Быть ближе к природе легче всего в Санкт-Петербурге, Москве и Перми.
Создание экологичной и в то же время удобной инфраструктуры стало одной из ключевых задач для крупнейших городов страны, и не только их. Муниципалитеты наперегонки прокладывают велодорожки и пешеходные зоны, соревнуются в сортировке мусора и «умной» планировке городской территории. Для оценки их работы есть много метрик, одну из них предложил научный центр Smart Urban Nature Российского университета дружбы народов (РУДН). Совместно с компанией 2ГИС он составил Экоиндекс городов, основанный на данных о развитии городской инфраструктуры и на результатах опроса жителей 16 городов-миллионников. В тройку лидеров городской экологической повестки вошли Санкт-Петербург, Москва и Пермь.
Индекс, говорится в исследовании, основан на 31 критерии, которые объединены в шесть направлений. Каждое направление включает данные геосервиса 2ГИС о развитии экологической инфраструктуры в городах (например, обеспеченность городов велодорожками, шаговая доступность парков, востребованность общественного транспорта) и субъективные данные, полученные на основе опроса пользователей 2ГИС в городах-миллионниках (более 4 тыс. человек ответили на вопросы об удовлетворенности развитием экологической инфраструктуры). Опрос жителей проведен в апреле — мае 2024 г., данные 2ГИС были выгружены тогда же. Как именно учитывался вес каждого фактора в исследовании не раскрывается.
По каждому критерию город получал баллы — от 1 до 16 (чем больше, тем лучше). Сумма баллов по всем направлениям формирует итоговую позицию города в Экоиндексе.
Итак, на первом месте этого индекса городов-миллионников — Санкт-Петербург с 80,6 пунктами, за ним следует Москва (78,67 пункта) и Пермь (68,6 пункта). На четвертом и пятом месте Казань и Нижний Новгород (64 и 62,6 пункта соответственно). Завершают список из Ростов-на-Дону и, как ни парадоксально, Челябинск (49,8 и 43,3 пункта).
Самым зеленым городом стала столица — 64% горожан живут в 15-минутной пешей доступности от парков и скверов, в 71% парков есть детские и спортивные площадки. На втором и третьем местах — Санкт-Петербург и Екатеринбург.
Развитие общественного транспорта рассматривали в первую очередь с точки зрения его экологичности — аналитики рассчитали процент построения более экологичных маршрутов (на общественном транспорте, велосипедах и самокатах) от общего количества маршрутов в городе. Учитывался процент маршрутов на общественном транспорте, когда эковариант — троллейбус, трамвай, метро — является самым оптимальным для пользователя. Рассчитали и средний балл пробок в час пик; количество сетей каршеринга в городе и количество зарядных станций для электромобилей. В субъективных данных жители оценивали доступность и удобство передвижения на общественном транспорте, а также удобство использования каршеринга в городе. Лидером предсказуемо стала Москва — общественным транспортом в столице пользуются активнее, чем в большинстве миллионников. В тройку лидеров в сфере транспорта также вошли Санкт-Петербург и Казань.
В разделе «Экопрактики» эксперты изучили обеспеченность городов пунктами раздельного сбора мусора и количество компаний, которые вывозят крупногабаритный мусор, — в расчете на 100 тыс. жителей. Помимо объективных данных, учли, как горожане оценивают удобство сортировки мусора в городе, покупки бывших в употреблении вещей и т. д. Лидером здесь стала Пермь, в тройку лидеров вошли Новосибирск и Уфа.
Показатель «Доступность воды» был основан на двух критериях — протяженности набережных (прогулочные дорожки и тропинки на расстоянии не более 15 метров от воды) в городе из расчета на 100 тыс. жителей и удовлетворенности горожан близостью водных объектов в районе их проживания. Лидером рейтинга оказался Санкт-Петербург — общая протяжённость набережных в городе составила более 73 км. Доступность рек и каналов жители города в среднем оценивают на 6,6 балла из 10 — это максимальный балл среди всех миллионников. На втором и третьем местах — Красноярск и Нижний Новгород.
В показателе «Велосипеды» учитывали данные о протяженности велодорожек, количестве пунктов проката и мест на велопарковках — в расчете на 100 тыс. жителей. В субъективной части исследования изучили мнение горожан о доступности велодорожек. Первое место в этом направлении исследования заняла Москва: здесь больше всего пунктов проката, много мест на парковках, доступность велоинфраструктуры высоко оценили и жители. В тройку вошли Екатеринбург и Омск.
Самочувствие жителей стало единственным направлением в исследовании, в котором опирались только на субъективные данные — на оценку влияния экологической обстановки на физическое и психологическое здоровье жителей по их собственным ощущениям. Однозначным лидером снова стала Москва: горожане в среднем оценили оба критерия на 6,7 и 6,8 балла из 10, это самые высокие показатели среди городов-миллионников. На втором и третьем местах — Санкт-Петербург и Пермь.
Как рассказал «Эксперту» один из разработчиков индекса Виктор Матасов, он составлен впервые и будет обновляться из года в год. Экоиндекс, полагает Виктор Матасов, позволит разрабатывать планировочные документы (генпланы, мастер-планы, стратегии развития) с учетом изменений климата и с упором на развитие водно-зеленой инфраструктуры для улучшения как экологического состояния городской среды, так и здоровья населения.
Сегодня разрабатываются несколько новых индексов, которые затрагивают экологическую проблематику, говорит директор направления «Муниципальное экономическое развитие» Института экономики города Александр Пузанов. По его словам, экологическая повестка гораздо шире той, что представлена в методологии нового Экоиндекса, а 16 городов — небольшое количество.
Александр Пузанов напоминает, что основной источник загрязнения в городах — это выбросы транспорта. Потому для улучшения экологической ситуации в городской среде ключевое значение имеет снижение выбросов от автомобилей. Тем не менее, указывает эксперт, экологическая тема достаточно актуальна и серьезна, она требует серьезного изучения. Он напоминает, что Минприроды отслеживает ситуацию с экологией в городах, в первую очередь, тех, где она наиболее тяжелая, и там сегодня происходят позитивные изменения, в том числе в рамках национального проекта «Экология».
Автор: Алла Кораблева
Материалы по теме:
- Городская черта учености. Что делать с российскими наукоградами
- Городской совет. Как создавать в России новые города
- Город идет к храму. Что такое сакральные пространства в городе и для чего они нужны
- Новый ключ к Сибири. Как мастер-план помогает преобразовать Тобольск в туристическую столицу огромного региона
Все материалы «Эксперта» на expert.ru
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag