В 1708 г. на месте Князь-Владимирского собора была построена деревянная церковь Святого Николая, а в 1713 г. — мазанковая Успенская церковь, которая позже получила статус собора. Территорию вдоль берега Малой Невы, где была расположена церковь, часто подтапливало во время наводнений. По этой причине эту местность стали называть «Мокруша», а Успенскую церковь в народе прозвали «Успение на Мокруше».
В 1740 г. недалеко от старой деревянной церкви началось строительство каменного храма по проекту архитектора Земцова Михаила Григорьевича, а после его смерти в 1742 г. работы продолжил Пьетро Антонио Трезини. Проект Трезини предполагал строительство одноглавого храма наподобие Петропавловского собора. Но и Трезини не довел строительство до конца. После дворцового переворота, в результате которого на престол взошла императрица Елизавета Петровна, финансирование строительства храма прекратилось. Здание успели вывести под своды, но дальнейшие работы были остановлены.
В 1747 г. Елизавета Петровна решила, что собор необходимо достроить, но возвести его не одноглавым, а пятиглавым — как Успенский собор в Москве. Тогда Трезини подготовил новый проект — уже пятиглавого собора, но императрице проект не понравился. Во время правления Елизаветы Петровны собор так и не был достроен.
Новый проект пятиглавого собора был утвержден только при Екатерине II — в 1765 г. конкурс выиграл проект архитектора Антонио Ринальди. К 1772 г. черновые работы по возведению собора были завершены. Собор хорошо просматривался из залов парадной анфилады Зимнего дворца, а его колокольня служила ориентиром для кораблей, плывущих из залива в Малую Неву. В этом же году обветшавший старый Успенский собор был уничтожен пожаром, а новый каменный собор был совсем без внутренней отделки, к тому же так же пострадал от пожара. Проводить службы в новом соборе было невозможно. Тогда для служб по-быстрому был приспособлен притвор собора, где 8 сентября 1772 г. освятили Успенский придел. И тут строительные работы снова остановились.
31 мая 1783 г. Екатерина II пожелала, чтоб строительство собора завершилось, и издала указ о передаче дела о строительстве в ведение Александро-Невской лавры. Работы возобновились и были завершены под руководством архитектора Старова Ивана Егоровича.
Главный престол собора был освящен 1 октября 1789 г., только уже не в честь Успения Богоматери, а во имя святого князя Владимира. Окончание строительства собора совпало с присоединением к России Крыма. На гербе Крыма был изображен византийский орел с восьмиконечным крестом на груди, который напоминал о принятии князем Владимиром христианства в Константинополе. Таким образом собор, освящённый во имя Святого Равноапостольного князя Владимира, должен был напоминать об обретении Россией «купели своего крещения». В память о первоначальном посвящение собора было сохранено наименовании одного из его приделов — Успенского. Чуть позже был устроен еще один придел — Никольский. Приделы были расположены в отдельных небольших помещениях по сторонам от притвора; службы зимой проходили только них. В 1866-1867 гг. оба придела были перенесены в боковые нефы Князь-Владимирского собора. Успенский придел занял место справа, а Никольский — слева от главного алтаря. При этом весь собор был сделан теплым.
В 1806 г. при соборе открылось духовное училище.
В 1845 г. Князь-Владимирский приобрел статус орденского, и появилась традиция отмечать орденский праздник 22 сентября.
В 1875-1917 гг. в соборе размещалось благотворительное общество и приют для сирот.
В 1870 г. император Александр II решил, что площадь при соборе «не соответствует наружному благоустройству столицы», и в 1871-1872 гг. территорию вокруг собора облагородили — провели работы по озеленению, возвели ограду и две часовни. Проект ограды и часовен разработал архитектор Брюлло Николай Федорович. Часовни, к сожалению, до наших дней не сохранились.
Строительство еще одной часовни началось в 1882 г. Новая часовня располагалась ближе к Тучкову мосту. Строительство велось на средства прихожан в память об императоре Александре II. Над проектом часовни работал архитектор Николай Николаевич Ковригин, плату за свою работу он не взял — это был его дар Князь-Владимирскому собору. 2 июня 1886 г. часовню освятили. Между часовней и собором был разбит сквер по проекту садового мастера Эдуарда Людвиговича Регеля.
В апреле 1922 г. большевики пытались вынести из собора церковные ценности, но прихожане встали на их защиту.
В 1922-1926 гг. Князь-Владимирский собор принадлежал радикальной обновленческой группе «Живая Церковь». Храму требовался ремонт, но денег на это у группы не было. Поэтому с 1926 по 1927 г. собор был закрыт.
В 1927 г. собор был передан Московской Патриархии. Его заново освятили и на пожертвования верующих капитально отремонтирован.
В октябре 1933 г. были сняты соборные колокола и отправлены на переплавку.
Тем не менее, Князь-Владимирский собор оставался действующим, и в 1934 г. оказался единственным действующим храмом на Петроградской стороне.
В 1938-1941 гг. Князь-Владимирский собор носил статус кафедрального. В 1941 г. резиденция Ленинградской митрополии была перенесена из Князь-Владимирского собора в Николо-Богоявленский, который и стал кафедральным на следующие 60 лет.
В 1940 г. в Князь-Владимирский собор перенесли Казанскую икону Божией Матери, которая находилась в Казанском соборе.
Во время Великой Отечественной войны утренние и вечерние богослужения в храме не прерывались ни на один день. Пасхальные богослужения в Ленинграде и в 1942-1944 гг. были перенесены на раннее утро. В первую блокадную Пасху, в ночь с 4 на 5 апреля 1942 г. был массированный вражеский налет на осажденный город — Князь-Владимирский собор получил многочисленные повреждения осколками снарядов, на его южном фасаде были выбиты почти все окна.
В 1946 г. были возвращены колокола. Самый большой колокол был отлит в Финляндии.
В 2001 г. Казанскую икону Божией Матери вернули в Казанский собор, а вместо нее оставили копию.
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Блохина, 26
Архитекторы: Земцов Михаил Григорьевич, Трезини Пьетро, Ринальди Антонио, Старов Иван Егорович
Год постройки: 1789 г.
Стиль: барокко