В 1419 году Флорентийская Шёлковая Гильдия, реагируя на сильную потребность в большом, расположенном в самом центре города детском приюте, заключила контракт с Филиппо Брунеллески (годы жизни 1377-1446) – членом гильдии, в которую входили исключительно одни ювелиры – для разработки плана здания. Он спроектировал простую симметричную структуру (позднее расширенную сразу после того, как творец отказался от активного участия в проекте), которая связала три отдельные части сооружения – монастырь, церковь и детские жилые помещения, каждое со своей собственной дверью – с монументальной аркадой в виде лоджии, образующей собой фасад здания.
Самой отличительной особенностью постройки стала именно лоджия, состоящая из десяти стройных колонн с коринфскими капителями, которые образуют девять квадратных пролётов с круглыми арками снаружи, окружённые боковыми пролётами на обоих концах здания, отмеченных двумя парами пилястр с соответствующими коринфскими капителями. Впервые в истории архитектуры тосканского Возрождения для формирования потолка лоджии Брунеллески использовал подвесные своды, а именно сферические треугольники в четырёх углах каждого из пролётов, поддерживающие собой куполообразную крышу.
Брунеллески намеревался оставить медальоны на фасаде между арками без украшений, но в 1485 году скульптор Андреа делла Роббиа (годы жизни 1435-1525) добавил к ним глазурованные сине-белые терракотовые медальоны с изображением спеленатых младенцев, которые и по сей день являются одной из самых узнаваемых особенностей сооружения.
К январю месяцу 1427 церковная часть здания была практически полностью завершена, и основные элементы фасада и лоджии, включая колонны, капители, арки и своды, а также два боковых крыла по бокам постройки, уже были в стадии реализации. Но именно в этот момент Брунеллески получил свою самую последнюю плату за работу в больнице, вполне вероятно, просто потому, что стал более активно участвовать в строительстве купола флорентийского Кафедрального Собора Санта-Мария-дель-Фьоре, а также в работе над Ризницей Сан-Лоренцо для итальянского банкира Джованни ди Биччи Медичи (годы жизни 1360-1429).
Затем Шёлковая Гильдия решила, что больница должна быть ещё больше, посему справа и сзади от первоначального плана Брунеллески были добавлены дополнительные секции. Как отмечал биограф архитектора Джанноццо Манетти (годы жизни 1396-1459):
«Именно это и нарушило первоначально задуманную симметрию и внесло в некоторые декоративные детали несколько ошибок, но в остальном здание в том виде, в котором оно и было полностью завершено, от замыслов Брунеллески существенно не отклонялось».
Воспитательный Дом – это самый первый общественный заказ в карьере Брунеллески, он и привнёс в архитектуру эпохи Возрождения его фирменный стиль. Многие элементы, которые он использовал, тогда уже считались типичными для больничных зданий предыдущего столетия, включая фасад с портиком и его романские круглые арки, и, как предполагает историк архитектуры Ховард Саалман (годы жизни 1928-1995) «даже новые подвесные своды, вполне возможно, были вдохновлены описаниями таких сводов в мозаичных изображениях, украшающих собой Флорентийский Баптистерий».
Как отмечает Саалман:
«Именно подход Брунеллески к сочетанию систематического использования геометрически определённых размеров и пропорций, а также всех античных деталей, заимствованных из классических источников, с упором на простоту, а не на разнообразие, и отличает его новаторство».
А как предполагает историк Эудженио Баттисти (годы жизни 1924-1989):
«Реорганизовав площадь перед флорентийской Церковью Сантиссима-Аннунциата, которая расположена под прямым углом и примыкает к больнице, её монументальный фасад в итоге стал фокусом общественной площади и определил собой для целого города новое социальное пространство. В те времена история архитектуры только лишь начинала стремиться к прямым улицам и единым фасадам».
- Архитектор – Филиппо Брунеллески
- Название – Воспитательный Дом (Оспедале-дельи-Инноченти)
- Год создания – 1419-1445
- Место нахождения – Флоренция, Италия