Это противоречие обнаруживается при внимательном прочтение апостольских посланий апостола Иакова (брата Господня) и апостола Павла.
Первый (Иаков) говорит: спасение происходит делами закона. Дела людей, в согласии с законом Божьим, в основе. Вера без дел мертва.
Второй (Павел) говорит: человек спасается верой (милостью Божьей), а не своими делами по закону.
Кто прав?
Замечу.
Что это противоречие в свое время (16 век) напрягало Мартина Лютера, основателя протестантизма. Он принимал позицию апостола Павла, а Иаков его смущал.
Чтобы найти ответ надо покопаться в фигурах этих апостолов Христа и основаниях их противоречивых между собой утверждений.
Апостол Иаков.
Он был сводным братом Христа, от Иосифа Обручника, из колена Иудина. Сначала Иаков не верил в Христа, как в Мессию. Потом – поверил. Иаков был первым человеком, которому Христос явился после Своего Воскресения. После этого он стал апостолом… иудеев. То есть в своих проповедях он обращался, в основном, к иудеям, пытаясь привести их ко Христу. Он один из тех, кого называют иудеохристианами (таким был и апостол Петр, например)
В 34 году от РХ Иаков стал патриархом Иерусалима. В 62 он был убит иудеями: сброшен с колокольни.
Апостол Павел.
Он был римским (европейским) гражданином, из Восточной римской империи. Этнически был евреем, из колена Вениаминова. Павел имел образование и европейское, и иудейское. То есть это был человек широких взглядов. Действовал он как законник (то есть как раз – таки как тот человек, который знает и следует закону Божьему, закону праотцев). Павел не просто знал законы, он и активно действовал по ним. И это было для него достаточно? История его показала - нет.
Свет Божий, озаривший Павла по дороге в Дамаск, преобразил его. Павел стал апостолом… язычников. Он приводил язычников (по большей части древних европейцев) к вере в Христа. Не случись этого озарения с Павлом, он остался бы законником, фарисеем.
Павел был казнен в 64 году. Казнили его как римского гражданина.
Сравнение двух апостолов и их аудиторий.
Сравнение биографий и пути двух апостолов - Иакова и Павла - показывает их разницу и разницу аудиторий, к которым они обращались в своих проповедях.
Иаков был консервативным евреем, воспитанным строго на законе праотцев, на племенном законе. И обращался он к таким же представителям, пытаясь привести соплеменников к новой вере, не племенной, этнической, а зарождающейся мировой Здесь он встречал большой консерватизм и ему надо было проводить параллели новой религии с религией праотцев. В основе был закон, данный через Моисея. Объяснение его через явление Христа.
Иаков напоминал представителям своей аудитории, что мало только «умом чтить закон», надо его исполнять делами. Иаков выступает против только лишь умозрительного восприятия закона. Знать закон и говорить, что он важен – мало. Надо его исполнять практически. Тогда – спасешься.
Павел был европейским евреем. Он чтил закон праотцев, следовал ему, но постиг суть христианства, не исполнением древнего закона, а озарением и преображением. Характер этого преображения не был человеческим, не был основан на его прошлом опыте и его делах.
Почему именно ему явился этот свет? Почему он преобразил его? Здесь не было объяснений ни в законе, ни в действиях самого Павла, ни в скрепах его прошлого опыта. По справедливости, Христос, Которого Павел гнал должен был наказать Павла. Но Он его не убил, а преобразил Павла в новой, мировой, вере. Павел для этого ничего не делал. Ему открылось это негаданно, случайно, озарением, как дар Божий.
Понятно, что из своего личного опыта преображения Павел говорит, что спасение и добродетели не созидаются руками людей, а есть Тайна и дела Божьи.
Если бы не было такого понимания, то ни один злодей не спасся. Но история христианства показала на множественных случаях, что Бог милостив и спасает многих заблудших людей, при их обращении, при их вере и верности Богу.
Так значит Иаков не прав, а Павел прав?
Христианские богословы говорят, что правы оба, но каждый по-своему.
Ведь и в Евангелии Христос не говорит, что он пришел нарушить закон, но исполнить. И закон, данный через Моисея не был отменен Христом.
Тогда что получается?
Понимание Иакова и понимание Павла являются разными уровнями понимания, и, как бы, соподчиненными.
Иакова - первичным уровнем, необходимым для спасения: закон Божий надо исполнять практически, а не только знать его.
Павла - вторичным, более высоким уровнем для спасения: по вере Богу (доверию и верности), человеку подаются силы исполнять законы Божьи. Они становятся синхронными человеку.
Практический пример- аналогия из жизни
Все из школы мы помним, как не понимая тот или иной, например, математический или физический закон, мы зазубривали его, готовые формулы и шаблонно решали задачи, чтобы сдать контрольные или экзамены, получить аттестат и т.д (то есть для формальных, но важных вещей для жизни). Это путь закона, путь, о котором говорит Иаков. Зазубрить закон и понуждать себя следовать ему.
Но вот, читая учебник физики или математики, мы вдруг ловили инсайт и постигали физический смысл того или иного закона. И могли потом ловко и легко справляться с задачами. Это путь веры, путь озарения. Будто бы Бог тайно открыл нам очи ума, подав озарение и понимание смысла закона.
Только понимание и применение математического или физического закона требует лишь постижения его умом. Озарения ума в постижении смысла.
Постижение смысла нравственного закона предполагает участие всего человека: ума, сердца (чувств) и воли его. Очень часто, как говорят опытные подвижники, не на уровне ума, а сердца встречаются препятствия к постижению. Прокачать, исправить надо. В том числе, через сердечные покаяния.
Какой же вывод можно сделать из этого?
Выполнять закон нравственный Божий надо – чтобы не иметь последствий его нарушения. Но как выполнять? На начальном этапе волевым усилием, понуждая себя к этому. И это то, о чем говорит Иаков.
Но есть другой способ, другая возможность, другое, большее измерение: веры Богу, любви к Богу.
Вера Богу, верность Ему, подает человеку неведомые, огромные силы исполнять закон Божий просто, и быть спасенным.
Я не потому исполняю закон, что боюсь последствий, боюсь наказаний. Я потому исполняю закон, что люблю Бога и верю Ему. Не страх наказания, а любовь к Богу, верность Ему, дают мне силы и возможности. И через это я спасаюсь.
Вот когда это приходит к человеку, кажущееся противоречие в проповедях двух апостолов исчезает.
Хотите поделиться по теме – пишите в комментариях.
Ставьте лайк.
Приглашайте друзей.
Делитесь с друзьями.
Добра всем.