Найти тему
МГУ | 270

Аудиторный корпус. Часть 1

Теперь давайте отвлечемся от легенд, о которых шла речь в предыдущей статье. У участка, вошедшего в 1832 году в состав территорий Московского университета, имеется своя, довольно занятная история. В XVI веке там располагался Опричный двор Ивана Грозного. Характеризуя его, летописец писал о том, что земля вокруг него «поелику сырая всегда была, усыпана была белым песком по локоть в вышину». Именно этот песок обнаружили строители первой ветки московского метрополитена при прокладке тоннеля к метро станции «Библиотека имени Ленина». В XVII веке территорию уже бывшего Опричного двора занимали владения князей Черкасских, а в начале XVIII века они отошли одному из сподвижников Петра Великого адмиралу Фёдору Матвеевичу Апраксину, а затем одному из князей Долгоруких. После опалы последнего его недвижимое имущество было реквизировано казной. Затем на этом месте располагалась Медицинская коллегия, чуть позже – Главная аптека, которая поселила здесь «аптекарских учеников». Наконец, в конце XVIII века участок этот перешёл во владение сына денщика Петра Великого и отставного капитан-поручика Преображенского полка Петра Егоровича Пашкова, по чьему приказу архитектором Василием Ивановичем Баженовым был построен знаменитый Дом Пашкова, являющийся ныне украшением столицы.

Этот участок Пашков приобрёл, имея намерение, по моде своего времени, построить «дворец для маскерадов». Баженов представил свой проект Пашкову, который его одобрил. Началось строительство, но до конца оно доведено не было, скорее всего по финансовым причинам. Тем не менее отдельные строения на этом своем участке Пашков вполне прибыльно использовал или сдавал в аренду. К примеру, наряду с обычными постройками в усадьбе был даже манеж, который по прихоти истории некоторое время выполнял функции театра: после того как в 1805 году сгорел Петровский (ныне – Большой) театр, в манеже дома Пашкова некоторое время давались оперные спектакли. Но в целом недостроенный дворец с пристройками около сорока лет пустовал и разрушался. В этом печальном состоянии его и увидел император Николай I, решивший выкупить участок для Московского университета.

Проектирование здания поручили московскому архитектору Ефграфу Дмитриевичу Тюрину, который потратил три года на капитальный ремонт того, что осталось от предыдущей баженовской постройки и строительство нового здания. Примечательный факт: на возведение нового строения из общей суммы пожертвования (300 000 руб.) было потрачено немногим более 99 000 руб., т. е. треть суммы. Архитектор же отказался от вознаграждения и трудился бесплатно, считая большой честью работать для университета.

Неизвестный художник. Евграф Тюрин. 1855. 
(из книги: Тюрин-Митрохин С. А. Евграф Тюрин – архитектор и коллекционер. Исторические разыскания к биографии. М.: Изд-во УРАО, 2005).
Неизвестный художник. Евграф Тюрин. 1855. (из книги: Тюрин-Митрохин С. А. Евграф Тюрин – архитектор и коллекционер. Исторические разыскания к биографии. М.: Изд-во УРАО, 2005).

При перестройке усадьбы Тюрин не мог не учитывать её соседство с «казаковским» зданием университета, перестроенным после пожара 1812 года Доменико Жилярди. Интересно, что тогда Тюрин участвовал в восстановлении университетского дома в качестве помощника архитектора. И вот теперь он должен был спроектировать своё университетское здание. Элементом, связывающим оба строения, стала полуротонда манежа дома Пашкова, превращённого Тюриным в университетскую церковь Св. Татианы. Имея одинаковую высоту с угловой частью старого здания университета с другой стороны улицы, идентичное вертикальное членение, схожий ордер и лепные украшения, оно не только объединило обе университетские постройки в единый ансамбль, но и завершило торжественное оформление въезда на Большую Никитскую улицу. Церковное назначение постройки подчеркивалось распятием, некогда венчавшим аттик, и надписью «Приступите к Нему и просветитеся», позднее заменённой на «Свет Христов просвещает всех» (ныне распятие и надпись во второй редакции восстановлены). Внутреннее убранство церкви соответствовало её высокому статусу. Особенно примечателен был иконостас, выполненный в виде коринфской колоннады и украшенный распятием и скульптурами ангелов работы Ивана Петровича Витали.

Тюрин значительно перестроил внутренние и внешние элементы здания, но сохранил при этом фундамент старого «пашковского» дома. В результате перестройки от прежнего дворца Пашкова остался только стройный портик с фронтоном на парадном фасаде. Боковые портики и бельведер с куполом разобрали. Здание приобрело облик, характерный для позднего ампира. Новый учебный корпус Тюрин соединил с боковым флигелем усадьбы (церковью Св. Татианы) крытым переходом.

Существенной перестройке подверглась внутренняя планировка пашковского дома. В центре первого этажа здания располагался огромный бальный зал, обращенный окнами в сад. Тюрин его ликвидировал и вместо него сделал парадное фойе с широкой торжественной лестницей, ведущей на второй этаж. На уровне второго этажа лестницу по периметру окружала галерея с высокой двухъярусной мраморной колоннадой. К галерее примыкали помещения классов и аудиторий. Есть свидетельства того, что колоннада также использовалась в учебных целях: на ней размещались экспонаты естественнонаучных коллекций Музея натуральной истории в качестве наглядных пособий для демонстрации во время занятий. Вообще-то изначально предполагалось использовать новое здание и помещения в нём под студенческое общежитие, но в силу очевидного дефицита учебных площадей само собой получилось, что комнаты в новом доме стали использовать именно как аудитории. Поэтому новый корпус и получил свое название – Аудиторный.

Аудиторный корпус в 1884 году. Источник: Музей истории МГУ.
Аудиторный корпус в 1884 году. Источник: Музей истории МГУ.

Окончательная отделка фасадов и внутреннего убранства нового корпуса и церкви святой великомученицы Татианы была завершена в 1837 году. Тогда же вдоль фасада по Моховой улице установили великолепную чугунную ограду, с характерной для этого времени эмблематикой, сохранившуюся до нашего времени. 22 ноября 1837 г. в присутствии императора Николая I и министра народного просвещения графа С. С. Уварова был освящен храм и новый учебный корпус. После освящения Николай I присутствовал при начале занятий в новых помещениях университета.

Обаяние нового университетского здания заключалось еще и в том, что прежняя романтичность дворцовых строений Пашковых и светская роскошь композиции здания при перестройке не исчезли, но обрели строгость официального учреждения. Новое здание, таким образом, приобрело облик, характерный для позднего ампира. Еще в конце ХIХ в., до реконструкции Аудиторного корпуса, творение Тюрина смотрелось как монументальное сооружение, соразмерное с мощью окружающих строений Манежной площади и строгостью стен и башен Московского Кремля.

В 1876 году во дворе Аудиторного корпуса был установлен бюст М. В. Ломоносова, простоявший на этом месте до 1941 года. Об этом мы писали в предыдущих материалах. Следующей кардинальной реконструкции Аудиторный корпус подвергся на рубеже XIX-XX веков. Но об этом разговор пойдет в отдельной статье.

Продолжение следует.

Автор: доктор исторических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Д. А. Гутнов
Дизайн: А. А. Магера