, однако, на мой взгляд, несмотря на криминальную "обертку" с убийством и отлично снятый напряженный финал, главное в картине - пронзительная человеческая драма в исполнении великого Делона.

Роскошная вилла в окрестностях Ниццы. В отсутствие родителей вовсю гуляет вечеринка "золотой молодежи", когда ее накрывает рейд полиции. Один из юношей, находящийся в состоянии измененного сознания под воздействием наркотика, берет хозяйское ружье и случайно убивает полицейского.

Молодому человеку грозит самое суровое наказание. Общественное мнение в ярости, люди раздражены ростом наркомании и, как следствие, молодёжной преступности. Особую ненависть вызывает принадлежность убийцы к привилегированному классу. Отец Эдди Баткина - успешный бизнесмен Жак Баткин, совладелец крупной компании грузоперевозок, богатый человек. "Простые французы" уверены, что папины денежки помогут Эдди избежать заслуженного наказания, и это еще больше раздувает пламя публичного негодования. Эдди "светит" минимум 15-20 лет и, возможно, гильотина, несмотря на то, что парень еще не достиг совершеннолетия.

Общественность права: Жак Баткин энергично берется за дело, у него в помощниках друг семьи, матерый адвокат. По его совету Жак навещает вдову погибшего полицейского и убеждает ее в своей личной порядочности, готовности помочь семье и в искреннем раскаянии Эдди. Подпав под обаяние Жака, женщина готова подписать отказ от иска. Кажется, что еще чуть-чуть, и дело удастся замять, отделавшись более мягким наказанием.

И тут, подобно бумерангу из названия, темное прошлое Баткина возвращается и наносит нежданный удар. Вездесущие журналисты выясняют, что в молодости Баткин был гангстером, сидел в тюрьме, имитировал сумасшествие - в общем, тем еще был криминальным типом. Сенсационная новость вмиг разрушает все планы, разгневанная вдова швыряет Баткину его "грязные деньги". С этого момента борьба за сына не только оказывается в исходном пункте, но и отягощается новой вспышкой всеобщего осуждения.

Нетрудно догадаться, что Жака Баткина играет Ален Делон. Играет в привычной манере - сдержанно и лаконично. Нечеловеческое напряжение Баткина-Делона - не во внешних эффектах, а внутри, во взгляде, в выражении лица, скупой мимике, которые тем не менее передают всю глубину эмоций без ненужного "актёрства".

Драма Баткина лежит в двух плоскостях. В практическом плане главная задача - спасти сына любой ценой. Жак чувствует свою вину в случившемся, он был так занят бизнесом, что почти не знал, чем живет Эдди, "откупался" от родительских обязанностей дорогими подарками, недоглядел, как говорится.

Но есть и глубокая персональная, жизненная, экзистенциальная драма Жака Баткина. Много лет назад он, выходец из бедной семьи мигрантов, решил раз и навсегда завязать с преступным прошлым. Осознанно отсидел, по слова жены - "отдал долг обществу" и теперь абсолютно чист перед законом, что, по иронии судьбы, совершенно не волнует ни падкую на сенсации прессу, ни агрессивно настроенную общественность. Еще вчера приветливо и заискивающе здоровающиеся с ним сотрудники его компании, теперь отводят глаза и молча отворачиваются. Баткин снова, как годы назад, стал "грязным" для "чистеньких" обывателей.

Баткин видит, как упорные многолетние усилия, затраченные на достижение благополучия, приличной репутации, уважения окружающих, идет прахом. "У нас есть друзья" - бросает реплику жена. "У нас БЫЛИ друзья" - с горькой усмешкой отвечает Жак.

Катастрофа с сыном - движок крушения всех жизненных планов и надежд. В сильной сцене разговора во время тюремного свидания Жак сокрушается, что столько трудов положено на то, чтобы Эдди никогда не пришлось "пачкать руки" и испытать то, что пережил Жак, карабкаясь вверх на пути к счастью, которое с легкостью карточного домика рушится у него на глазах.

Такова эмоциональная завязка этой нестандартной криминальной драмы. Как далеко может зайти отцовская любовь в попытке спасти непутевого сына? Смог ли Жак полностью переродиться - или обстоятельства заставят его вспомнить былого себя, решающего вопросы незаконными, но эффективными методами? Удержат ли его любящая жена и мудрый советник-адвокат от необратимых шагов? Эти вопросы - основной драматургический и моральный стержень фильма.

В традиционно-критическом ключе для французского кино показана работа правоохранительных органов. Следователя и судейских не волнует судьба оступившегося юноши. Что убийство было несчастным случаем, что до роковой вечеринки Эдди имел незапятнанную репутацию, что искренне раскаивается, что еще не потерян для общества - не убедительные аргументы. Общественность требует жертвы - она ее получит. Чиновников от правосудия интересует не справедливость, а полезные для их карьеры статьи в прессе.

Ален Делон - несомненно, главная звезда "Бумеранга", вокруг него строятся все драматические перипетии, ему отданы самые сильные сцены. Помимо Делона особенно хочется выделить еще две роли. Ветеран французского кино Шарль Ванель выразительно сыграл старого адвоката, друга семьи и бесценного советчика. Он знал Жака еще молодым, когда-то помог ему выбраться из криминальной трясины и теперь всячески старается удержать его от роковых решений. В союзниках у адвоката - жена Баткина Мюриель, которая так же, как и старый друг, пытается спасти Жака от себя прежнего. Итальянская актриса Карла Гравина замечательно играет идеальную жену, которая не предаст мужа даже в самую тяжелую минуту.

"Как бумеранг" не принадлежит к числу главных - самых известных или успешных - фильмов Делона. Тем не менее это добротно сделанная, крепко снятая лента с интересным сценарием, грамотной режиссурой, выразительной музыкой Жоржа Делерю, отличной операторской работой и прекрасным актерским ансамблем.

На мой взгляд, эта картина достойна внимания всех любителей классического французского криминального кино. А для поклонников таланта Алена Делона, "Как бумеранг" - обязательный выбор. Вновь насладиться актерской игрой Делона, поволноваться за судьбу отчаянного и отчаявшегося отца и его непутевого сына - отличный вариант для вечернего просмотра!

-12